Металлы и сплавы

Лекция №2 (6 ч). Материалы, используемые для производства изделий народных ремёсел

Народное творчество

Народные промыслы в нашем городе.

В литературных источниках часто упоминается наш Мозырский район. Здесь развивались такие виды творчества как гончарство, ткачество, вышивка, вязание, лозоплетение, соломоплетение, резьба по дереву, керамика.

В нашем городе в 1956 году была создана фабрика художественных изделий. В настоящее время все фабрики художественных изделий объединены в ассоциацию белорусских народных художественных промыслов.

Какие же изделия изготавливают на нашей фабрике? Какие народные промыслы здесь развиты и на каком уровне?

Народные промыслы: керамика, ткачество, лозоплетение, соломоплетение,

вышивка ручная и машинная, ручная и машинная вязка.

Народные мастерицы изготавливают здесь изделия из соломки: из лозы – корзинки, сухарницы, панно; керамики – сувениры, вазы, подсвечники, панно, сервизы; вышивка – в основном постельное бельё, женские халаты, ночные сорочки, блузки, салфетки, накидки.

На художественном совете республики Беларусь при обсуждении ассортимента предприятий данного профиля. Мозырские тканые, керамические и лозовые изделия были признаны лучшими изделиями в республике, была отмечена неповторимость Мозырских народных промыслов.

Схема развития

декоративно–прикладного творчества

ДПИ

Формы ДПИ

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕМЕСЛЕННАЯ ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ

НАРОДНОЕ НАРОДНЫЕ

ИСКУСТВО РЕМЕСЛА

САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НАРОДНЫЕ

ИСКУССТВО ИСКУССТВО ПРОМЫСЛЫ

ПОСРЕДНИК

РЫНОК


Для изготовления изделий народных художественных промыслов и сувениров применяют различные материа­лы: металлы и их сплавы, камни, пластические массы, дерево, кость и рог, керамику и стекло, кожу, пряжу и нитки, ткани и многие другие. В качестве вспомогатель­ных и отделочных материалов используют лаки, красите­ли и прочее.

В производстве художественных изделий и сувениров применяют в основном цветные металлы – медь, алюми­ний, цинк, олово; из благородных металлов – серебро, реже – золото. Кроме того, цинк и олово используют для получения сплавов и припоев, а хром и золото – для улучшения внешнего вида изделий, защиты их от коррозии и истирания. Находят применение и такие металлы, как кадмий, ртуть, сурьма, висмут, мышьяк, кобальт, вольфрам, молибден, марганец. Их используют главным образом в виде небольших добавок к сплавам для изменения их свойств или в качестве покрытий. Из сплавов черных металлов применяют чугун и сталь, из сплавов цветных металлов – чаще других мельхиор, нейзильбер, томпак, полутомпак, латунь, бронзу.

Медь – металл красноватого цвета. Обладает высо­кой вязкостью и пластичностью, в связи с чем приме­няется для изготовления изделий с очень сложным орна­ментом (узором). Проволока из красной меди в отож­женном состоянии становится настолько мягкой и плас­тичной, что из нее без труда можно вить всевозможные шнуры и выгибать самые сложные элементы орнамента. Кроме того, она очень легко спаивается сканым сереб­ряным припоем, хорошо серебрится и золотится. Эти свойства меди делают ее незаменимым материалом при производстве филигранных изделий.

Коэффициент линейного и объемного расширения меди при нагревании приблизительно такой же, как у горячих эмалей, в связи с чем при остывании эмаль хо­рошо держится на медном изделии, не трескается, не отскакивает. Благодаря этому мастера для производства эмалевых изделий предпочитают медь всем другим ме­таллам.

Алюминий – металл серебристо-белого цвета с голу­боватым оттенком, пластичный, хорошо прокатывается, штампуется, полируется, устойчив к коррозии. Эти свой­ства позволяют использовать алюминий для изготовления различных видов украшений с последующим их анодированием и окраской под золото или в другие цвета, а также многих сувениров – нагрудных знаков, брелоков, макетов и др.

Цинк – металл синевато-серого цвета с сильным ме­таллическим блеском. Обладает высокой жидкотекучестью, что дает возможность использовать его для про­изводства ажурных работ, а также для припоев.

Олово – металл серебристо-белого цвета, очень ков­кий. Легко раскатывается в тончайшие листочки – оло­вянную фольгу, хорошо вытягивается в проволоку. При­меняется в качестве припоя.

Хром – имеет очень красивый серебристо-белый цвет с синеватым отливом. Характеризуется большой твердо­стью, стойкостью против действия влаги, щелочей, азот­ной кислоты, большинства газов и органических кислот, а также большой сопротивляемостью механическому износу. В производстве художественных изделий хром используют как защитно-декоративное покрытие.

Серебро – благородный металл белого цвета. Отлича­ется красивым внешним видом, хорошим блеском и наивысшей отражательной способностью, высокой стойкостью к воздействию химических соединений и атмо­сферных влияний. Это позволяет применять его для по­крытий (серебрения) изделий из неблагородных метал­лов. Серебро легко прокатывается в тонкие листы и вы­тягивается в тонкую проволоку, поэтому служит хорошим материалом для производства филигранных изделий. В чистом виде его применяют для изготовления высоко­художественных эмалевых изделий, изделий, выполняе­мых чеканкой, гравировкой, или черненых серебряных изделий. Серебро – основной компонент в серебряных твердых ювелирных припоях, которыми спаивают сереб­ряные, медные и другие изделия.

Золото – благородный металл желтого цвета с силь­ным блеском, мягкий, легкотягучий, ковкий, тяжелый. Оно обладает многими ценными свойствами: не соеди­няется с кислородом воздуха, не изменяется от действия сероводорода, устойчиво к большинству кислот и щело­чей. Золото растворимо только в царской водке (смесь азотной и соляной кислот в соотношении 1:2 или 1:3), хлорной и бромной воде и растворе цианистого калия. В производстве золото применяют для золочения худо­жественных изделий из неблагородных металлов.

Чугун – сплав железа с углеродом, черного цвета, обладает высокими литейными свойствами. Используется

для литых и ажурных работ.

Сталь– сплав железа с углеродом (до 2%), содер­жащий примеси марганца, кремния, серы, фосфора, а иногда и дополнительные (легирующие) элементы: хром, никель, вольфрам и др. Она более пластична, чем чугун, очень твердая, устойчива к коррозии.

Томпак– сплав меди с цинком (10–12%), медно-красного цвета, пластичный, с высокой температурой плавления, хорошо поддается обработке в холодном со­стоянии.

Полутомпак. – отличается от томпака большим содер­жанием цинка (15–20%), по свойствам аналогичен томпаку, но светлее последнего.

Латунь –сплав меди с цинком (32–43%), желтого цвета. Обладает большой пластичностью, хорошо под­дается горячей и холодной обработке давлением.

Мельхиор– сплав меди с никелем (12–20%). Имеет серебристый, чуть с желтоватым оттенком, цвет. Отли­чается от сплавов меди с цинком более высокой темпе­ратурой плавления. Применяется для получения филигранных изделий или для изготовления столовых прибо­ров, с покрытием серебром (до 24 мкм).

Нейзильбер– сплав меди с никелем (15%) и цин­ком (20%), красивого серебристого цвета. Используется так же, как мельхиор.

Бронза– сплав меди с оловом (от 2 до 11%) с до­бавкой цинка и свинца. Имеет красивый светло-желтый цвет. Обладает высокой температурой плавления, хоро­шими литейными свойствами. Применяется при изготов­лении скульптур малых форм и сувенирных медалей.

Камни

Камни поделочные (цветные)

Поделочные камни – непрозрачные, иногда слабопросве­чивающиеся минералы красивой окраски. В производст­ве художественных изделий поделочному камню принад­лежит значительное место. Гармоническое сочетание кра­сок, разнообразие причудливых узоров, способность к по­лировке – все это делает поделочный камень незамени­мым материалом для мастера. По твердости поделочные камни подразделяют на три группы: твердые – халце­дон, агат, орлец (родонит), яшма, нефрит, лазурит, ча-роит и др.; средние–малахит, серпентин (змеевик), мрамор и др.; мягкие–гипсовый камень, ангидрит, алебастр, селенит, тальк, талькохлорит, кальцит и др.

Халцедон – представляет собой одно из плотных ви­доизменений мутно-прозрачного или просвечивающегося кварца. Халцедон имеет серовато-фиолетовый или серый цвет, часто со светлыми разводами.

Агат – многоцветно-рисунчатая разновидность халце­дона слоистого строения. Цвет и оттенки агата очень разнообразны. Лучшим считается агат розового цвета с изумрудно-зеленоватыми жилками.

Орлец (родонит) – ценный поделочный камень, со­стоящий из соединений марганца с кремнеземом, розо­вого цвета с различными оттенками, иногда малинового (лучшие сорта), с желтыми и черными пятнами и при­чудливо переплетающимися прожилками, со стеклянным ^лесЙэм. ©рлец^е^пр^з^уач-ен, при незначительной толщи­не просвечивает по краям. Яшма – твердый непрозрачный минерал, представля­ет собой кварц с оксидами железа. Яшма отличается большим разнообразием окраски – сплошной, пестро-цветной, полосатой различных цветов и оттенков. Слож­ные сочетания красок и рисунков в яшме часто образуют своеобразные пейзажи – лесные заросли, снежные вер­шины, тихие речки и бушующие морские волны. Это весь­ма распространенный и дешевый камень.

Нефрит – твердый вязкий минерал различных оттен­ков зеленого цвета – от нежно-зеленого до самых тем­ных тонов с неповторимым узором жилок и пятен. Встре­чается также и молочно-белый, желтый и черный нефрит. Для него характерны масляный блеск, просвечиваемость подобно воску, способность легко поддаваться полировке и высокая сопротивляемость механическим воздействиям (больше чем у всех других каменных пород).

Лазурит (ляпис-лазурь) – мелкокристаллический минерал, алюмосиликат с очень сложным химическим составом, отличается хрупкостью. Имеет прекрасный густо-синий цвет – яркий и сверкающий при солнечном свете, темный и тусклый при электрическом. Великолеп­ными декоративными качествами отличается синий лазу­рит, расцвеченный белыми и голубыми пятнами.

Чароит – новый поделочный камень, открытый геоло­гами при строительстве БАМа на реке Чара. Минерал имеет тонковолокнистое строение, поэтому при его обра­ботке чаще всего применяют полировку. В результате полировки на поверхности чароита появляется красивый узор из тонких, сливающихся друг с другом струй раз­личных сиреневых и фиолетовых оттенков. Окраска его может быть и коричневой. Чароит имеет шелковистый отлив, что создает как бы переливающуюся, струящуюся Покраску. Это прочный и вязкий камень.

Гранит – горная порода, состоит из полевого шпата, кварца, слюды. Граниты прочны, разнообразны по окраске: белые, серые, желтые, розовые, красные, черные.

Кварцит – красивый, плотный, полупрозрачный мине­рал, состоящий из мелких кусочков кварца неправильной формы. Имеет окраску белую, желто-розовую или иную с прожилками.

Малахит– состоит из водной углекислой соли меди, непрозрачный минерал красивого слоистого строения, с чередованием темных и светлых полос и пятен зеленого цвета, с шелковистым блеском, в зависимости от рисунка различают малахит радиально-лучистый и ленточно-струистый.

Серпентин (змеевик) – минерал скрытокрысталлического, или аморфного строения, обычно темно-зеленого цвета с черными крапинками и прожилками, напоминаю­щими окраску змеиной кожи, за что и получил свое вто­рое название – змеевик. Иногда встречается серпентин белого цвета с зеленоватым оттенком, желтовато-зелено­го и чисто-зеленого цвета, просвечивающийся по краям.

Мрамор – кристаллическая горная порода, образо­вавшаяся в толще земной коры из известняков и доломи­тов в процессе изменения их структуры под влиянием вы­соких температур, давления и химических воздействий. Мрамор бывает самых разнообразных цветов: белый, се­рый, желтый, красный с прожилками, других цветов и самых различных рисунков. Хорошо полируется.

Гипсовый камень (гипс поделочный) – минерал мик­рокристаллической структуры. Окраска его разнообраз­на – чисто-белая, желтовато-белая, зеленоватая, розова­тая с золотистыми или голубыми прожилками, красная от бледного до интенсивного цвета, темно-серая пятнис­тая. Такую окраску придают гипсу глина, песок, доломит, кальцит, ангидрит и другие примеси. Примеси и желе­зистые соединения либо сплошь окрашивают гипсовый камень, либо создают в его массе волнообразные полосы, прожилки, пятна. Значительное разнообразие природной окраски и легкая обрабатываемость сделали его ценным материалом для изготовления всевозможной скульптуры малых форм, художественных декоративных изделий.

Ангидрит – разновидность гипсового камня. Залегает обычно в нижних горизонтах месторождений гипсового камня. Это мрамороподобный, часто полупрозрачный минерал. Ангидрит бывает белый, серый, голубоватый (особенно красив бледно-синеватый тон), розоватый или почти бесцветный. Он тверже гипса, поэтому его труднее обрабатывать.

Алебастр – плотная тонкозернистая разновидность гипса, белого цвета с нежным узором прожилок. Это прекрасный материал для скульптурных изделий, а также для мелких художественных изделий и сувениров.

Селенит (волокнистый гипс) – разновидность гипсовго,камня, образующаяся в результате перекристалли­зации гипсовых слоев. Залегает горизонтальными жи­лами среди известково-глинистых пород. Имеет золотисто-желтую и серебристо-белую с шелковистым блес­ком окраску. Селенит мягче гипсового камня, хрупок, легко расщепляется по волокнам. Эти свойства ослож­няют его обработку, поэтому применяется он реже ан­гидрита и алебастра.

Тальковый камень (тальк) – поделочный камень, относящийся к группе магнезиальных силикатов. Имеет зеленоватый цвет – от бледных зеленовато-серых до ин­тенсивно-зеленых тонов, напоминающих нефрит. Примеси железа в тальке дают нежную светло-зеленую окраску, иногда с темными пятнами и прожилками. Это самый мягкий минерал из всех цветных камней. При обработке инструментом крошится, изделия из него легко поддаются царапанию и разрушению от ударов. Он легко поли­руется.

Талькохлорит – горная порода, состоящая из талька и хлорита. Это плотный минерал, несколько тверже гипсового камня. Цвет талькохлорита – от белого до яблочно-зеленого, зеленого и темного буро-зеленого раз­личных оттенков.

Кальцит (известковый шпат) – минерал, относя­щийся к классу карбонатов, СаСОз. Имеет преимущест­венно буровато-коричневую окраску, но бывает бесцвет­ным и белым, слабоокрашенным в желтый, розовый, зе­леный цвета. Кальцит тверже гипсового камня, поэтому его труднее обрабатывать.

Камни органического происхождения

К камням органического происхождения относятся: жем­чуг, коралл и янтарь.

Жемчуг – образования шарообразной или неправиль­ной формы, развивающиеся в раковинах некоторых мол­люсков из того же вещества, из которого состоит и сама раковина. Цвет морского жемчуга: белый, желтый, кре­мовый, розовый, голубой, красный, черный. Часто мор­ской жемчуг люминесцирует в ультрафиолетовых лучах голубоватым, белым, зеленоватым цветом. Речной жем­чуг имеет нежные окраски – белую, розовую, голубоватую.

Коралл – известковая масса скелета беспозвоночного морского животного. Обладает исключительно красивой окраской: ярко-красной, карминной, розовой и белой, непрозрачен.

Янтарь – ископаемая окаменевшая смола древних вымерших хвойных деревьев. Как ювелирное украшение применяется с давних пор. Об этом говорят янтарные находки в древних погребениях. Наибольшего расцвета применение янтаря для изготовления художественных изделий достигает в XVII–XVIII вв. Тогда из него выра­батывали главным образом бытовые предметы: вазочки, табакерки, шкатулки, резные кубки. Используют янтарь также для облицовки и инкрустации мебели. В XIX и первой половине XX в. из этого красивого камня изго­товляли ручки для зонтов и ножей, набалдашники для тростей, пуговицы, гребенки. И только со второй поло­вины XX в. янтарь получает самостоятельную ценность. Сегодня янтарь – самоцвет, из которого делают прекрас­ные декоративные вещи и предметы украшения.

Цветовая гамма янтаря очень широкая: от водянисто-бесцветного до вишневого, есть даже черный янтарь. Причем каждый кусочек янтаря может иметь различную степень прозрачности. В зависимости от степени про­зрачности янтарь условно подразделяют на следующие виды: облачный, т. е. полупрозрачный, костяной и пе­нистый – практически непрозрачный, бастард, просвечи­ваемый лишь в тонких сколах, занимающий промежу­точное место между прозрачным и костяным янтарем. Есть и промежуточные варианты. Например, между бас­тардом и костяным, между костяным и пенистым. Иногда в одном куске сочетаются все виды янтаря.

Наиболее ценен янтарь с природными включениями:

листочками растений, травинками, капельками воды, пузырьками воздуха, корой деревьев, насекомыми. Эти включения придают изделиям особую красоту, позволяют проникать в тайну происхождения камня.

Но при всем многообразии цветовых оттенков в ян­таре преобладают теплые желтые тона. В редких слу­чаях он может иметь голубую окраску различной интен­сивности: от бледной небесно-голубой до васильково-синей.

Янтарь обладает вязкостью, поэтому легко поддается механической обработке даже простым инструментом (распиловке, сверлению, шлифовке, полировке), обкалы­вается ножом. Другое ценное свойство – значительная термоустойчивость. Благодаря этому свойству в техноло­гии его обработки используют каление (для превращения замутненного янтаря в прозрачный) и прессование (дляполучения из мелких кусков, непригодных для изготовления ювелирных изделий, крупных заготовок различной формы)

Камни искусственные (синтетические)

Искусственные камни получают из порошкообразных химических веществ путем расплавления их при очень высоких температурах и последующей кристаллизацией. Синтетические камни обладают характерными призна­ками и свойствами самоцветов, тверже стекла, имеют более густую окраску, усиливающую их игру. От при­родных камней они отличаются включениями в виде не­правильных дугообразных линий или пузырьков круглой формы. В настоящее время вырабатывают синтетические камни под рубин, сапфир, александрит, золотистый топаз, аметист, лейкосапфир, аквамарин и турмалин.

Дерево

Дерево широко используется в производстве скульптур, разнообразных изделий бытового назначения, игрушек, декоративных изделий – настенных тарелок, панно, а также различных сувениров – памятных плакеток, маке­тов, брелоков и проч.

Для изготовления художественных изделий и сувени­ров применяют древесину различных пород деревьев, хо­рошо поддающуюся обработке (резьбе, строганию, точе­нию, выпиливанию) и отделке (шлифованию, полировке, росписи). Принимаются во внимание также художествен­ные особенности текстуры[1] древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап и капо-корень, древесный картон (папье-маше), бе­ресту, лыко, щепу, солому, лозу, бамбук, камыш.

Свойства готовых изделий во многом зависят от свойств исходных материалов. Так при выборе древесины большое значение имеет принадлежность ее к лиственным или хвойным породам.

Наибольшее распространение в производстве художе­ственных изделий и сувениров из дерева имеет дре­весина мягких лиственных пород: липы, березы, ольхи,

осины, дуба; реже – твердых: ореха, самшита и др. Из хвойных пород деревьев в незначительных количе­ствах используют древесину сосны и ели, тисса, можже­вельника.

Липа – имеет древесину белого цвета с розоватым или красноватым оттенком; древесина липы легкая, мало растрескивается и коробится, хорошо режется.

Береза – обладает древесиной белого цвета с мягким красноватым или желтоватым оттенком. Древесина проч­ная, хорошо обрабатывается. Особенно красивой тексту­рой и ценными свойствами (очень твердая, не растре­скивается) обладает древесина карельской березы.

Ольха – имеет белую древесину, быстро краснеющую на воздухе. Это довольно хрупкая и ломкая порода, подвергающаяся гниению и короблению, но легкая, мяг­кая, легко поддающаяся обработке.

Осина – обладает древесиной желтовато-белого цве­та, иногда с легким зеленоватым оттенком. Она легка, хорошо режется.

Дуб – имеет красивую текстуру и цвет. Окраска его древесины различна: ядро от светло- до темно-бурого цвета, древесные слои желтовато-белые. Древесина дуба характеризуется высокой прочностью и твердостью, стой­костью к гниению, способностью изгибаться.

Ясень – так же, как и дуб, имеет текстуру белого цвета с желтоватым или розоватым оттенком и светло-бурой сердцевиной (ядром). Древесина ясеня отличается высокой прочностью и вязкостью, мало растрескивается, хорошо сгибается.

Древесина указанных пород применяется для разных токарных и столярных художественных изделий.

Орех – имеет древесину красивого коричневато-серо­го цвета с разнообразным рисунком. Хорошо обраба­тывается, полируется.

Кизил – имеет красивую, плотную структуру древе­сины; она прочна, упруга.

Самшит – обладает древесиной желтого цвета, иног­да с сероватым оттенком, очень твердой и тяжелой. На­ходит широкое применение для изготовления художе­ственных изделий с миниатюрной декоративной резьбой.

Сосна – имеет древесину красивого коричнево-серого цвета с разнообразным рисунком. Хорошо обрабаты­вается, полируется.

Тисе – относится к хвойным деревьям. Древесина тисса имеет желтовато-белый цвет древесных слоев и буровато-красное ядро. Цвет и волнистость годовых сло­ев древесины обусловливают красивую текстуру на про­дольном (тангентальном) разрезе. Тисе обладает боль­шой твердостью.

Боярышник– имеет древесину красивого розоватого цвета. Применяется для выработки мелких художест­венных изделий.

Можжевельник, – распространен главным образом в виде кустарника, реже–небольших (высотой 7–10 м) деревьев. Древесина можжевельника розовато-белого цвета с желтовато-бурым ядром, с волнистыми годовыми слоями, заметными на всех разрезах, тяжелая, обладает большой твердостью, значительным короблением.

Ива – имеет древесину белого цвета с буровато-ро­зовым ядром. Древесина ивы по своим свойствам близка к древесине липы. Она мягкая, легкая, обладает высокой прочностью и малой стойкостью к гниению.

Камыш – многолетнее растение семейства осоковых.

Бамбук – род древовидных злаков.

Лоза – тонкий, длинный, гибкий стебель некоторых кустарников, названия различных побегов, а также по­бегов виноградников.

Щепа – материал, получаемый путем строгания чур­бака на специальных станках.

Солома – продукт, который остается после первичной обработки льна и других лубяных волокон. Лучшая со­лома имеет интенсивный желтый цвет.

Береста – верхний слой коры березы. Обладает вы­сокой прочностью, гибкостью, устойчивостью к гниению.

Кап и капо-корень – наросты (наплывы) на стволах и корнях некоторых деревьев (березы, ореха и др.). Дре­весина капа и капо-корня благодаря свилеватому рас­положению волокон и наличию различных включений темного цвета отличается красивой текстурой. Она очень прочная, после столярной обработки хорошо полируется.

Папье-маше – древесный картон специальной выдел­ки. Лучшим сырьем для производства папье-маше счи­тается липа. Иногда используют ель, ольху и кипарис. Папье-маше обладает очень высокой твердостью, напо­миная этим самшит. После соответствующей обработки поверхность изделий нз папье-маше приобретает краси­вый лакированный вид.

Кость, рог и перламутр

Кость крупного рогатого скота – цевка, мамонтовая, оленья, моржовая, зуб кашалота – широко используется для производства художественных изделий и сувениров. Кость-цевка – белая, поэтому ее обычно окрашивают в зеленые, коричневые и желтые цвета. Она легко обраба­тывается. Из нее выполняют различные скульптурные изделия с ажурной, рельефной и объемной резьбой, а также украшения. Применяется цевка и для отделки декоративных экранов и панно из дерева.

Мамонтовая кость – имеет красивый желтоватый от­тенок и текстуру в виде миниатюрной сеточки, обладает высокой твердостью. Применяется для выработки ваз, кубков, настольной декоративной скульптуры, изделий с ажурной резьбой. Бивни мамонта – ископаемый ма­териал. Большие запасы его послужили одной из причин развития художественного костерезного промысла в То­больске. Мамонтовые бивни и сегодня продолжают на­ходить в Сибири, на Чукотке, Крайнем Севере, в Якутии.

Мамонтовая и моржовая кости отличаются ориги­нальной текстурой, хорошо полируются.

Клыки моржа – основной материал, из которого создают художественные изделия и сувениры чукчи и эскимосы. Клык моржа – красивый поделочный мате­риал бело-желтого цвета, близкий по свойствам к бивням мамонта. Обладает достаточной твердостью, пластично­стью, долговечностью, хорошо полируется. В отличие от бивня мамонта внутренняя часть клыка моржа имеет ячеистую текстуру. Поэтому для крупной скульптуры он не применяется. Из него изготовляют миниатюрную скульптуру, шкатулки, коробки с ажурной, рельефной резьбой, с гравировкой. Добывается этот материал в Беринговом и Чукотском морях -- в районах обитания моржей.

Зуб моржа – красивого серо-синего или серо-черного цвета, а в центре – белого или желтоватого. На попе­речном срезе зуба – тонкий узор в виде цветных колец с белым центром, что позволяет подчеркивать его деко­ративный эффект. Зуб моржа небольшого размера, по­этому из него получают мелкие изделия.

Зуб кашалота – стал использоваться для выработки художественных изделий недавно. Он имеет однородное строение, красивый желто-розовый тон, своеобразную текстуру. Делают из него в основном миниатюрную скульптуру.

Рог – поделочный материал, обладающий ценными свойствами. Он прекрасно полируется, при нагревании размягчается и под давлением ему можно придать любую форму. Кроме того, роговое вещество хорошо окрашивается в различные цвета: от черного до светло-серого. В производстве художественных изделий рог используется целиком, частями или отдельными распиленными и подобранными по цвету пластинками, предварительно подогретыми и выгнутыми в соответствии с разработан­ной композицией. Рог – хороший материал для изготовления методом ажурной, рельефной и объемной резьбы различных мелких скульптурных изделий и всевозможных художественных декоративных украшений. Встречаются изделия, выполненные из рога в сочетании с костью, металлом и другими материалами, например застольные роги (канцы), оправленные в металл.

Перламутр – твердый внутренний слой раковин морских и пресноводных моллюсков, состоящий преимущественно из углекислого кальция. Отличается голубовато-серебристым радужным цветом и блеском. Игра цветов в перламутре зависит от действия на него световых лучей. Он применяется для производства различных сувениров и художественных изделий, используется также для инкрустации шкатулок, коробок, пудрениц, сигаретниц и др.

Пластмассы

Пластмассы – это композиционные материалы, основу которых составляют синтетические или натуральные высокомолекулярные вещества – полимеры. Одни пластмассы состоят из полимеров и незначительного количества вспомогательных веществ – стабилизаторов, красителей, смазок. Другие, кроме полимеров и вспомогательных веществ, содержат наполнители и пластификаторы. Стабилизаторы добавляют для предотвращения или замедления старения полимеров. Пластификаторы, снижая жесткость и хрупкость пластмасс, придают им пластичность, гибкость, эластичность. Наполнители сообщают изделиям из пластмасс большую механическую прочность и предотвращают усадку при застывании. Красители используют для окрашивания пластмасс в различные цвета.

Наиболее широко в сувенирной промышленности применяют органическое стекло, полистирол, аминопласты, поливинилхлорид.

Органическое стекло (блочный полиметилметакрилат) — прозрачная пластмасса, продукт полимеризации эфиров акриловой и метакриловой кислот. Отличается атмосферной и химической стойкостью, высокой механической прочностью, легко окрашивается в различные цвета. Недостаток его — невысокая твердость, в связи с чем на поверхности сувениров из органического стекла легко появляются царапины.

Полистирол — твердая, прозрачная, легко размягчающаяся пластмасса, получаемая полимеризацией стирола. Она отличается блестящей красивой поверхностью, хорошей окрашиваемостью, устойчивостью к действию минеральных кислот и щелочей. Но низкая теплостойкость, хрупкость, горючесть, а также растрескивание – существенные недостатки полистирола.

Аминопласты — прессованные пластические массы, полученные на основе мочевиноальдегидных и меламиноформальдегидных смол. Характеризуются аминопласты высокой тепло- и светостойкостью, способностью окрашиваться в любые цвета.

Поливинилхлорид — красивая термопластичная пластмасса, получаемая полимеризацией хлористого винила. Обладает высокой прочностью, химической стойкостью, ценными физико-механическими свойствами. Она теплостойка, легко подвергается формованию, сварке и склеиванию, хорошо окрашивается в различные цвета. Иногда поливинилхлорид применяют в производстве папье-маше.

Керамика и стекло

Керамикой (от греч. «керамос» — глина) называют изделия из глиняных материалов и кварцевого песка, полученные обжигом при высокой температуре. Для производства художественных изделий (скульптур малых форм посуды, игрушек) широкое распространение с давних пор получили различные виды керамики: терракота, гончарная керамика, майолика, фаянс и фарфор.

Терракота (в переводе с итальянского — «земля жженая») — керамика, изготовленная из красной или желтой обожженной глины, не политой глазурью, и имеющая пористый черепок.

(Черепком называют корпус изделия из обожженной керамической массы).

Гончарная керамика (от слова «горн» — печь) — керамика из цветной глины, полностью или частично покрытая прозрачной свинцовой глазурью, с пористым черепком.

Майолика (от названия острова Майорка) — керамика из белой или цветной обожженной глины, с крупнопористым черепком. Как правило, майоликовые изделия имеют рельефные украшения, покрытые приглушенными цветными глазурями.

Фаянс (от итальянского города Фаенцы) — керамика из беложгущихся глин, покрытая бесцветной глазурью с белым пористым непросвечивающимся даже в тонком слое черепком.

Фарфор — керамика, получаемая из пластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца. Изделия из фарфора имеют белый спекшийся, непроницаемый для воды, просвечивающийся в тонком слое черепок. При легком ударе по краю изделия из фарфора издают мелодичный звук.

Стекло получают варкой (плавлением) кварцевого песка с другими составляющими (обычно содой, известняком, оксидом аммиака, цинка, сульфатом натрия, свинцовым суриком и др.). Оно обладает высокой прозрачностью, твердостью, химической устойчивостью, хрупкостью. Прозрачность, способность принимать всевозможную, зачастую на редкость красивую окраску, и техническая возможность придавать изделиям бесконечно разнообразные формы позволяют мастерам и художникам создавать из стекла высокохудожественные произведения.

В настоящее время стекло широко применяется для производства разнообразной посуды, призовых кубков и сувенирно-подарочных изделий. Чаще всего художественные изделия, и сувениры изготовляют из хрусталя. Хрусталь — это особого вида стекло, в состав которого входят значительные количества оксидов свинца, калия и др.

Изделия из хрустального стекла отличаются большой прозрачностью, высокими показателями светопреломления и светорассеивания, блестящей поверхностью, мягкостью (легко поддаются обработке – нанесению граней), высокой плотностью, мелодичным продолжительным звоном при легком ударе по краю или соприкосновении двух хрустальных изделий. Все это обусловливает широкое применение хрустального стекла для производства различных высокохудожественных изделий.

За последние годы для выработки художественных изделий из стекла, в том числе хрустального, и особенно изделий, выполненных гутной техникой, часто используют цветное стекло. Получают его путем введения в шихту (смесь сырьевых материалов, прошедших разные виды обработки) различных оксидов металлов или их соединений, а также некоторых редкоземельных элементов. Например, оксид меди и медный купорос окрашивают стекло в голубой и бирюзовый цвет. Оксид кобальта (кобальтовое стекло) придает насыщенную синюю окраску, оксид хрома – интенсивный зеленый цвет, иногда с желтоватым оттенком, а добавка к оксиду хрома оксида меди – чисто-зеленый цвет (смарагд). Сочный желтый цвет стекла получается при добавке в него сернистого кадмия, а коричневый – примесей оксидов железа. Селен или селенит натрия окрашивают стекло в розовый цвет.

Наиболее интересные тона в цветном стекле получаются при использовании редкоземельных элементов и их оксидов: неодима, селена, празеодима, титана и др. Цветное стекло, в том числе цветное хрустальное стекло, значительно расширило ассортимент высокохудожественных изделий из стекла.

Другие материалы

Кожи. Для выработки художественных изделий и суве­ниров применяют главным образом натуральную кожу, получают ее из шкур крупного рогатого скота, овец, коз, оленей, змей, ящериц. Снятую с животного шкуру осво­бождают от волосяного покрова и подкожной клетчатки и подвергают дублению. Дубление — это обработка голья (шкура животного) различными веществами: солями хрома, алюминия, жирами животных, растворами раз­личных растений (мимозы, квебрахо, дуба и т. д.). В ре­зультате дубления голье превращается в кожу. Дубление делает кожу устойчивой к влаге, физико-механическим воздействиям.

В производстве художественных изделий и сувениров из натуральных кож используют шевро, сафьян, замшу, велюр, шеврет и др.

Шевро — мягкая, плотная, прочная кожа, изготовлен­ная из шкур коз хромовым дублением. Имеет своеобраз­ный красивый рисунок в виде мелких ячеек.

Сафьян — тонкая, мягкая кожа разных цветов, выде­лываемая обычно из козьих шкур, реже — шкур овец, телят и жеребят растительным дублением.

Замша — кожа, выработанная из шкур оленей, лося, диких коз, овец, телят жировым дублением. Это мягкая, тягучая, бархатистая кожа с густым, низким, блестящим ворсом на лицевой поверхности.

Велюр — кожа, изготовленная из хромовых кож с поврежденной лицевой поверхностью. Эту кожу с изна­ночной стороны подворсовывают под замшу.

Шеврет — кожа, выработанная из овечьих шкур хро­мовым дублением, красивая, плотная, эластичная, но менее прочная, чем шевро.

Пряжа и нити. Пряжу и нити применяют как основ­ное сырье в производстве ковров, изделий художествен­ного ткачества, кружевных изделий, изделий с художест­венной росписью тканей, художественных вязаных изде­лий и др. Как вспомогательный материал их используют при изготовлении строчевышитых изделий.

Пряжей называют нить, полученную скручиванием (прядением) одинаковых или разных по длине, тонине и сырью волокон. Обычно пряжу получают из коротких волокон. Длинные волокна в прядении не нуждаются. Их называют нитями.

Сырьем для производства пряжи и нитей служат тек­стильные волокна. В зависимости от происхождения текстильные волокна делятся на натуральные (природ­ные) и химические. Натуральные волокна могут быть растительного (хлопок, лен, джут, генекен, койр, сизаль и др.) и животного (шерсть и шелк) происхождения. Их можно получать также из горных пород (асбест).

Из натуральных волокон для производства художест­венных изделий и сувениров используют в основном хлопок, лен, шерсть, шелк.

Хлопок, — прочное волокно, хорошо окрашивается, устойчиво к влажно-тепловым обработкам, щелочам.

Список литературы:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. – М.: 1984.

2. Бобиков П.Д. Изготовление художественной мебели. – М.: 1983.

3. Куренкова З.М. Народные художественные промыслы. Проблемы эффективности. – М.: 1981

4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: 1983.

5. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественная обработка дерева. – М.: 1985.

Дополнительная:

1. Коновалов А. Плат узорный. – М.: 1981.

Лебединский В.И. В удивительном мире камня. – М.: 1985.


[1] Текстурой называется естественный рисунок древесины на по­верхности разреза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: