После написания научной работы необходимо отложить ее на некоторое время. Работа должна «вылежаться». Автор должен забыть свой труд, отойти от него, заняться другими работами.
Каков период «вылеживания» научной работы, на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. Многое зависит от размера научной работы, ее характера и от самого автора. Желательно, чтобы автор несколько забыл свое произведение, чтобы позже приступить к просмотру его как посторонний читатель.
После «вылеживания» научной работы приступают к ее редактированию, ко второму процессу – критико-аналитическому. Часто приходится наблюдать, что ошибки, которые с таким трудом исправляются во время творчества, делаются совершенно ясными и легко исправимыми по прошествии некоторого времени. Ч. Дарвин не любил спешить с печатанием своих законченных работ. В автобиографии он пишет: «Книга «Насекомоядные растения» была напечатана в 1875 г., через 16 лет после первых наблюдений. Отсрочка в этом случае, как и для моих других книг, была для меня большим преимуществом, так как человек после долгого промежутка времени, может критиковать свое сочинение почти так же хорошо, как если бы это был труд другого лица».
|
|
Редактирование — тяжелый труд. Один из основных приемов редактирования — вычеркивания и сокращения.
В первом наброске сочинения автор допускает повторение, отклонения от темы, вставки, лишние слова, обороты. Поэтому при редактировании вычеркивается всё, что мешает пониманию темы, что, затемняет изложение.
Обычно мы хорошо видим недостатки в изложении, в стиле сочинений своих товарищей и с трудом замечаем эти недостатки в своих произведениях. Вычеркивать чужое легче, свое – трудно. Поэтому здесь необходима неторопливая работа, внимательное обдумывание каждого предложения, отдельного слова.
Сокращению, вычеркиванию помогает мысль о читателе. Прочитав абзац, фразу, слово, следует спросить: что это дает читателю? Помогает ли уяснению вопроса: не обременят ли читателя, не потребует ли от него лишней затраты времени?
Умение вычеркивать очень высоко ценил А. П. Чехов. Он давал такой совет начинающим писателям: «Короче, как можно короче надо говорить».
Необходимо сжимать, сокращать, вычеркивать, выпускать «воду» при редактировании своего исследования.
В каждой написанной научной работе неизбежны те и другие ошибки, недосмотры, промахи. Ошибки часто вызываются спешкой в работе. Невнимательная, спешная работа обычно приводит к грубейшим ошибкам. Иногда ошибки происходят вследствие некритического отношения к источникам, заимствования фактов из других книг без их проверки.
|
|
Для предупреждения ошибок необходимы: педантичная аккуратность и точность на протяжении всего процесса исследования, на всех стадиях, строгое, критическое отношение ко всем фактам, цифрам, мнениям, взглядам. Важным условием предупреждения ошибок является предварительное чтение рукописи близким товарищем.
Римляне имели похвальный обычай зачитывать свои работы друзьям до публикации их. Они преследовали этим двоякую цель: получали указания и критическую оценку сочинения до его появления в свет, и не публиковали того, что еще не созрело.
После первого просмотра работы близким товарищем и исправления, целесообразно прочитать работу или ее выводы на научном заседании, или в научном кружке. Следует заранее заготовить тезисы своего доклада, чтобы слушатели могли обдумать и подготовиться к докладу и его критике.
Важным средством для устранения ошибок является рецензирование работы, критическое ознакомление до ее печатания. При рецензировании необходимо исходить из той задачи, какую преследовал автор, его темы, срока выполнения. Рецензия должна содержать не общие утверждения, а конкретные указания, как и что исправить.Нельзя ограничиваться в рецензии указанием, что не все источники использованы, нужно обязательно отметить, какие именно источники или какие следовало бы проделать опыты для доказательства тех и других положений. При тех и других замечаниях необходимо отметить страницу и строку. Рецензент должен помогать автору.
Оценка сочинения имеет еще одно значение: исследователь, закончив свой труд, часто сомневается в его ценности, значении, иногда оно ему не нравится, рождается чувство горечи о напрасно потерянном времени и труде для его написания. Компетентная критика и надлежащая оценка научной работы освобождают автора от сомнений и мучений.
Переходя к заключительной стадии научного исследования, начинающим исследователям следует держаться золотого правила: писать больше, печатать меньше. Писание само по себе важно для лучшего понимания вопроса, для упражнения и усовершенствования научно-исследовательской способности. Исследователь приобретает такими упражнениями умение и мастерство в собирании и обработке материала, в изложении и оформлении темы.