Основные виды художественной обработки дерева

Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Одним из древних видов орнамента на деревянных изделиях была простая геометрическая резьба. Геометрические узоры выполнялись резчиками чаще всего в технике трехгранно – выемчатой резьбы. Не менее древней является контурная резьба, в основе которой лежит тонкая, чуть углубленная изысканная линия. Другой характерный вид резьбы – плоскорельефная. Рисунок резьбы выявляется на поверхности доски путем выбирания, т. е. углубления, фона вокруг узора орнамента.

Объемная резьба является одним из самых древних способов изготовления из древесины скульптурных частей здания и предметов обихода. Она очень широко представлена в произведениях русских мастеров и принципиально отличается от всех видов резьбы. Само название этого способа говорит о том, что он связан с созданием объемных пластических форм, художественные особенности которых полностью выявляются только при круговом обзоре, когда постепенно, с разных точек раскрывается образ предмета и совершенство его пластического решения.

Традиционной была техника долбления. Любой крестьянин с помощью простых орудий делал лодки - однодеревки, челны, кадки-долбленки, ступы, вытесывал корыта и др. Способом вырезания или долбления из дерева изготовляли обрядовую, торжественную посуду - ковши, скопкари, ендовы, а также некоторые виды повседневной посуды- ложки, половники, солонки, чаши большие, чаши ручные, совки. В массивной долбленой утвари с толстыми для прочности стенками выявляется склонность народных мастеров к пластике. Каждое изделие несет в себе черты скульптурности, раскрывающееся, прежде всего в форме. Совершенным по своей пластике являются солонцы в виде птицы или баранчика. Как в пластическом решении, так и в орнаменте отражались вековые наблюдения человека над окружающей природой. Деревянные резные ковши для напитков и воды имели облик водоплавающих птиц, деревянные резные прялки, которыми женихи одаривали своих невест, часто имели стройные пропорции девичьей фигуры.

Издавна из дерева возводили дома. Если посмотреть на деревенскую северную избу, она впечатляет своей грандиозностью. Большая на высоком подклете, объединяет под одной крышей все хозяйственные постройки. Резной декор избы лаконичен, прост и вместе с тем монументален. По краю фронтона под крышей прикреплялись резные доски – причелины (от слова «чело» - лоб), украшенные простыми узорами геометрической резьбы. Концы причелин ажурны и легки. Резьбой украшалось и крыльцо, витые его колонны придавали сказочный вид. Венчал северную избу охлупень – бревно лиственницы, на одном конце которого, расположенном ближе к корню, вырезалась голова коня, оленя, птицы.

(Пример). Для всемирной выставки в Париже в конце XVIII века на диво всему миру срубили русские плотники бревенчатую избу. Красота пропорций, красота и мудрость конструктивных решений – все это поразило посетителей выставки. Благодаря остроумным приемам соединения деталей возвели эту избу плотники без единого гвоздя и прочего металлического крепежа. Торцы каждого бревна в срубе обрубали топором, так аккуратно, что пилой иному мастеру не всегда удается получить такой чистый поперечный срез. Плотники специально не пользовались пилой, потому что с обрубленными торцами дом был прочнее и долговечнее. Ведь перерубленные топором волокна древесины сминались и закрывали доступ влаги внутрь бревна. Пила же перерезала волокна поперек, открывая доступ влаги.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь­медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. 3а красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII - XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, накладная и пропильная резьба.

Роспись деревянных изделий носила различный характер. В одних местах целые стены деревянных домов, двери, ставни расписывались кистью свободно, с маху, обычно растительными и цветочными узорами. В других она имела характер изысканной четко прорисованной графики с заливкой.

Всемирную известность приобрело родившееся в Заволжье искусство хохломской росписи. Колорит хохломских изделий – сочетание золота с киноварью и черным цветом, именно эти три цвета, не изменяясь и не тускнея, выдерживают жар печей.

Искусство городецкой росписи – старинного промысла, бытовавшего в нижегородских деревнях вблизи Городца, берет свое начало с украшения прялочных донец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: