Функции рынка. Рынок выпол­няет ряд функций

Рынок выпол­няет ряд функций:

- ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его произ­водство;

- информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит бога­тую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потреб­ном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Концентрируемая рынком информация позволяет каждо­му участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запро­сам рынка свои расчеты и действия;

- регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колеба­ния цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению;

- посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и по­требителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи;

- санирующая функция. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффек­тивно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекцион­ной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Рынок имеет достоинства и недостатки. Положительными чертами являются:

- гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся усло­виям;

- оперативное использование новых технологий с целью сниже­ния издержек производства и повышения прибыли;

- независимость производителей и потребителей в принятии ре­шений, заключении сделок и т.д.;

- способность удовлетворять разнообразные потребности в необ­ходимом количестве и с высоким качеством.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, соци­альной сферы:

- рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыноч­ная система воспроизводит существенное неравенство;

- рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохране­ние и т.п.);

- рынок ориентирован не на производство социально-необхо­димых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Отметим также, что рынок порождает значительную дифференциа­цию доходов, имущественное расслоение населения. Рынок более усердно служит богатым, он направляет ресурсы туда, где имеется больше денег. В то же время значительно более насущные потребности бедных остаются неудовлетворенными.

Рыночная система сталкивается и с так называемыми внешними эф­фектами, которые представляют собой издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки. В результате рынок дает неточную денежную оценку издержек и выгод и распределяет ресур­сы неэффективно.

Наконец, рынок не будет предлагать те товары и услуги, на которые нет установленной цены. Существуют так называемые общественные блага: национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций и др. Эти товары не могут быть куплены отдельными по­требителями, они достаются всем примерно поровну и платить за них (на­логами) должны все поровну. Решение таких проблем берет на себя государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: