Тема 6.1: Основы административного права

I Административное право играет ведущую роль в регулировании общественных отношений. В сфере его воздействия находятся отношения, которые складываются по поводу организации и осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов.

Эта деятельность связана с реализацией целей, задач и функций исполнительной власти, которая обеспечивает повседневное государственное управление обществом.

Административное право выступает одновременно как средство реализации государственной воли в отношениях «исполнительная власть - частное лицо» и как средство защиты частных лиц от возможного произвола государственной администрации.

Государственная администрация осуществляет различные виды деятельности, в том числе не имеющие властного характера. Например, она может совершать сделки купли-продажи, сдавать в аренду или арендовать и т.д. В этом случае она выступает как обычный субъект частного права. Административное право регулирует только те отношения, в которые государственная администрация вступает в связи с реализацией исполнительной власти.

Таким образом, административное право - это отрасль публичного права, представленная системой юридических норм, которые регулируют организацию государственной администрации, ее функционирование и порядок ее взаимоотношений с частными лицами в процессе осуществления исполнительной власти и управления делами государства.

Отрасли российского права отличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, которые регулируются её нормами.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права.

Вертикальные отношения складываются:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне системы (например между вышестоящими и нижестоящими органами);

б) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями (корпорациями, концернами), предприятиями и учреждениями. Это могут быть отношения субординации или координации.

Горизонтальные отношения в процессе государственного управления складываются между органами, находящимися на одном организационно-правовом уровне системы исполнительной власти (например, между министерствами).

Но отношения, складывающиеся в связи с управлением в негосударственных формированиях в предмет административного права не включаются, хотя нормы административного права оказывают воздействие на деятельность негосударственных формирований.

Метод административного права – совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.

Методы правового регулирования, характерные для административного права:

1. Метод власти-подчинения (прямого распорядительства): отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому.

2. Метод рекомендаций: рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия её другим участником управления.

3. Метод согласования: регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении.

4. Метод равенства: субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.

Можно сказать, что социальная и юридическая ценность административного права состоит в том, что оно упорядочивает административные взаимоотношения в сфере государственного управления, подчиняет деятельность государственной администрации закону и гарантирует защиту прав частных лиц от административного произвола.

II Источники административного права – это формы выражения административно-правовых норм, то есть акты, в которых они содержатся.

Систему источников административного права составляют нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня, а также республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Виды источников административного права:

1. Законы Российской Федерации:

- Конституция Российской Федерации;

- акты Федерального Собрания (федеральные конституционные законы; федеральные законы; декларации).

2. Подзаконные федеральные акты:

- Указы, распоряжения Президента РФ;

- постановления, распоряжения правительства РФ;

- приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов.

3. Законы субъектов Федерации:

- конституции, уставы субъектов Федерации;

- законы.

4. Подзаконные акты субъектов Федерации:

- уставы, распоряжения президентов (губернаторов);

- постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации;

- приказы, постановления министерств субъектов Федерации, руководителей предприятий, учреждений субъектов Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: