I Административное право играет ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.
Эта деятельность связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление обществом.
Административное право выступает одновременно как средство реализации государственной воли в отношениях «исполнительная власть - частное лицо» и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации.
Государственная администрация осуществляет различные виды деятельности, в том числе не имеющие властного характера. Например, она может совершать сделки купли-продажи, сдавать в аренду или арендовать и т.д. В этом случае она выступает как обычный субъект частного права. Административное право регулирует только те отношения, в которые государственная администрация вступает в связи с реализацией исполнительной власти.
|
|
Таким образом, административное право - это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.
Отрасли российского права отличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового регулирования.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, которые регулируются её нормами.
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права.
Вертикальные отношения складываются:
а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне системы (например между вышестоящими и нижестоящими органами);
б) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями (корпорациями, концернами), предприятиями и учреждениями. Это могут быть отношения субординации или координации.
Горизонтальные отношения в процессе государственного управления складываются между органами, находящимися на одном организационно-правовом уровне системы исполнительной власти (например, между министерствами).
Но отношения, складывающиеся в связи с управлением в негосударственных формированиях в предмет административного права не включаются, хотя нормы административного права оказывают воздействие на деятельность негосударственных формирований.
|
|
Метод административного права – совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.
Методы правового регулирования, характерные для административного права:
1. Метод власти-подчинения (прямого распорядительства): отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому.
2. Метод рекомендаций: рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия её другим участником управления.
3. Метод согласования: регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении.
4. Метод равенства: субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.
Можно сказать, что социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно упорядочивает административные взаимоотношения в сфере государственного управления, подчиняет деятельность государственной администрации закону и гарантирует защиту прав частных лиц от административного произвола.
II Источники административного права – это формы выражения административно-правовых норм, то есть акты, в которых они содержатся.
Систему источников административного права составляют нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня, а также республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Виды источников административного права:
1. Законы Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации;
- акты Федерального Собрания (федеральные конституционные законы; федеральные законы; декларации).
2. Подзаконные федеральные акты:
- Указы, распоряжения Президента РФ;
- постановления, распоряжения правительства РФ;
- приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов.
3. Законы субъектов Федерации:
- конституции, уставы субъектов Федерации;
- законы.
4. Подзаконные акты субъектов Федерации:
- уставы, распоряжения президентов (губернаторов);
- постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;
- приказы, постановления министерств субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации.