Понятие рынка и условия его возникновения

Рынок - механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу производства и обмена товаров и услуг при помощи денег. Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и по­требление. Для производства рынок поставляет необходимые ре­сурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и заку­пок товаров и услуг. Для распределения он является тем механиз­мом, который определяет размеры доходов для владельцев ресур­сов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть не­обходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Исторические условия, сделавшие рынок объектив­но необходимым:

Первое условие — разделение труда, которое ведет к спе­циализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расши­рило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное произ­водство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изде­лий, которые нужны их производителю не для собственного по­требления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего полу­чить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными слова­ми, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие — самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хо­зяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предпола­гает стремление к взаимовыгодности. Эта самостоятельность (обо­собленность) исторически возникает на базе частной собствен­ности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локаль­ным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предпри­ятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Третье условие — свобода предпринимательст­ва. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институ­ты — это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Они создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противо­действующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: