Влияние процесса обучения и его интенсификации на здоровье учащихся

К выводу о том, что обучение, получение образования неизбежно оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье, приходили многие ученые и педагоги-практики. Более того, еще Екатерина Ве­ликая говорила, что надо не знаниями нагружать, а воспитывать интерес к учебе. В 50-60-х гг. XIX века наблюдения врачей устано­вили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом сколиоза), неврастении и ане­мии. Преимущественное их распространение среди учащихся по срав­нению с неучащимися сверстниками было настолько явным и зако­номерно возрастающим от класса к классу, что появление таких не­дугов сочли неизбежным следствием школьного обучения, в резуль­тате чего они получили наименование «школьных болезней». Это определение в 1870 г. дал Р. Вирхов в работе «О некоторых вредных для здоровья влияниях школы». В 1891 г. основоположник гигие­ны Ф. Эрисман писал, что «гигиена должна требовать упрощения и сокращения учебных программ».

Анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключе­нию о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частнос­ти, относятся:

— недостаточная освещенность классов;

— плохой воздух школьных помещений;

— неправильная форма и величина школьных столов;

— перегрузка учебными занятиями.

В современной школе все эти недостатки сохранились, но к ним добавилось много других. Так, в школу все активнее входит компь­ютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и пси­хику учащихся. Работа детей с видеодисплеями сопровождается выраженным воздействием на зрение. Работающие испытывают не­приятные ощущения, определяемые как проявление астенопии — функциональных нарушений, сопровождающихся неприятными ощущениями в области глаз (резь, жжение, чувство «песка», покраснение глазных яблок, затуманивание зрения и др.), возникаю­щихпосле напряженной зрительной работы.

Физиолого-гигиенические исследования указывают на большую вариабельность чувствительности пользователей при работе с ви­деомонитором: утомление возникает раньше и более выражено у детей, особенно с нарушениями в состоянии здоровья (близорукость, заболевания нервной системы) — при низком качестве мониторов, неблагоприятных условиях внешней среды, нарушениях в режиме дня и работы. Применение дисплеев низкого качества может способ­ствовать, по мнению экспертов ВОЗ, развитию миопии со скоростью 1 Д в год.

Ухудшение нервно-психического здоровья в выпускном классе, как правило, связано с общими высокими учебными нагрузками, неподготовленностью к ним организма школьника. Так, заметные ухудшения показателей здоровья наблюдаются у школьников, которые в старших классах дополнительно занимались на подготовительных курсах при вузах или с преподавателями.

Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Так, исследования в школах большой вместимости уста­новили, что в этих школах более высокая острая заболеваемость и высокий индекс пропусков уроков, в 2-5 раз выше простудная забо­леваемость. Превышение проектной вместимости в 1,5-2,5 раза уве­личивает заболеваемость школьников острыми респираторными вирусными инфекциями, в 2,5-3 раза возрастают показатели неко­торых форм нарушений при обучении во вторую смену.

По сравнению с причинами неблагоприятного влияния процесса Образования за здоровье, отмеченными в позапрошлом столетии, в Современных условиях усилилась роль «внутришкольных факто­ров». Это и интенсификация обучения, в том числе, с использо­ванием технических средств обучения, и переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, и учебный стресс, который испытывают до 80% учащихся, и снижение двигательной активно­сти, ещеболее выраженная гипокинезия школьников. То естьпро­цесс обучения, как правило, организуется без учета воздействия на здоровье обучающихся. Материально-техническая база многих учеб­ных заведений сегодня не позволяет обеспечить сохранение и укреп­ление здоровья детей.


Таким образом, можно с достаточным основанием заключить, что школьное образование в России в последнее десятилетие оказы­вало на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие. Об этом свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, при­шедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников, которые составляют около 5%. С первого по восьмой классы число здоровых детей снижается в 4 раза; число детей с близорукостью воз­растает с 3 до 30%; число детей с нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болез­нями — в 3 раза, с заболеваниями крови — в 2,5 раза, с нервными болезнями — в 2 раза.

Подтверждает эту тенденцию и рост числа курящих, злоупотреб­ляющих алкоголем, употребляющих наркотики подростков и мо­лодых людей, снижение возраста приобщения к этим вредным при­вычкам. И, хотя все эти тенденции обусловлены не только воздей­ствием школы, ее роль не следует преуменьшать. Достаточно по­смотреть на состояние школьников на последних уроках, познако­миться с результатами медико-физиологических и психологических исследований, проведенных в школах разных регионов страны, ус­лышать мнения родителей и самих учащихся.

Многие исследователи обращают особое внимание на небла­гоприятную ситуацию со здоровьем учащихся в школах нового типа: гимназиях, колледжах и т.п. Повышенная учебная нагруз­ка не проходит бесследно. До 50% гимназистов заканчивают учеб­ный день с признаками сильного и выраженного переутомления. В общеобразовательных школах доля таких детей не превышает 20-30%. К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличива­лась частота гипертонических реакций, а общее число не­благоприятных изменений артериального давления достигало 90%. Проявления повышенной невротизации обнаружены у боль­шинства (до 80%) учащихся школ нового типа. Функциональ­ные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся 5-9 классов и у 20% старшеклассников.

В.Г. Маймулов с соавторами (2000 г.) показали, что 97% подро­стков 14-15 лет, начавших обучение в классах медико-биологического профиля, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здо­ровья, при этом у 44% выявлены хронические заболевания и у 53% — патологические отклонения функционального характера. Наруше­ния осанки обнаружены у 84% школьников, снижение остроты зрения — у 35,5%, нарушения функции сердечно-сосудистой системы — у 81 %, из них 32% — вегетососудистые расстройства. Патологичес­ким пораженность среди детей инновационных учреждений (56,2%) так же превышает аналогичные показатели учащихся обычных школ ( 73,9% ). Анализ индекса пропусков занятий показал, что учащиеся стремятся даже за счет собственного здоровья посещать занятия, не желая отставать от сверстников.

К завершению начальной школы число гармонично развитых детей в прогимназиях уменьшается в два раза и составляет 34%, тогда как в средних школах, обучающих по типовой программе, таких детей 64%. У 10% учащихся прогимназий отмечается резкая дисгармоничность развития в результате избытка массы тела и низких функциональных показателей.

Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часов в день; в основной школе — 7,2-8,3 часа в день; в средней школе — 8,6-9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет: 9-10 часов в начальной, 10-12 в основной и 13 -15 в средней школе. Существенное увеличение учебной на­грузки в подобных учебных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утом­ляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфун­кциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нару­шения. Среди учащихся этих школ в 1,2-2 раза больше, чем в об­щеобразовательной школе (хотя и в такой школе далеко не все бла­гополучно), детей со сниженным функциональным резервом, дефи­цитом массы тела, патологией органов зрения, хронической пато­логией. В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интен­сивности учебной нагрузки.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями. Первый — увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Другой вариант — ре­альное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. По данным Минобразова­ния РФ, за последние 50 лет в начальной школе резко сократилось число часов на образовательные области: филологию (на 49%), ма­тематику (на 62%), но содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за эти годы не уменьшились. Столь рез­кое сокращение числа часов неизбежно должно было привести к уве­личению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.

Таким образом, учебная нагрузка до 20% школьников 1-го клас­са и от 20 до 40% школьников 10-го класса значительно превышает существующие гигиенические и физиологические нормативы, что ве­дет к функциональной перегрузке, нарушению режима труда и от­дыха и может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья.

Организация учебного процесса, основанная на его интенсифи­кации и преобладании статических нагрузок, способствует искусст­венному сокращению объема двигательной активности учащихся. Существующей организацией физического воспитания в школе ги­подинамия не компенсируется. В итоге снижается естественная со­противляемость детского организма, нарушаются процессы разви­тия. Эти воздействия усиливаются негативным влиянием на состоя­ние здоровья массовой компьютеризации учебной деятельности.

К сожалению, неутешителен и прогноз изменения состояния здо­ровья детей на ближайшие годы. Так, ухудшение питания приведет к учащению случаев дефицита массы тела, отставанию в росте, по­ловом развитии, что усилит ретардацию развития, а также будет способствовать повышению распространенности анемий, снижению неспецифической резистентности и, как следствие, учащению как острых, так и хронических заболеваний.

В связи с неблагоприятной эколого-гигиенической обстановкой во многих регионах следует ожидать роста как острых, так и хрони­ческих заболеваний, особенно аллергических. В связи с ростом стрес­согенных воздействий можно ожидать ухудшения нервно-психичес­кого здоровья, иммунитета, роста гастроэнтерологических за­болеваний, вегетососудистой дистонии и дефицита массы тела.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здо­ровья подростков: за 10-11 лет обучения воздействие на организм и

психику школьника оказывают сотни факторов, не связанных со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное (патогенное) воздействие весьма высок; во-вторых, школа — государственный институт, выполняющий поставленные государством и обществом требования, в числе которых, наряду с задачей предоставления всем детям качественных образова­тельных услуг, стоит задача обеспечения сохранения здоровья граждан нашей страны, и в первую очередь — детского населения (кон­ституционное право на здоровье, Закон «Об образовании» и т.д.).

Обобщая обзор причин неблагополучия здоровья учащихся, непосредственно связанных с работой школы, всей системы нашего образования, можно сказать о том, что в числе важнейших причин неблагополучия здоровья учащихся необходимо назвать следующие:

— стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

— недостаток физической активности учащихся, приводя­щий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школь­ников;

— перегруженность учебных программ фактологической инфор­мацией и чрезмерная интенсификация образовательного про­цесса, вызывающие у учащихся переутомление и дистресс;

— неправильная организация питания учащихся в школе (в частности, необеспеченность детей горячим питанием);

— невозможность (неспособность) многих учителей в усло­виях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учетом психо­логических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

Таким образом, каждому учителю, директору школы необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. Игнорировать этот факт, проводя занятия так, как если бы никто из школьников не имел проблем со здоровьем, — неправильная и непрофессиональная позиция педаго­га. Оценка состояния, которое нередко мешает рабочему настрою ребенка, его психофизиологическому самочувствию, а также затруд­няет учителю проведение урока, относится к профессиональной ком­петенции учителя. Задача состоит не в том, чтобы ставить медицин­ский диагноз (это при необходимости сделает врач), а в том, чтобы понять состояние ребенка, причины его возникновения, что позво­лит выстроить эффективную педагогическую тактику: при необхо­димости снизить учебную нагрузку, оказать психологическую под­держку, успокоить, переключить внимание и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: