Редактирование и «вылеживание» научной работы

После написания научной работы необходимо отложить ее на некоторое время. Работа должна «вылежаться». Автор дол­жен забыть свой труд, отойти от него, заняться другими рабо­тами.

Каков период «вылеживания» научной работы, на этот воп­рос нельзя дать однозначного ответа. Многое зависит от разме­ра научной работы, ее характера и от самого автора. Желатель­но, чтобы автор несколько забыл свое произведение, чтобы поз­же приступить к просмотру его как посторонний читатель.

После «вылеживания» научной работы приступают к ее редактированию, ко второму процессу – критико-аналитическому. Часто приходится наблюдать, что ошибки, которые с та­ким трудом исправляются во время творчества, делаются со­вершенно ясными и легко исправимыми по прошествии некото­рого времени. Ч. Дарвин не любил спешить с печатанием своих законченных работ. В автобиографии он пишет: «Книга «Насе­комоядные растения» была напечатана в 1875 г., через 16 лет после первых наблюдений. Отсрочка в этом случае, как и для моих других книг, была для меня большим преимуществом, так как человек после долгого промежутка времени, может крити­ковать свое сочинение почти так же хорошо, как если бы это был труд другого лица».

Редактирование — тяжелый труд. Один из основных при­емов редактирования — вычеркивания и сокращения.

В первом наброске сочинения автор допускает повторение, отклонения от темы, вставки, лишние слова, обороты. Поэтому при редактировании вычеркивается всё, что мешает пониманию темы, что, затемняет изложение.

Обычно мы хорошо видим недостатки в изложении, в стиле сочинений своих товарищей и с трудом замечаем эти недостатки в своих произведениях. Вычеркивать чужое легче, свое – труд­но. Поэтому здесь необходима неторопливая работа, вниматель­ное обдумывание каждого предложения, отдельного слова.

Сокращению, вычеркиванию помогает мысль о читателе. Прочитав абзац, фразу, слово, следует спросить: что это дает читателю? Помогает ли уяснению вопроса: не обременят ли чи­тателя, не потребует ли от него лишней затраты времени?

Умение вычеркивать очень высоко ценил А. П. Чехов. Он давал такой совет начинающим писателям: «Короче, как можно короче надо говорить».

Необходимо сжимать, сокращать, вычеркивать, выпускать «воду» при ре­дактировании своего исследования.

В каждой написанной научной работе неизбежны те и дру­гие ошибки, недосмотры, промахи. Ошибки часто вызываются спешкой в работе. Невнимательная, спешная работа обычно при­водит к грубейшим ошибкам. Иногда ошибки происходят вслед­ствие некритического отношения к источникам, заимствования фактов из других книг без их проверки.

Для предупреждения ошибок необходимы: педантичная аккуратность и точность на протяжении всего процесса иссле­дования, на всех стадиях, строгое, критическое отношение ко всем фактам, цифрам, мнениям, взглядам. Важным условием предупреждения ошибок является предварительное чтение рукописи близким товарищем.

Римляне имели похвальный обычай зачитывать свои рабо­ты друзьям до публикации их. Они преследовали этим двоякую цель: получали указания и критическую оценку сочинения до его появления в свет, и не публиковали того, что еще не созрело.

После первого просмотра работы близким товарищем и ис­правления, целесообразно прочитать работу или ее выводы на научном заседании, или в научном кружке. Следует заранее заготовить тезисы своего доклада, чтобы слушатели могли об­думать и подготовиться к докладу и его критике.

Важным средством для устранения ошибок является рецен­зирование работы, критическое ознакомление до ее печатания. При рецензировании необходимо исходить из той задачи, ка­кую преследовал автор, его темы, срока выполнения. Рецензия должна содержать не общие утверждения, а конкретные указания, как и что исправить.Нельзя ограничиваться в рецензии указанием, что не все источники использованы, нужно обяза­тельно отметить, какие именно источники или какие следовало бы проделать опыты для доказательства тех и других положе­ний. При тех и других замечаниях необходимо отметить стра­ницу и строку. Рецензент должен помогать автору.

Оценка сочинения имеет еще одно значение: исследователь, закончив свой труд, часто сомневается в его ценности, значе­нии, иногда оно ему не нравится, рождается чувство горечи о напрасно потерянном времени и труде для его написания. Ком­петентная критика и надлежащая оценка научной работы осво­бождают автора от сомнений и мучений.

Переходя к заключительной стадии научного исследования, начинающим исследователям следует держаться золотого пра­вила: писать больше, печатать меньше. Писание само по себе важно для лучшего понимания вопроса, для упражнения и усо­вершенствования научно-исследовательской способности. Ис­следователь приобретает такими упражнениями умение и мас­терство в собирании и обработке материала, в изложении и оформлении темы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: