Лекция 4 7 страница

Наиболее эффективным источником инфекции являются дети, которые более доступны для укусов комаров, т. к. поверхность их тела более оголена, и они не используют благовоний, которые отпугивают комаров. Кроме того, отсутствие иммунитета у детей сопровождается более высокой паразитемией.

Заражение человека происходит: при укусе его инфицированным комаром, при переливании крови больного малярией, P. malariae и P. falciparum сохраняют свою жизнеспособность в консервированной крови в течение 10 лет и более. В эндемичных очагах наблюдается внутриутробное заражение – через плаценту или в процессе родов. Передача малярии в странах с тропическим климатом происходит круглый год, в зонах субтропического и умеренного климата в летне-осенние месяцы.

Комар заражается от больного человека с периода, когда в крови появляются зрелые гамонты. При трех- и четырехдневной малярии это возможно после второго или третьего приступа, при тропической малярии —после 7–10-го дня болезни.

Мероприятия по борьбе с малярией основываются на уничтожении переносчиков болезни — комаров анофелес, на систематическом выявлении больных малярией, на рациональном лечении, а также на проведении противорецидивных курсов терапии.

Для борьбы с переносчиками малярии предпринимают гидротехнические и гидромелиоративные работы (осушение заболоченных местностей, очистка водоемов), уничтожают личинки комара анофелес на поверхности непроточных водоемов — озер, болот и прудов — при помощи нефтевания и разбрызгивания эмульсии парижской зелени.

Необходима механическая защита человека от укусов комаров. Для этого окна зданий и двери тамбуров закрывают густой металлической сеткой, над кроватью устраивают полог из марли. В поле ила в лесу рекомендуется спать под пологом.

Известное значение имеет также зоопрофилактика малярии; при расположении пастбищ и скотных дворов между жилыми постройками и местом выплода комаров крупный рогатый скот отвлекает на себя укусы комаров анофелес, что способствует защите человека от нападения переносчиков малярии. Радикальное лечение хиноцидом успешно разрешает проблему рациональной профилактики малярии.

Своевременное выявление больных малярией людей и рациональное их лечение — важные меры в комплексе средств, борьбы с распространением болезни. Систематическое лечение, в том числе противорецидивное, ведет к ликвидации гаметоносительства. У каждого больного, подозрительного на заболевание малярией, особенно в весенне-летний период, и там, где встречается малярия, необходима микроскопия мазков и толстой капли крови, окрашенных по Романовскому—Гимзе.

Помимо перечисленных мероприятий, используется химиопрофилактика малярии как дополнение к перечисленным выше мерам борьбы с распространением болезни. Рекомендуется принимать бигумаль (по 0,1 г 2 раза в неделю) или таблетки акрихина (0,1 г) с плазмоцидом (0,02 г) по одной штуке 2 раза в день в течение 2 дней, повторяя двухдневный прием этого препарата с интервалами в 5 дней.

Лицам, выезжающим в эндемичные по малярии местности, проводят химиопрофилактику (хингамин по 0,25 г 2 раза и неделю). Препарат назначают за 3 дня до прибытия в очаг и продолжают прием в течение 4—6 нед. после выезда.

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

Основная:

1. Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины: учебное пособие. - М., 2008.

2. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии – М.:Медицина, 2001. – 560с.

3. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

4. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология: Учебник. – СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2006. – 752 с.

Дополнительная:

1. Козлов И.М., Лярский П.П. Руководство по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Москва, «Медицина», 1985г.

2. Павлов В.В. «Пособие по проведению санитарно-гигиенических и дезинфекционных, противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний». М. «Перспектива». 2002г.

3. Инфекционные и паразитарные болезни развивающихся стран: учебник //Под ред. Н.В.Чебышева, С.Г.Пака. - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 496 с.

4. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы, 2002.

5. Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины: учебное пособие. - М., 2008.

6. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии – М.:Медицина, 2001. – 560с.

6. Контрольные вопросы:

1. Дайте общую характеристику протозойным инвазиям.

2. Эпидемиология малярии: географическая территория распространения, источники, механизмы передачи.

3. Кто осуществляет эпидемиологический надзор за малярией?

4. Перечислите учетно-отчетную документацию, заполняемую при регистрации случаев заболеваний малярией.

5. Профилактические и противоэпидемические мероприятия при малярии.

Лекция №29

1. Тема: «Эпидемиологический анализ инфекционных заболеваний. Ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ. Аналитические методы в эпидемиологии».

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ об эпидемиологическом анализе инфекционных заболеваний: ретроспективном и оперативном; об аналитических методах в эпидемиологии.

3. Тезисы лекции:

Цель эпидемиологической диагностики - получить на основе анализа причин и условий развития эпидемического процесса исходные данные, необходимые для определения главного (стратегического) направления в комплексе противоэпидемических мероприятий и конкретизировать их содержание. Эпидемиологическая диагностика составляет основу системы эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями.

Аналитические методические приемы предусматривают формулирование и проверку гипотез относительно причин распространения заболеваемости, а также изучение механизмов влияния последних на нее и поиск таких их переменных, па которые можно воздействовать доступными противоэпидемическими мероприятиями.

Цели, задачи, этапы

Ретроспективный эпидемиологический анализ представляет собой комплекс исследований уровня, структуры и динамики инфекционной заболеваемости за длительный предшествующий промежуток времени с целью обоснования перспективного. планирования противоэпидемических мероприятий.

В связи с необходимостью профилактики инфекционной заболеваемости при ретроспективном эпидемиологическом анализе следует решать две задачи.

1. Оценка структуры заболеваемости и выделение инфекций, имеющих наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость.

2. Выявление основных причин, определяющих особенности развития эпидемического процесса отдельных инфекций среди обслуживаемого населения, расшифровка механизма действия этих причин. При решении данной задачи особенно важное значение имеет дифференциация групп населения, территорий и отдельных периодов по степени риска заражений и заболеваний различными инфекциями.

Ретроспективный эпидемиологический анализ предусматривает следующие этапы исследований.

I. Составление программы: определение целей и задач, которые необходимо решить при ретроспективном эпидемиологическом анализе, и в соответствии с ними обозначить направления его проведения.

II. Сбор и первичная обработка (группировка) информации: поиск следующей информации.

1. Данные о заболеваемости обслуживаемого населения, содержащиеся в следующих официальных документах:

- отчеты об инфекционной заболеваемости:

- журнал регистрации инфекционных заболеваний (в лечебно-профилактических учреждениях и в центре гигиены и эпидемиологии);

- истории болезни, карты амбулаторных больных, статистические талоны уточненных диагнозов (данные об инфекционных заболеваниях, не подлежащих официальному учету - об эризипелоиде. кампилобактериозе, демодекозе и т.д. либо о подлежащих суммарному учету).

2. Данные бактериологических, вирусологических и серологических лабораторий центров гигиены и эпидемиологии, амбулаторно-поликлинических и лечебно-профилактических учреждений:

- об уровне носительства;

- о биологических свойствах возбудителей (серовары. фаговары, чувствительность к антибиотикам и др.);

- энтомологические данные (например, численность комаров рода Anopheles, наличие мух и др.);

- гигиенические данные о результатах лабораторного контроля пищевых, коммунальных и других объектов.

3. Демографические данные статистических отделов администрации районов или городов (о численности совокупного населения и отдельных групп, о рождаемости, смертности, миграции).

4. Информация об эпидемически значимых природных условиях -данные гидрометеорологической службы (температура, влажность воздуха, высота стояния грунтовых вод, расход воды в жаркие месяцы, перечень ландшафтных зон, сведения о наличии и состоянии водоемов и т.д.).

5. Сведения о социальных условиях:

- хозяйственно-экономическая характеристика района;

- характеристика эпидемически значимых условий труда и быта различных контингентов, численность определенных профессиональных контингентов;

- санитарно-гигиеническая характеристика района и эпидемически значимых объектов;

- информация о проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятиях.

III Сводка данных в группировочные таблицы.

IV. Изучение информации по соответствующим направлениям.

1. Анализ уровня и структуры заболеваемости регистрируемыми нозологическими формами для определения приоритетных проблем профилактики (отдельных нозологических форм) на обслуживаемой территории (определение эпидемиологической, социальной и экономической значимости): далее каждая нозологическая форма анализируется в отдельности.

2. Анализ многолетней динамики заболеваемости совокупного населения по данным календарных и эпидемических лет.

3. Анализ годовой динамики заболеваемости совокупного населения по данным календарных и эпидемических лет.

4. Анализ уровня, структуры и динамики заболеваемости в социально-возрастных группах населения и в отдельных коллективах, выделенных по эпидемиологическим признакам.

5. Анализ заболеваемости по факторам риска.

V. Постановка эпидемиологического диагноза.

1. Оценка проявлений эпидемического процесса на определенной территории, среди различных групп населения, за конкретное время (территории, группы, коллективы, время риска).

2. Выявление конкретных условий жизни и деятельности людей, факторов социальной и природной среды (включая качество и эффективность профилактической работы), которые определяют проявления эпидемического процесса (формулирование гипотез о факторах риска).

3. Проверка сформулированных гипотез, расшифровка механизма причинно-следственных связей, приводящих к заболеваемости, достаточная для назначения эффективных в данной обстановке противоэпидемических

мероприятий.

4. Ближайший или отдаленный прогноз уровня заболеваемости, оценка достоверности гипотез о факторах риска по эффекту (экспериментальное доказательство гипотез), определение эпидемиологической, социальной и экономической эффективности мер профилактики.

Оперативному эпидемиологическому анализу подвергаются следующие потоки информации:

1) сведения о текущей заболеваемости (за день, пятидневку, неделю, декаду, месяц);

2) изменения социальных и природных факторов, могущих псвлиять на инфекционную заболеваемость;

3) сведения, полученные в ходе обс-ледования эпидемических очагов;

4) сведения о качестве выполнения противоэпидемических мероприятий.

Основу информации, на которой строится оперативная оценка эпидемической обстановки, составляют данные о регистрируемой заболеваемости. Система сбора, обработки и хранения информации для целей оперативного эпидемиологического анализа должна гарантировать непрерывное и своевременное поступление информации о регистрируемой заболеваемости. Этим достигается непрерывное слежение за уровнем, структурой и динамикой инфекционной заболеваемости. В ходе слежения осуществляют сопоставление частоты регистрации отдельных инфекций с нормативным уровнем для данного дня. пятидневки, недели, декады, месяца, а также с данными за аналогичные предшествующие отрезки времени по территории в целом и по отдельным группам населения.

При оперативном эпидемиологическом анализе, как и при ретроспективном, важно раскрыть механизмы влияния эпидемически значимых причин на заболеваемость. В случаях, когда повышения показателей текущей заболеваемости не наблюдается, объектом пристального внимания на этапе оперативного эпидемиологического анализа должны стать группы населения или территории, где в условиях типичной эпидемической ситуации отмечаются более высокие уровни инфекционной заболеваемости.

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

Основная

1. Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины: учебное пособие. - М., 2008.

2. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии – М.: Медицина, 2001. – 560с.

3. Власов В.В. Эпидемиология. Учебное пособие. 2-е издание – М., 2006

4. Покровский В.И., Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины. Учебное пособие – М., 2008.

4. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Эпидемиология.- М.:Медицина, 2003.

5. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы 2002.

Дополнительная:

1. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

3. Савилов Е.Д. Мамонтова Л.М. и др. Применение статистических

методов в эпидемиологическом анализе.-М. «МЕД. пресс-информ», 2004.

4. Ющук Н.Д. Мартынов Ю.В. Краткий курс эпидемиологии. (Схемы, таблицы). - М.: «Медицина», 2005.

5. Лукьянова Е.А. Медицинская статистика.- М.: Изд. РУДН, 2002.

6. Медик В.А., Токмачев М.С., Фишман Б.Б.Статистика в медицине и

биологии. М.: Медицина, 2000.

6. Контрольные вопросы:

1. Эпидемиологический анализ – это….

2. Аналитические методы диагностики.

3. Ретроспективный анализ.

4. Оперативный анализ.

Лекция №30

1. Тема: «Клиническая эпидемиология, понятие, значение».

2. Цель: Формирование у студентов теоретических основ о понятии и значении клинической эпидемиологии.

3. Тезисы лекции:

Существует множество природных, биологических, социальных факторов, на фоне которых развивается и распространяется патология. Задача эпидемиологического метода — найти причины, которые обеспечивают возникновение и распространение патологических состояний в популяции людей.

Говоря о структуре эпидемиологического метода, его развитии и совершенствовании, мы должны отметить, что метод, как и метод других наук, представляет собой совокупность определенных приемов и отличается от приемов так же, как целое от части. Прием — составная часть метода.

Если перелистать учебники по эпидемиологии, мы убедимся в том, что вопрос о приемах, входящих в эпидемиологический метод, освещается весьма разноречиво. Так, Д. К. Заболотный в учебнике по эпидемиологии (1927 г.) указывает два приема, применяемых в эпидемиологическом методе, — бактериологический и статистический. Л. В. Громашевский в 1949 г. выделяет прием единичного наблюдения, прием массового наблюдения, наблюдательно-описательный прием и экспериментальный. В. А. Башенин в 1958 г. описывает исторический, статистический, микробиологический методы и метод эпидемиологического обследования. В. Д. Беляков в 1964 г. включает в эпидемиологический метод прием наблюдения, статистический прием, прием эпидемиологического обследования, исторический прием, экспериментальный прием и эпидемиологический анализ.

Такая разноречивость отражает эволюцию взглядов, касающихся метода, а также противоречия во взглядах в отношении предмета науки. С развитием познания неизбежно происходит совершенствование метода, появляются новые приемы и способы изучения.

В процессе эволюции эпидемиологии происходило совершенствование эпидемиологического метода. С одной стороны, появлялись новые приемы, с другой — происходило совершенствование старых приемов.

Наблюдение с древности до настоящего времени остается одним из основных приемов, применяемых в эпидемиологии. Собственно все, что составляет содержание основных учебников и основополагающих книг по эпидемиологии, накапливалось в процессе наблюдений за многочисленными эпидемиями на протяжении веков и тысячелетий.

В древности и в средние века бросалось в глаза прежде всего развитие эпидемий заразных болезней, особенно тяжелых и быстро распространяющихся. Даже миазматическая теория происхождения эпидемий, по-видимому, отправной точкой имела наблюдения в очагах заразных заболеваний, в частности, возможно, при малярии (вдыхание миазмов в заболоченных местах), хотя выводы — и это вполне объяснимо — оказались ошибочными.

Итак, исходя из представления о заразности инфекционных больных, наблюдение сводилось, в первую очередь, к выяснению конкретных обстоятельств, при которых возможно заражение окружающих людей (от каких источников инфекции, каким способом и т. д.).

Однако в современных условиях, поскольку в поле зрения науки и практики находятся нозоформы, которые клинически развиваются не всегда отчетливо и даже бессимптомно, регистрация не может быть полной. Иначе говоря, необходимость в проведении наблюдения в непосредственной близости от источника инфекции может вообще отсутствовать. Именно поэтому неизбежно привлечение клиницистов для выявления больных, у которых болезнь протекает легко или атипично. Таким образом, клинические данные позволяют расширить представление о действительном распространении заболеваемости.

Применение дополнительно клинических приемов также дает эпидемиологу данные для суждения о наиболее вероятных путях передачи возбудителя. Так, если в структуре заболевших в период эпидемической вспышки преобладают больные тяжелыми формами кишечной инфекции, имеются основания с большой долей вероятности предполагать заражение большой дозой возбудителя, т. е. заражение через пищу.

В ряде случаев для установления действительного числа зараженных и оценки способов заражения неизбежно применение микробиологических, иммунологических, биохимических и других лабораторных приемов, иногда зоологических, энтомологических и других исследований.

Поскольку постепенно накопились данные о невозможности установления всех закономерностей возникновения и распространения заразных заболеваний в очагах, наблюдение стали использовать также для изучения событий, связанных с развитием заболеваемости среди населения или какой-то его части. Как теперь говорят, возникла необходимость популяционных исследований. Но и в этом случае для оценки ситуации привлекаются клинические данные, материалы различных лабораторных исследований, данные приемов зоологических, энтомологических и других исследований. Большое значение приобретает подключение приемов исследования многих социальных, биологических и природных факторов, в том числе астробиологических (А. Л. Чижевский, 1929).

Трудно найти науку, в которой не применялись бы широко статистические приемы. В современной эпидемиологии использование статистических приемов приобретает особое значение. В среде ученых, занятых биомелицинскими исследованиями, язык статистики становится международным.

Статистические (биометрические) методы настолько широко применяются в эпидемиологии, что непосвященные часто не в состоянии дифференцировать эпидемиологические и статистические исследования. Принципиальная особенность эпидемиологических исследований заключается в том, что эпидемиология особое внимание уделяет планированию исследований; она является идеологом выбранного исследования, обеспечивает содержательную интерпретацию полученных показателей, а статистические методы

На протяжении всей истории развития эпидемиологии можно проследить тенденцию к применению ею все большего числа приемов из других наук. Природа все менее охотно раскрывает свои тайны, и поэтому эпидемиологу-исследователю, как и эпидемиологу-практику, приходится применять все более новые приемы и совершенствовать старые.

В процессе эпидемиологического метода накапливались и совершенствовались различные приемы исследования. К настоящему времени произошла их систематизация и выделение двух методов:

• эпидемиологического обследования очагов;

• эпидемиологического анализа.

являются лишь инструментом исследования.

Каждый из этих методов состоит из совокупности собственно эпидемиологических приемов и приемов из других наук. Специфика их подбора определяется предметом изучения. Следовательно:

эпидемиологический метод — это специфическая совокупность приемов, которая предназначена для изучения причин возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей.

Наиболее простыми и доступными приемами для оценки гипотез являются приемы биостатистики, с помощью которых, как уже было сказано в предыдущем разделе, проводится статистическое испытание гипотез. Так, если в двух группах населения выявлены различия в показателях заболеваемости и эти различия гипотетически связывают с каким-либо фактором, то в пределах каждой группы статистически достоверно должны быть чаше те, кто подвержен действию этого фактора, по сравнению с теми, на кого этот фактор не оказывает действие, или это действие менее выраженное. При оценке событий в динамике используется корреляционный анализ. При этом сопоставляются частотные показатели возникшей патологии и частотные или количественные характеристики упомянутого фактора. В зависимости от величины коэффициента корреляции судят о силе связи между предполагаемой причиной и ее действием (заболеваемостью). Чем сильнее связь, тем вероятнее значение этой причины.

Важно, однако, иметь в виду необходимость дифференциации причинно-следственных статистических связей от обычных непричинных, случайных. В последнем случае речь идет о синхронизации событий, не связанных между собой. Чаше всего это наблюдается тогда, когда одна категория явлений влияет одновременно на две другие, в результате между последними проглядывается кажущаяся связь. Здесь для исключения ошибок очень важно профессиональное мастерство.

В процессе оценки гипотез одни из них подтверждаются, другие отвергаются, при этом формируют новые гипотезы.

Итак, все те гипотетические факторы риска, которые прошли статистическое испытание, становятся эпидемиологическим диагнозом (факторами риска, причинами возникновения и распространения заболеваний).

4. Иллюстративный материал: Плакаты и презентация лекции.

Основная:

1. Амиреев С.А. Эпидемиология. 2 т. Алматы, 2002.

2. Брико Н.И. Руководство к практическим занятиям по общей эпидемиологии с основами доказательной медицины: учебное пособие. - М., 2008.

3. Черкасский Б.Л. Руководство по общей эпидемиологии – М.:Медицина, 2001. – 560с.

4. Беляков В.Д., Яфаев Р.Х. Эпидемиология (учебник для студентов мед. ВУЗов). – М.:Медицина.- 1989г.

Дополнительная:

1. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие /под ред. В.И.Покровского, Н.И. Брико. - М., 2008.

2. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Черкасский Б.Л., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных болезнях. 1 т. Алматы, 2007.

3. Амиреев С.А., Муминов Т.А., Сергиев В.П., Оспанов К.С. Стандарты и алгоритмы мероприятий при инфекционных и паразитарных болезнях. 2 т. Алматы, 2008.

4. Зуева Л.П., Яфаев Р.Х. Эпидемиология: Учебник.– СПб.: ООО «Издательство Фолиант», 2006. – 752 с.

6. Контрольные вопросы:

1. Основные положения клинической эпидемиологии.

2. Мероприятия при клинической эпидемиологии.

3. Что такое эпидемиологическое наблюдение?

4. Биостатический метод оценки гипотез.

5. Биометрический метод в эпидемиологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: