Социокультурные условия родов

ЛК-10 (13). Роды и новорождённость

1. Социокультурные условия родов

2. Практика современных родов

3. Предпосылки, роды и их временная структура

4. Новорождённость: фактология

5. Диагностика состояния новорождённого

Опыт деторождения существенно варьирует от поколения к поколению, от культуры к культуре, от семьи к семье. Однако в рамках каждой отдельной культуры общие условия рождения ребёнка оказываются достаточно определёнными.

Так, в некоторых культурах роды считаются болезнью. Например, беременные женщины индейского племени Куна в Панаме (Центральная Америка) ежедневно ходят к шаману за снадобьями и не чувствуют никакой боли во время схваток и родов, находясь под их воздействием. У племени кунг-сан в Северо-Западной Ботсване (Южная Африка) принято, чтобы женщина, не сообщив никому о начале схваток, уединялась в укромном месте для того, чтобы дать жизнь новому человеческому существу. Она сама, без посторонней помощи, производит ребёнка на свет, перерезает пуповину, обихаживает новорождённого (Komner, & Shostak, 1987).

В некоторых культурах общепринятыми являются роды на дому. Напротив, в большинстве западных индустриальных и постиндустриальных культур (как и в современной России) роды проходят в родильных домах. В одних культурах отец принимает непосредственное участие в родах, в других ему не позволяется даже присутствовать. В одних культурах специально подготовленные акушерки или просто более опытные женщины помогают роженице, в других она должна обойтись без посторонней помощи.

В современных так условиях тема отношения к деторождению наряду с другими темами становится объектом научных исследований и обсуждается в средствах массовой информации.

Один из российских институтов изучения общественного мнения, Левада-Центр, провёл крупномасштабное социологическое исследование, предложив россиянам вопросы по теме деторождения. Среди прочих был такой вопрос: «Как вы считаете, сколько детей должно быть в идеальной семье?»

Оказалось, что 6% россиян всерьез считают идеальной семью с од­ним ребенком, 50% опрошенных высказываются за двоих детей, а 40% – за троих и более. Обобщён­ное представление об идеальной семье – 253 ребёнка на 100 се­мей. Примерно столько же, 246 детей на 100 семей, готовы иметь участники опроса при условии, что родителям новорождённых будут созданы для этого благоприятные социально-экономические условия. Выяснилось также, что фактическое чис­ло родившихся в семьях опрошенных – 151 на 100 семей, а ожи­даемое число детей – 183 на 100 семей. Этого количества недо­статочно даже для простого воспроизводства населения. Величина же суммарной рождаемости в стране в два раза ниже той, которая необходима для простого воспроизводства населения. Причём и этот низкий показатель рождаемости, средний по России, оказывается… выше петербургского показателя на 20-30%.

Таким образом, стали явными противоречия, существующие в общественном сознании. С одной стороны, это научно «знаемое» минимальное число детей в семье, необходимое для простого воспроизводства населения, и подходящее для «идеальной семьи» при опросе – два-три ребёнка. С другой стороны, это фактическое число детей в современной семье: всего 1-2 ребёнка. Правда, именно за последние 10-15 лет в Петербурге рождаемость в абсолютном выражении выросла вдвое: с 28-29 тыс. в год до 57-58 тыс.

С психологической точки зрения, на впечатления каждой рожéницы влияют ожидания общества, налагающие на неё определённые обязательства, влияет степень её осведомлённости о том, что ей предстоит, влияет степень её уверенности в том, что всё будет хорошо. Определённое влияние оказывает и то, насколько оба родителя подготовились к этому событию, а также доступность социальной и медицинской помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: