Можно смело утверждать, что учитель, разбирающийся в вопросах здоровья и осознающий значимость этой проблемы, какой бы предмет он ни преподавал, всегда найдет возможность связать свои профессиональные задачи с тематикой здоровья. Кроме того, у самих школьников нередко возникают вопросы о путях и методах сохранения и укрепления здоровья. Если учителя не могут удовлетворить любопытство учеников, те обращаются к случайным источникам и часто получают недостоверную информацию.
Внутришкольный уровень решения проблемы — организация непрерывного повышения квалификации всех учителей и специалистов школы в вопросах здоровья. Следует регулярно проводить тематические педсоветы, психолого-педагогические консилиумы по проблемам отдельных учащихся группы риска, приглашать ученых, врачей, психологов для выступления перед учителями. Эффективная организационная процедура, многие десятилетия помогающая повышать квалификацию работающих вместе врачей, — так называемые «балинтовские группы». Это регулярный анализ, обсуждение сложных, интересных случаев, профессиональный обмен опытом. У педагогов в неменьшей степени есть необходимость в обмене опытом и мнениями, решении сообща определенных психолого-педагогических проблем.
|
|
К кадровым аспектам можно отнести целесообразность приглашения на работу в школу учителей, грамотных в вопросах здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий. Такая компетентность должна стать важным критерием для приема на работу.
Финансовые аспекты касаются выделения школой средств, направляемых на оплату прохождения учителями соответствующих курсов повышения квалификации по оздоровительной проблематике.
Работа на внешкольном уровне включает совместные семинары- тренинги для педагогов разных школ, учителей, врачей, преподавателей вузов и родителей школьников.
Государственный уровень — это повышение роли учителя в обществе, отношение к нему как к значимой, уважаемой фигуре. Такое положение не только предоставляло бы учителю новые права, но и влекло бы за собой новые обязанности в частности, повышение общего уровня культуры, неотъемлемой составной частью которой является культура здоровья.
Оценку грамотности педагогов в вопросах здоровья осуществить достаточно легко: для этой цели разработаны тесты, которые используются в работе курсов повышения квалификации по тематике здоровья, но могут быть приняты «на вооружение» и администрациями школ, и управлениями образования.
В заключение подчеркнем, что в описанных подходах к решению основных проблем, связанных с сохранением и укреплением здоровья школьников, здоровьесберегающими технологиями, нет рецептов-панацей, а большинство задач и рекомендаций известны и очевидны. Но именно их системная, комплексная реализация, с учетом, казалось бы, второстепенных деталей, позволяет обеспечить тот здоровьесберегающий эффект, к которому стремится наша школа.