Проблема предупреждения патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»)
С образовательным процессом вообще и недостатками работы наших школ в частности во многом связаны такие нарушения здоровья школьников, как сколиоз и близорукость. И хотя уже в первый класс попадают до четверти детей с соответствующими отклонениями, 10 лет, проведенных в школе, в большинстве случаев усугубляют эту патологию и способствуют ее возникновению еще примерно у такого же количества школьников.
На внутришколъном уровне организационные аспекты включают обеспечение классов учебной мебелью, подходящей учащимся по росту; функциональную расстановку мебели, позволяющую легко проводить физкультминутки; оборудование учебных помещений плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения, зрительно-координатных тренажей. В планы уроков включается методика построения занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов». Для динамизации в ходе урока рабочей позы учащихся (стоя — сидя) классы оборудуются несколькими настольными конторками, регулируемыми по росту. Каждый учитель должен знать, кто из его учеников входит в группу риска, нуждается в коррекции осанки и зрения.
Эти задачи вытекают из требований СанПиНов и смыкаются с медико-гигиеническими требованиями необходимой освещенности рабочих мест школьников, обеспечения софитами классной доски, качества школьных учебников и другими, соблюдение которых позволяет снизить риск этих форм патологии. В задачи медиков школы входит выделение учащихся с этими формами нарушений и тех, кто составляет группу риска (см. анкеты в главе XIII), обеспечение для них особых условий (первые парты в классе для близоруких и последние для дальнозорких, места около окон), предоставление списков таких учащихся классному руководителю (предписания). На большой перемене или в специально выделенное время для детей с прогрессирующей близорукостью под контролем медиков организуются занятия с офтальмотренажером, специальные формы гимнастики, используется методика сферопризматической корекции Ю. Утехина и другие известные методы. Для детей с нарушениями осанки и плоскостопием используют корригирующую гимнастику, занятия ЛФК, оздоровительный массаж.
Планами мероприятий по профилактике нарушений осанки предусматриваются:
1) ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы;
2) активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами физической культуры (ЛФК);
3) обеспечение соответствия мебели в школе и дома росту и пропорциям тела учащихся;
4) контроль учителя за правильной позой школьника на уроках; в младших классах не менее 2 раз в год — обмен учащихся местами;
5) правильное расположение рабочего места (столов, парт), всего помещения, где идут занятия или приготовление уроков, и достаточное их освещение;
6) правильная организация режима учебных занятий;
7) ежедневное использование активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (плавание, лыжи, специальные упражнения для домашних заданий);
8) полноценное питание, сбалансированное по солевому составу.
Планами мероприятий по профилактике близорукости предусматриваются:
1) рациональная организация режима учебных занятий, направленная на уменьшение зрительной нагрузки; чередование устной и письменной работы, отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы и специальные комплексы гимнастики для глаз), минуты тишины с закрытыми глазами;
2) питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С);
3) правильное использование технических (видеоэкранных) средств обучения в школе: расстояние при просмотре телевизионных передач в пределах 3-5 метров, длительность просмотра передач — 15-20 минут, подсветка, использование специальных школьных компьютеров, соответствующих гигиеническим нормам;
4) использование только допущенных Министерством образования школьных учебников;
5) контроль за гигиеной чтения школьников: шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов, неотрывное чтение — не более 3-7 минут (1-2 классы); 7-15 минут (3-4 классы); 20-25 минут (5-10 классы); расстояние от глаз до текста для младших школьников — 24 см, для средних и старших — 29 см, исключение чтения в положении «лежа»;
6) рациональная организация освещения в учебных помещениях школы и дома;
7) ежедневное пребывание на воздухе — не менее 2-3 часов;
8) при определении школьника в группу для занятий физкультурой учитывается состояние его зрения.
При оздоровлении детей с выраженными отклонениями состояния здоровья решается вопрос об их переводе в специализированные школы, где учащиеся занимаются от полугода до одного года и более. Летнее время такие дети должны проводить в пионерских лагерях санаторного типа для школьников с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, функциональными расстройствами нервной системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Эффективность оздоровления детей зависит от
преемственности в работе врача, педагога, родителей. Педагоги и родители должны быть не только хорошо осведомлены о лечебно-оздоровительных и гигиенических назначениях школьникам, но и обеспечивать выполнение их каждодневно в школе и дома.
Воспитательные аспекты связаны с задачей формирования у школьников привычки заботиться о своей осанке, зрении; носить вещи только в ранце; регулярно, в школе и дома, выполнять специальные, индивидуально подобранные комплексы упражнений. Вместе с тем важно не допустить возникновения у школьника комплекса неполноценности или потребительской установки во взаимоотношениях с другими людьми («Все должны мне помогать!»). Поэтому ориентир воспитательной работы — формирование у школьников чувства личной ответственности за свое здоровье и его дальнейшие изменения.
Учебно-информационные аспекты проблемы решаются путем включения в содержание школьных учебных предметов задач, примеров, упражнений, связанных с тематикой здоровья, в частности гигиеной зрения, опорно-двигательного аппарата. Тогда ежедневные практические занятия окажутся подкрепленными научно-методическими обоснованиями, что усилит эффективность их воздействия, особенно для подростков с рациональным складом личности.
С кадровыми аспектами связано знание всеми педагогами школы специфики работы с детьми, имеющими соответствующие формы нарушений, вменение им в обязанность следить на уроке за позой, осанкой школьников, соблюдением оптимального расстояния глаз от листа с текстом. Особое внимание необходимо уделять работе таких подростков за компьютером.
На внешкольном уровне в задачу школы входит информирование родителей учащихся о выявленных у их детей нарушениях и предоставление рекомендаций о том, как они должны следить за детьми дома. В рамках «родительского университета» могут быть организованы занятия по обучению родителей технике массажа своего ребенка, тренировке с использованием офтальмотренажера и т.п.
Для мониторинга могут быть использованы данные школьного врача и анкеты.