МЕТОДИКА КОНКРЕТИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ И РАЗДЕЛАМ
Технология перевода цели на язык действия сложилась в 50-60 годах XX ст. в свете бехиовистического учения, согласно с которым цели обучения представляются через набор наблюдаемых действий.
Таксономия цели была разработана группой американских исследователей, входивших в Комитет по приему экзаменов в колледже под руководством Б. Блума после Второй мировой войны. Они провели целый ряд исследований, направленных на определение способов постановки целей. В 1956 году вышла печатью первая часть «Таксономии», которая содержала описание целей в познавательной (когнитивной) области.
В данном случае Б. Блум под целью понимал как точную формулировку путей и способов, под влиянием которых в процессе обучения предполагается изменение мышления (когнитивная область), чувств (аффектная область) и действий (психомоторная область).
![]() |
Когнитивная (познавательная) область охватывает
Таблица 3
Описание целей в когнитивной сфере через деятельность учащегося.
| Категории и их характеристика | Действия ученика |
| Узнавание.Запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта категории - припоминание соответствующих сведений | - воспроизводит употребляемые термины; - основные понятия, правила и принципы; - припоминает конкретные факты; - помни методы и процедуры. |
| Понимание.Преобразование материала из одной формы в другую, перевод его с одного языка на другой (интерпретация, объяснение, краткое изложение), предположение о дальнейшем ходе событий, простом запоминании | - интерпретирует различный материал (словесный, схематичный, графический); - пересказывает и объясняет материал. |
| Применение.Использование изученного материала в конкретных условиях: применение правил, методов, понятий, законов, теорий, принципов | - использует понятия и принципы в новых ситуациях; - применяет законы и теории для решения конкретных задач; - демонстрирует правильное применение или процедуры. |
| Анализ.Умение разбить материал на составные части так, чтобы бы ясно выступала его структура: вичленение частей целого, выявления взаимосвязей, осознание принципов организации целого | - сопоставление; - выделение главного, разделение на составные части; - выбор на основе сопоставления альтернативных вариантов |
| Синтез.Умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, которое характеризуется новизной | - разработка плана проведения расчетов, лабораторной работы, эксперимента, методологи, исследования; - написание творческих сочинения, доклада, сообщения. |
| Оценка.Умение оценивать значения того или иного материала для конкретных целей на основании четких критериев | - оценка логики построения ученого материала; - решение нестандартных задач; - оценка цели и полученного результата с выбором путей совершенствования. |
Аффектная область (эмоционально-ценностная) включает
Таблица 4
| Категории и их характеристика | Действия учащегося |
| Восприятие: осознание, готовность, избирательность, внимание | Проявление сознательного желания учиться и интереса к предмету |
| Реагирование: подчиненный отклик, добровольный отклик, удовлетворение от реагирования | Выполнение заданий, участие в обсуждении, высказывание |
| Усвоение ценностных ориентаций: принятие ценностных ориентаций, убежденность, приверженность | Проявление устойчивого желания участвовать в деятельности, изучение различных точек зрения и выбор своей |
| Организация ценностных ориентаций: осмысленное соединение различных ценностных ориентаций, формирования собственных ценностей | Построение собственных планов, появление собственной точки зрения, возникновение потребности в деятельности. |
| Распространение ценностных ориентаций на деятельность: устойчивая установки на деятельность | Появление самоопределения, самостоятельности, инициативности в деятельности. |
На основании таксономии Б. Блума, а также с учетом вышесказанного представляется возможным расположить цели в иерархической порядке - от простого к сложному.
Такой же подход разделяет глава Европейского общества инженерной педагогики, профессор А. Мелецинек.
Таблица 5







