double arrow
Общая характеристика дизонтогенеза по типу задержанного развития

Общая характеристика дизонтогенеза по типу стойкого недоразвития

Основные формы дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие.

Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития — нарушение психического развития, для которого характерно раннее время поражения, когда отмечается выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь, наиболее сложных, обладающих длительным периодом развития (по В. В. Лебединскому).

Типичным примером стойкого недоразвития является интеллектуальная недостаточность. Экстенсивность поражения, связанная с генетическими пороками развития, диффузным повреждением незрелого мозга при ряде внутриутробных, родовых и ранних постнатальных воздействий, обусловливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Вторичный же дефект имеет сложный «кольцевой" характер». Он формируется, как указывалось выше, за счет недостаточности воздействия со стороны наиболее страдающих высших психических функций (ведущая координата недоразвития - "сверху-вниз"), а также в определенной мере и недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие (координата "снизу-вверх").

Характерна выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, с трудностью их перестройки. Формирование иерархических связей грубо затруднено. В асинхронии развития преобладают явления ретардации. Различные функции недоразвиты неравномерно. Наиболее выражена недостаточность высших психических функций и меньше - базальных: развитие интеллекта, как правило, страдает в большей степени, чем речи, а последняя нарушена больше, чем восприятие, память, моторика, элементарные эмоции.




Груня Ефимовна Сухарева описала клинико-психологические законы интеллектуальной недостаточности врождённой формы:

1 закон– Тотальность нервно-психического недоразвития.

В состоянии недоразвития находятся все нервно-психические и в определенной мере даже соматические функции.

2 закон – Иерархичность нервно-психического недоразвития.

Иерархичность означает, что недостаточность низших функций проявляется в меньшей степени, чем недостаточность высших. Следует отметить, что в развитии каждой отдельной функции отмечается наиболее страдающее высшее звено.



Для психического дизонтогенеза по типу задержанного развития характернозамедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Задержка психического развития – это синдромы временной остановки развития психики в целом или отдельных её функций, замедленность темпа реализации, закодированных в генотипе свойств организма.

Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, катального и раннего постнатального периодов). При этом задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Замедление темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией (общей повышенной истощаемостью), при психогенных формах - в большей мере с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности, при церебрально-органических, наиболее часто приводящих к трудностям в обучении, - с нейродинамическими (в первую очередь церебрастеническими) и энцефалопатическими (психопатоподобными, эпилептиформными и др.) расстройствами, а в ряде случаев - и с первичной недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти и т. д.).

Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Наблюдается инертная фиксация более элементарных связей, преимущественно в базальных звеньях, что ведет к временной задержке инволюции более ранних форм. Явления асинхронии связаны с тем, что первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев психических процессов, высшие же уровни страдают вторично (ведущая координата нарушения развития - " снизу-вверх").

Парциальность поражения - с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, - отличает задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.






Сейчас читают про: