Четвертый уровень продуктивное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования новой деятельности. На этом этапе добывается новая информация и этот уровень характеризует исследовательскую деятельность.
Третий уровень обучаемые решают нестандартные задачи в соответствии с конкретными ситуациями и объектами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Деление целей для отдельных сфер таксономии
Наименование сферы | Степень | Содержание действий |
Когнитивная | Степень 1 | Знать |
Степень 2 | Понимать смысл | |
Степень 3 | Сознательно использовать | |
Степень 4 | Анализировать | |
Степень 5 | Синтезировать | |
Степень 6 | Оценивать | |
Аффектная | Степень 1 | Воспринимать |
Степень 2 | Адекватно реагировать | |
Степень 3 | Оценивать | |
Степень 4 | Организовывать | |
Степень 5 | Распределять по значимости | |
Психомоторная | Степень 1 | Имитация |
Степень 2 | Манипуляция | |
Степень 3 | Точность | |
Степень 4 | Разделение на движения | |
Степень 5 | Естественность |
На первом уровне обучаемый не только воспринимает информацию, но у него формируется общее представление об объекте деятельности, появляется познавательный интерес.
|
|
Второй уровень характеризует "алгоритмическую деятельность памяти", т.е. способность воспроизводить и использовать имеющуюся информацию для решения нестандартных задач по заданному алгоритму.
№ | Общая характеристика уровня | В когнитивной сфере | В аффектной сфере | Уточнена характеристика действий, применительно к профессиональной подготовки электроэнергетика | |
1. | Наличие общего представления и материализованных действий | Опознание объектов в ряду других, сравнение свойств объектов, отличие верного от неверного. При заданных целях, алгоритмах и результатов делается вывод об их совместимости. | Осознание цели деятельности, наличие профессиональной направленности и интереса. | Узнавание по изображениям машин, механизмов, оборудования, агрегатов. Распознавание по изображениям и схемам различных типов станков и контрольно-измерительных приборов. Описание технических характеристик, области применения и назначения приборов и оборудования. | |
2. | Выполнение репродуктивной деятельности в речевой форме и использование информации для решения нестандартных задач; алгоритмическая деятельность “по памяти” | Интерпретация и преобразование различного учебного материала (словесного, схематического, графического); Осознание взаимосвязей между исследуемыми процессами и явлениями. Пересказ и воспроизведение учебного материала. | Припоминание конкретных фактов, методов и процедур. Воспроизведение употребляемых терминов; основных понятий, правил и принципов. | Формулирование основных понятий, законов, правил. Объяснение сущности технологических процессов. Объяснение устройства и принципа работы машин, механизмов, станков, агрегатов и приборов. Описание характеристики приборов, машин, станков. Изображение схем, чертежей и объяснение их работы. Расчет режимов и параметров по заданным алгоритмам. | |
№ | Общая характеристика уровня | В когнитивной сфере | В аффектной сфере | Уточнена характеристика действий, относительно профессиональной подготовки электроэнергетика | |
Выполнение продуктивной деятельности в умственной и материальной форме | Обобщение, систематизация, конкретизация, алгоритмизация учебного материала, сопоставления различных вариантов действий и выбор оптимального. Использование понятий и принципов в новых ситуациях Применения законов и теории для решения конкретных заданий. Демонстрация правильного применения или процедуры. Выделения главного, разделение на составные части | Построение собственных планов, появление собственной точки зрения, возникновения потребности в деятельности | Сравнение технических характеристик однотипних станков, приборов, машин, механизмов и их анализ. Сопоставление различных способов ремонта и сборки машин и механизмов, технологии механической обработки, способов контроля деталей. Выбор оптимальной технологии эксплуатации, сборки, ремонта оборудования; обработка деталей, контроля деталей, узлов, механизмов. | ||
Выполнение элементов исследовательской деятельности | Выбор на основе сопоставления альтернативного варианта. Оценка логики построения учебного материала. Решение нестандартных задач с дальнейшим анализом ошибок; оценка цели и полученного результата и продукта с выбором путей усовершенствования | Появление самоопределения, самостоятельности, инициативы в деятельности | Исследование состояний, режимов, конструкций технических объектов. Выявление противоречий и поиск оптимальных путей разрешения противоречий. | ||
Перечень действий | Эталоны | |||
Условия | Результат | Критерий оценки | ||
1 уровень Узнавание по изображениям машин, механизмов, оборудования, агрегатов. Распознавание по изображениям и схемам различных типов станков и контрольно-измерительных приборов. Описание технических характеристик, области применения и назначения приборов и оборудования | Представление об основах технологии машиностроения, устройстве машин и механизмов, теории резания. Знание условных изображений на чертежах и принципиальных схемах, знание допусков и посадок. Представление о физических величинах, характеризующих процесс. | Названы машины, механизмы, оборудование, агрегаты. На плакатах и схемах названы станки различных типов, различные контрольно-измерительные приборы. Описаны технические характеристики, области применения и назначение приборов и оборудования. | Правильность определения - 70% | |
2 уровень Формулирование основных понятий, законов, правил. Объяснение сущности технологических процессов. Объяснение устройства и принципа работы машин, механизмов, станков, агрегатов и приборов. Описание характеристики приборов, машин, станков. Изображение схем, чертежей и объяснение их работы. Расчет режимов и параметров по заданным алгоритмам. | Выполнение действий 1 уровня Узнавание по изображениям машин, механизмов, оборудования, агрегатов. Распознавание по изображениям и схемам различных типов станков и контрольно-измерительных приборов. Описание технических характеристик, области применения и назначения приборов и оборудования | Объяснена сущность протекания технологического процесса. Объяснено влияние различных режимов и параметров процесса на его протекание; рассчитаны режимы и параметры процесса. Изображена принципиальная схема оборудования и определена характеристика его работы. Объяснено устройство и принцип работы оборудования. Описана технология процесса. | При описании параметров и их влиянии на ход процесса ошибок бать не должно. Возможны мелкие неточности при описании технологи. В расчетах допускается до 30% ошибок. | |
3 уровень Сравнение технических характеристик однотипних станков, приборов, машин, механизмов и их анализ. Сопоставление различных способов ремонта и сборки машин и механизмов, технологии механической обработки, способов контроля деталей. Выбор оптимальной технологии эксплуатации, сборки, ремонта оборудования; обработка деталей, контроля деталей, узлов, механизмов. | Свободное оперирование методами расчета параметров в цепях с различным способом соединения элементов | Проведен анализ технических характеристик работы оборудования и выбран оптимальный вариант. Предложена оптимальная технология эксплуатации, ремонта, сотки, наладки, обработки, контроля для конкретной ситуации. | Ошибок быть не должно. 30% решений с помощью преподавателяВозможны мелкие неточности при выборе технологии. | |
|
|
|
|