Материал лекции

  1. Художественные промыслы как одна из форм народного искусства.

Способы художественной обработки различных природных материалов изучаются на основе народных художественных промыслов.

Народные художественные промыслы – это одна из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства, представляющая собой товарное производство художественных предметов широкого потребления при обязательном использовании творческого ручного труда.

Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство - это воспитание души и уважения к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу богаче, заставляет задумываться. Искусство начинается с уважения к вещам. Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение.

Декоративно-прикладное искусство - область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений имеющих практическое назначение в общественном и частном быту и художественная обработка утилитарных предметов.

Ажурные оренбургские платки, изысканные кружевные и вышитые изделия, керамика, ювелирные украшения и мн. др. – эти изделия художественных промыслов прочно вошли в наш быт.

И в век технического прогресса и новых технологий нас не перестают удивлять высокие эстетические достоинства лаковой миниатюры, изделий из дерева с росписью, резных изделий из кости и камня, финифтевых и чеканных изделий из металла, янтарных украшений, ковров и т. д.

Чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.

Народным называется искусство широких трудящихся масс, определяющей чертой является коллективный характер труда. Это проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы и сюжеты, передаваемые от поколения в поколение.

В народном искусстве преемственны прежде всего технологические приемы ручного, поэтому ручной труд в народном искусстве не может и не должен вытесняться машинным. Технические усовершенствования, которые не исключают творчество исполнителя, не мешают виртуозности мастера, могут и должны широко применяться (гончарный круг, токарный станок, бормашина, швейная машина).

Народно - декоративное искусство прошлого органично входит в область именуемую фольклором. До 1930 года народный костюм составляет неотделимую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок. У многих народов в качестве праздничного сохранился до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, разнообразно живет в ансамблях народной песни и танца.

Велико эмоциональное и содержательное значение цвета в традиционном народном искусстве. Ведущий цвет в большинстве случаев – красный, оранжевый. Это цвет солнца, тепла, благополучия. Недаром, например, в русском народном искусстве понятия «красивый», «красный» и «добрый» совпадают.

Рукотворность, творческий характер исполнительского труда мастеров придают каждому изделию черты уникальности. В них живут традиции художественного ремесла, национальные особенности искусства разных народностей. Так, вышитая тюбетейка – характерное произведение творчества народов Средней Азии, дагестанские ковры принадлежность каждого дагестанского дома, а крестецкая строчка украшает русский национальный костюм. Каждый народ имеет свои излюбленные художественные образы, отражающие его идеалы и понятия о добре и зле. Красота неразрывно связана с добром, эстетическое и этическое содержание вещи живут вместе.

В формах бытовых предметов отшлифованных и выверенных на протяжении веков, в особенности народного орнамента, в колористической гамме раскрываются национальные представления о красоте, тесно связанные с историей народа.

Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу всякой национальной культуры.

  1. Народное искусство Древней Руси.

Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Изготавливая орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т. е. делая тем самым обычные вещи произведениями искусства.

Нередко форма изделия и его орнамент имели и магическое культовое значение. Один и тот же предмет мог одновременно решать утилитарные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствует его пониманию красоты.

Это синкретичность (от греч. соединение) слитность функций древнего искусства была характерной чертой искусства древних восточных славян. Свою одежду они украшали вышивками, красивыми поясами с узорными металлическими накладками, ожерельями и запястьями. Изделия из дерева: посуда, утварь, орудия труда – покрывались резными и росписными орнаментами.

К моменту создания восточнославянского государства - Киевская Русь ремесла в нем достигли высокого уровня развития.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, была обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были: ковка, литье, чеканка, филигрань (скань) и зернь. Высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, явилось гончарство.

В IX – X в.в. Киевская Русь уже знает гончарный круг. Гончарные мастерские изготавливали посуду, домашнюю утварь, предметы церковного обихода, изразцы – декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре, как отделочный материал.

В Древней Руси развито было искусство ремесленников – камнерезов: резчиков икон и литейных форм, «гранильщиков» бус. Работало множество косторезных мастерских.

Огромную роль в жизни древнерусского человека играло домашнее производство. Ткани и изделия из них долго будут изготавливаться в условиях натурального хозяйства.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество, вышивка по холсту, золотное шитье. Вышитая церковная утварь (пелены, плащеницы, покровы) вызывала всеобщее восхищение и вывозилась из Руси в другие страны.

Крупными центрами художественного женского рукоделия были женские монастыри.

Домашним производством являлась обработка дерева. Своими собственными руками крестьянин рубил избу, вырезал всю домашнюю утварь, игрушки для детей. Значительного развития художественная обработка дерева достигла в Великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.

В XV – XVII в. в. выросло и окрепло Русское централизованное государство. Его столица Москва становилась не только политическим, но и культурным центром. Самодержавная власть видела в роскоши и богатстве средства укрепления своего могущества. Великолепие должно было подчеркнуть значение монарха. К великокняжескому, а потом и царскому двору съезжались многочисленные мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, Камнерезы и косторезы, специалисты обработки дерева и мастерицы шитья. При Оружейной палате создаются специальные мастерские, но в изделиях царских мастеров художественная сторона предмета, начинает оттеснять на второй план его утилитарное назначение, художественное оформление предмета превращается в самоцель.

  1. Народные художественные промыслы России.

В России примерно с XVII в. вместо ремесленника, работающего на заказ, появляется кустарь производитель промышленных изделий на рынок, происходит концентрирование небольших местных рынков в один всероссийский рынок.

Вслед за Москвой вырастают и развиваются крупные торговые города Поволжья – Ярославль и Нижний Новгород, на северо-востоке – Великий Устюг и Сольвычегодск, ставший воротами в Сибирь, на севере Архангельск, через который велась торговля с западными странами. Между городами ведется оживленный обмен товарами. Все большее значение приобретают ярмарки.

В России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы.

Среди древнейших русских художественных промыслов – это промыслы художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице – Сергиевом монастыре в XVI – XVII в. в. Его талантливые резчики изготавливали изделия из местных пород дерева, кости домашних животных, а так же из дорогого морского клыка, кипариса, самшита, розового дерева, привозимых из далека.

В XVI – XVII в.в. славились своими мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», литейщики колоколов.

В XVII в. в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге, в этом же городе жили мастера просечного железа.

XVII в. – начало теперь всемирно известного хохломского промысла.

В это же время получает развитие набойка – это способ нанесение на ткань цветного рисунка с помощью специальных досок с рельефным узором, называемых «манерами» или «цветками». Для получения узора манеру смачивали в краске, накладывали на ткань и равномерно постукивали (отсюда и «набойка»), в результате чего на ткани получался рисунок. (Ткани, оформленные набойкой, были известны на Руси еще в до монгольский период. Однако мы располагаем слишком малыми отрывочными сведениями о них. В наших музеях имеются большие коллекции образцов набивных тканей начиная с XVI – XVII в.в.)

XVIII в. принес много изменений в жизни Российского государства - это развитие техники, науки и культуры.

В XVIII в. начинают развиваться промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия. Так же продолжает существовать домашнее производство и производство фабричного типа – манунуфактуры (керамич. пр-во Гжели, набойка Павловского Посада). Многие помещики в своих имениях создавали художественные мастерские, в которых работали их крепостные, изготовляя на продажу ковры, кружево, узорные ткани. Отмена крепостного права, способствовавшая развитию капиталистических отношений в России, привела к разрушению натурального хозяйства в деревне, к росту новых кустарных промыслов в том числе и художественных.

Во второй половине XIX – начале XX в. в. появляется много новых художественнх промыслов – крестецкий и заонежский вышивальные помыслы, вятский кружевной промысел. Но при всех обстоятельствах в основе художественного кустарного промысла оставались творческий ручной труд и виртуозное исполнительское мастерство.

Развитие капитализма в России привело к тому, что товары, изготовленные машиной стали вытеснять ручной труд. Мастер попадает в экономическую зависимость к скупщикам, идет разделение труда, жесточайшая эксплуатация ремесленников, появляются производственные заболевания. Многие кустари разорялись и уходили работать на фабрику.

Передовая русская мысль на протяжении всего XIX в. искала пути к улучшению народной жизни. Белинский, Чернышевский, Добролюбов – революционеры демократы, говорили о необходимости как можно внимательнее и глубже изучать народ. С этой целью они обратились к собиранию русского народного творчества в том числе и народного искусства.

В 80-е годы XIX в. в подмосковном имении миллионера С. И. Мамонтова в Абрамцеве была открыта столярная мас терская с целью внедрить старинное искусство резьбы по дереву в быт городской интеллигенции. Привлечены были известные художники В. М. Васнецов, Е. Д. Поленова, несмотря на талант и искреннюю убежденность художников им не удалось преодолеть эклектичности в своих образцах. Аналогичные попытки были сделаны и другими благотворителями и меценатами в Смоленской, Пензенской областях, но в изделиях этих мастерских влияние модернизма были выражены еще сильнее.

И в 1885г. Московским губернским земством был открыт Кустарный музей, который должен был знакомить публику с кустарными изделиями, содействовать их сбыту, пропагандировать прогрессивные методы труда, усовершенствование технологии, новые орудия производства. При музее был открыт склад и магазин. Наибольшего успеха музей добился в работе с кутарями Сергиева Посада, мастерами художественной обработки дерева, потомки которых и сейчас работают в г. Загорске и с. Богородском. Создавались при музее учебно–производственные мастерские, классы рисования, ремесленные школы.

Но самую большую работу по возрождению, подъему и развитию художественных промыслов проводил Кустарный музей в 20-е годы XX столетия после Октябрьской революции. В 1921 г. возобновил работу магазин – выставка, задача которого на ряду с торговлей – пропаганда народного искусства. В Кустарном музее работал коллектив опытных специалистов, художников, искусствоведов. В 1925 г. на Парижской выставке возрожденное искусство народных художественных промыслов получило всемирное признание. В 1932 г. на базе Кустарного музея создается Научно – исследовательский институт художественной промышленности, призванный изучать народное искусство и оказывать практическую помощь народным художественным промыслам.

Великая Отечественная война, нарушившая мирный созидательный всех российских граждан, конечно же отразилась и на развитии художественных промыслов. Художественные артели выпускали продукцию необходимую фронту. Однако уже в 1942 году Советское правительство принимает ряд постановлений, направленных на восстановление работы художественных промыслов. Война наложила отпечаток на изделия народных мастеров (тематика историко – героическая). Первые годы после войны ушли на залечивание ран, артели восстанавливали свои творческие силы, воспитывали новые молодые кадры. Задача первостепенной важности стала забота о нуждах советского человека. В 1960 г. решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты многие из которых успешно работают и до сих пор.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Основные материалы, используемые в народно-прикладном творчестве

2. Древнейшие художественные промыслы.

3. Центры художественных промыслов в России.

Основная литература:

1. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.

4. Попова В. Ф. Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.,1984.

5. мастеров).

6. Федотов Г. Я. Энциклопедия ремесел - М.: Издательство «Эксмо», 2003. – 608.: ил.

7. Народные художественные промыслы России. Составитель альбома Уткин. П. И. – М.: Издательство «Советская Россия»,1984. - 230 с., ил.

8. Горожанина С. В. Зайцева Л. М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и традиции, 2003. – 128 с.: ил.

9. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Перевод на русский язык Б. Б. Михайлова. – Прага: Издательство «Артия», 1980.

10. Смолицкий В. Г. Народные художественные промыслы РСФСР. – М.: Высшая школа, 1982.

11. Народные художественные промыслы. Под общ. ред. Поповой О. С. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Дополнительная литература:

1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: Просвещение, 1979. - 112с.

2. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. Подсобные художественные промыслы России.-М.,1983. 1 11с.

3. Барадулин В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла: Т.2-М.: Просвещение, 1978.-254с.

4. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). М.: Высшая школа. -1986.- 319 с.

5. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. М.: Искусство, 1971. -201с.

6. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1975.

7. Бычков А.В. Обучение учащихся IX X классов городских школ художественно-прикладным видам труда // Школа и производство. -1982. №8.

8. Громов Е.С. Природа художественного творчества.-М.,1986. -249с.

9. Гуляев В.А. Сохранение традиций народных художественных промыслов.// Школа и производство. 1976. - №1. - с.55-57.

10. Дикипов Х.М. Возрождение народных промыслов и ремёсел. М.: 1997. -47с.

11. Домашние ремёсла: Сборник./Сост. Е.Н.Семашко. -М., 1993. -256с.

12. Конышева Н.М. Секреты мастеров: (Ремёсла древ, и соврем.): Учеб. по трудовому обучению для учащихся 4кл. четырёхлет. нач.шк./Н.М.Конышева. 3-е изд. - М.: Ассоц. XXI век: Моск.учеб., 2000.- 128с.

13. Крючкова Т.А. Народные традиции Урала как фактор трудового воспитания младших школьников. Диссертация на соискание учёной степени К.П.Н. Курган, 1996. - 168с.

14. Кумарин В.В. Среда влияет, природа определяет. // Нар. образование. -1998.-№7-8.-с.190-192.

15. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: Науч.-метод. пособие для преподавателей и студентов высш. и сред. учеб. заведений культуры и искусства. М.: Флинта. 1999. — 61с.

16. Михеева JI.H. Русский народный праздник. (Обряды, обычаи, промыслы). Книга для внеклассного чтения, 1-4 класс. М.: Дрофа, 2006г. - 160с.

17. Михеева JI.H. В мире народных промыслов (спецкурс для студентов Гос. академии славянской культуры). М.: ГАСК, 2006г. - 140с.

18. Народные художественные промыслы: Материалы и документы. М., 1967.-27с.

19. Народные художественные промыслы: Советское декоративное искусство. Материалы и документы. — 1917-1932. -М.: Искусство, 1986. -с.7-8.

20. Народный мастер и некоторые вопросы его творчества. В сб.: А.С.Данченко. Проблемы народного искусства. С.94-101.

21. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л., 1980. 175с.

22. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. 115с.

23. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000слов/ Под ред. Н.Ю.Шведовой.-21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус.яз., 1989. -924с.

24. Орлова Н.С. Народные традиции и современные проблемы воспиткания. Советская педагогика.-1989.-№7.-с. 106-107

25. Основы художественного ремесла./Под ред.В.А.Барадулина: Ч.2.-М., 1987.-271с.

26. Попова О.С. Народные художественные промыслы. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984. — 324с.

27. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 классов. М.: Просвещение, 1992.- 161с.

28. Пушкин Р.Н. Народные художественные промыслы школа.//Школа и производство.-1976.-№ 1.-с.49-54.

29. Ром Н.К. Кустарные ремёсла. / По Н.К.Рому изд. 2-е испр. и доп. под ред. инж.-техн. А.А.Пресса. СПб., 1896. - 34с.

30. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя.-М.: 1984.-142с.

31. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М. - 1948. - 792с.

32. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. -М.: Просвещение, 1968. С.56-57.

33. Супрун Л.Я. Традиционное и самодеятельное.// Декоративное искусство СССР. 1976. - №4. - с.38-40.

34. Уткин П.И., Королёв Н.С. Народные художественные промыслы. -М. Высшая школа.: 1992.- 159с.

35. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.- 175с.

36. Цируль К.Ю. Педагогический ручной труд как средство художественного воспитания. М., 1986. - 92с.

37. Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962. -40с.

Рекомендуемая литература:

Вопросы для самоконтроля по теме:

  1. Что такое народное искусство? Определяющая черта народного искусства.
  2. Раскрыть понятие: искусства и декоративно – прикладного искусства.
  3. Что такое синкретичность? Почему она является характерной чертой древневосточных славян?
  4. Ведущий цвет, этическое и эстетическое содержание в народном искусстве.
  5. Как повлияло развитие капитализма в России на кустарные промыслы?
  6. Роль С. Мамонтова в народном декоративном искусстве?
  7. Где и когда был открыт Кустарный музей и как повлияло его открытие на народное искусство?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow