Тема: проблемное поле школы, связанное со здоровьесберегающими образовательными технологиями

Проблема предупреждения патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом («школьных болезней»)

С образовательным процессом вообще и недостатками работы наших школ в частности во многом связаны такие нарушения здо­ровья школьников, как сколиоз и близорукость. И хотя уже в пер­вый класс попадают до четверти детей с соответствующими отклоне­ниями, 10 лет, проведенных в школе, в большинстве случаев усу­губляют эту патологию и способствуют ее возникновению еще при­мерно у такого же количества школьников.

На внутришколъном уровне организационные аспекты включа­ют обеспечение классов учебной мебелью, подходящей учащимся по росту; функциональную расстановку мебели, позволяющую легко проводить физкультминутки; оборудование учебных помещений плакатами и стендами для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения, зрительно-координатных тренажей. В планы уроков включается методика построения занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов». Для динамизации в ходе уро­ка рабочей позы учащихся (стоя — сидя) классы оборудуются не­сколькими настольными конторками, регулируемыми по росту. Каж­дый учитель должен знать, кто из его учеников входит в группу рис­ка, нуждается в коррекции осанки и зрения.

Эти задачи вытекают из требований СанПиНов и смыкаются с медико-гигиеническими требованиями необходимой освещенности рабочих мест школьников, обеспечения софитами классной доски, качества школьных учебников и другими, соблюдение которых по­зволяет снизить риск этих форм патологии. В задачи медиков шко­лы входит выделение учащихся с этими формами нарушений и тех, кто составляет группу риска (см. анкеты в главе XIII), обеспечение для них особых условий (первые парты в классе для близоруких и последние для дальнозорких, места около окон), предоставление списков таких учащихся классному руководителю (предписания). На большой перемене или в специально выделенное время для детей с прогрессирующей близорукостью под контролем медиков органи­зуются занятия с офтальмотренажером, специальные формы гимна­стики, используется методика сферопризматической корекции Ю. Утехина и другие известные методы. Для детей с нарушениями осанки и плоскостопием используют корригирующую гимнастику, занятия ЛФК, оздоровительный массаж.

Планами мероприятий по профилактике нарушений осанки предусматриваются:

1) ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы;

2) активное формирование правильной осанки за счет укреп­ления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами физической культуры (ЛФК);

3) обеспечение соответствия мебели в школе и дома росту и пропорциям тела учащихся;

4) контроль учителя за правильной позой школьника на уро­ках; в младших классах не менее 2 раз в год — обмен уча­щихся местами;

5) правильное расположение рабочего места (столов, парт), всего помещения, где идут занятия или приготовление уро­ков, и достаточное их освещение;

6) правильная организация режима учебных занятий;

7) ежедневное использование активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеуроч­ное время (плавание, лыжи, специальные упражнения для домашних заданий);

8) полноценное питание, сбалансированное по солевому со­ставу.

Планами мероприятий по профилактике близорукости предус­матриваются:

1) рациональная организация режима учебных занятий, на­правленная на уменьшение зрительной нагрузки; чередо­вание устной и письменной работы, отдых глаз в ходе ра­боты (перевод взгляда с близких на удаленные предметы и специальные комплексы гимнастики для глаз), минуты тишины с закрытыми глазами;

2) питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С);

3) правильное использование технических (видеоэкранных) средств обучения в школе: расстояние при просмотре теле­визионных передач в пределах 3-5 метров, длительность просмотра передач — 15-20 минут, подсветка, использо­вание специальных школьных компьютеров, соответству­ющих гигиеническим нормам;

4) использование только допущенных Министерством обра­зования школьных учебников;

5) контроль за гигиеной чтения школьников: шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов, неотрыв­ное чтение — не более 3-7 минут (1-2 классы); 7-15 ми­нут (3-4 классы); 20-25 минут (5-10 классы); расстояние от глаз до текста для младших школьников — 24 см, для средних и старших — 29 см, исключение чтения в положе­нии «лежа»;

6) рациональная организация освещения в учебных помеще­ниях школы и дома;

7) ежедневное пребывание на воздухе — не менее 2-3 часов;

8) при определении школьника в группу для занятий физ­культурой учитывается состояние его зрения.

При оздоровлении детей с выраженными отклонениями состоя­ния здоровья решается вопрос об их переводе в специализированные школы, где учащиеся занимаются от полугода до одного года и бо­лее. Летнее время такие дети должны проводить в пионерских лаге­рях санаторного типа для школьников с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, функциональными рас­стройствами нервной системы, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата. Эффективность оздоровления детей зависит от

преемственности в работе врача, педагога, родителей. Педагоги и родители должны быть не только хорошо осведомлены о лечебно-­оздоровительных и гигиенических назначениях школьникам, но и обеспечивать выполнение их каждодневно в школе и дома.

Воспитательные аспекты связаны с задачей формирования у школьников привычки заботиться о своей осанке, зрении; носить вещи только в ранце; регулярно, в школе и дома, выполнять специаль­ные, индивидуально подобранные комплексы упражнений. Вместе с тем важно не допустить возникновения у школьника комплекса не­полноценности или потребительской установки во взаимоотноше­ниях с другими людьми («Все должны мне помогать!»). Поэтому ори­ентир воспитательной работы — формирование у школьников чув­ства личной ответственности за свое здоровье и его дальнейшие из­менения.

Учебно-информационные аспекты проблемы решаются путем включения в содержание школьных учебных предметов задач, при­меров, упражнений, связанных с тематикой здоровья, в частности гигиеной зрения, опорно-двигательного аппарата. Тогда ежеднев­ные практические занятия окажутся подкрепленными научно-методическими обоснованиями, что усилит эффективность их воздей­ствия, особенно для подростков с рациональным складом личности.

С кадровыми аспектами связано знание всеми педагогами шко­лы специфики работы с детьми, имеющими соответствующие формы нарушений, вменение им в обязанность следить на уроке за позой, осанкой школьников, соблюдением оптимального расстояния глаз от листа с текстом. Особое внимание необходимо уделять работе та­ких подростков за компьютером.

На внешкольном уровне в задачу школы входит информирова­ние родителей учащихся о выявленных у их детей нарушениях и предоставление рекомендаций о том, как они должны следить за деть­ми дома. В рамках «родительского университета» могут быть орга­низованы занятия по обучению родителей технике массажа своего ребенка, тренировке с использованием офтальмотренажера и т.п.

Для мониторинга могут быть использованы данные школьного врача и анкеты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: