Тема 2. Учебно-исследовательская и

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В период обучения в вузе студенты выполняют различные виды самостоятельной работы:

I. Самостоятельные работы репродуктивного типа, в которых студенты оперируют уже имеющимися знаниями. К этому типу относятся следующие виды самостоятельной работы:

а) воспроизводящие – задания на актуализацию ранее усвоенных знаний (выборочное чтение, повторение, комментирование и т.д.). Этот вид самостоятельной работы выполняет важную функцию «предупреждение забывания» (К.Д. Ушинский), подготавливает студентов к усвоению нового материала и способствует включению его в систему ранее усвоенных знаний;

б) тренировочные, в которых предусматривается не столько простое воспроизведение изученного, сколько применение усвоенных правил, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, придумывание самостоятельных примеров и др.;

в) проверочные, отличающиеся широкой вариативностью, органически включаемых в процесс овладение новыми знаниями их использования. В этих целях используются разнообразные технические средства.

II. Самостоятельные работы познавательно – поискового (эвристического) типа, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по темам, которые лекционно не изучаются.

Самостоятельные работы этого типа включают целый ряд видов:

а) подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями становиться перед неизвестными явлениями, задачами, этот вид работы к постановке новой познавательной задачи, содействует созданию проблемной ситуации;

б) констатирующие. К ним относятся работы, включающие познания и описание новых факторов и явлений действительности (т.е. конспектирование указанной по теме литературы);

в) экспериментально – поисковые. К ним относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;

г) логически – поисковые. Это разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.

III. Самостоятельные работы учебно – исследовательского и научно – исследовательского характера.

На протяжении первого курса студенты получают знания о научных исследованиях и их элементах, приобретают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.

В лекционных курсах студентам первого курса впервые освещаются вопросы:

- объект и предмет науки,

- методы исследований,

- проведение эксперимента,

- использование современной научной аппаратуры,

- методы математический обработки результатов эксперимента, использование электрон­но - вычислительной техники,

- методы определения эффективности научной работы,

- система внедрения результатов научных исследований в практику.

- информационная патентно - лицензионная работа и т.д.

Все это служит фундаментом для организации и развертывания учебно- исследовательской и научно- исследовательской самостоятельной работы студентов.

Основными видами учебно- исследовательской работы первокурсников являются.

- реферирование отдельных тем изучаемых курсов,

- перевод с английского - языка мировой науки - научных статей по проблемам изу­чаемых дисциплин,

- составление библиографии по отдельным темам,

- изготовление по заданиям преподавателей схем, плакатов, диаграмм,

- разработка дидактических материалов для кабинетов,

- участие в подготовке лекционного демонстрирования,

- конструирование приборов,

- разработка проектов оборудования,

- выполнение заданий с элементами творческого поиска,

- составление программ для ЭВМ и другие.

Также студенты привлекаются к научно- исследовательской творческой работе (НИРС), ее виды:

- индивидуальная работа на кафедрах,

- работа в студенческих научных кружках,

- участие в выполнении договоров о творческом содружестве с предприятиями и учреждениями,

- подготовка научных докладов,

- участие в конкурсе научных работ студентов,

- выступление с научным сообщением на студенческой научной конференции и другие.

В ходе выполнения исследовательских, творческих работ проявляется самый высокий уро­вень самостоятельности и познавательной активности первокурсника. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.

В творческой работе проявляются:

1)понимание цели работы,

2) выдвижение и обоснование гипотезы,

3) определение методов исследования,

4) проведение работы по проверке гипотезы,

5) внесение корректив.

6) выводы по проблеме,

7) постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе),

8) изменение способа решения

научно–исследовательская работа студентов

Учебные научные работы

Доклад - развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т.е. в присутствии слушателей.

Построение доклада традиционно включает три части: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и т.п.

В основной части изложение материала должно быть связанным, последовательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.

В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.

Студенческие конференции могут иметь различный статус и проводиться на самых разных уровнях. Материалы студенческих конференций публикуются в виде сборника тезисов доклада.

Тезисы доклада являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. Необходимо суметь выделить самые существенные идеи, отраженные в нем, сохранив при этом общую логику доклада и его основное содержание.

Реферат

Реферат (от латинского refero «сообщать») - краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т.д.

Цель реферата - дать представление о вновь возникших проблемах в соответствующей отрасли науки или производства.

Этапы работы над рефератом

Формулирование темы (актуальность и оригинальность).

Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 источников).

Составление библиографии.

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана реферата.

Написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата

Титульный лист.

Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы). Объем введения (при объеме реферата 10-15 стр.) - 1-2 страницы.

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

Заключение подводит итоги работы. Оно может содержать повтор основных тезисов работы. Может содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата. Может содержать предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.

Список (использованной) литературы.

Названия глав раскрывают название реферата.

Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 10-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

Критерии оценки реферата

* Актуальность темы исследования.

* Соответствие содержания теме.

* Глубина проработки материала.

* Правильность и полнота использования источников.

* Соответствие оформления реферата стандартам.

Курсовая работа - самостоятельное творческое исследование научно-практического характера. Она базируется на теоретических и методических положениях науки.

Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя - руководителя работы.

Курсовая работа отличается актуальностью тематика. Работая над ней следует:

1. Изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу и периодику по проблеме исследования.

2. Изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы.

3. Провести по мере необходимости опытно-экспериментальную работу или ее фрагмент по проблеме исследования, определив четко цели и методы исследования.

4. Обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать практические рекомендации.

5. Оформить курсовую работу в соответствии с требованиями стандарта.

Объем курсовой работы: 25-35 страниц печатного текста.

Содержание курсовой работы должно быть без лишних «блужданий по задворкам теории», раскрывать суть обозначенной темы.

В структуру курсовой работы входят:

· Титульный лист

· В содержании последовательно излагаются: введение, название разделов или глав курсовой работы, заключение, список литературы, список приложений и иллюстраций. При этом названия всех разделов (глав плана) должны точно соответствовать логике содержания работы, быть краткими и четкими. Обязательно указываются страницы, с которых начинаются все пункты плана.

· Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется цель исследования, определяются задачи курсовой работы, объект, предмет и гипотеза исследования. Объем - 2-3 страницы.

· Основная часть, как правило, состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или его фрагмента.

· В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.

· Список использованной литературы представляет собой перечень использованных книг и статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией.

· Приложения к курсовой работе оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».

Дипломная (выпускная, квалификационная) работа. В ходе выполнения дипломной работы сту­дент опирается на умения, освоенные им при выполнении курсовых работ на пред­шествующих курсах, по научному анализу литературы по теме исследования, по выполнению эмпирической научно-исследовательской работы и по решению про­блем в определенной области научного исследования. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсо­вых работ. Основная особенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) — ее комплексный теоретико-экспериментальный характер.

При написании реферата, курсовой и дипломной работы осваиваются умения трех основных типов:

1) поиска информации и оформления научной мысли реферативного типа;

2) планирования, проведения эмпирического исследования и оформления его ре­зультатов;

3) планирования, проведения инновационной работы в определенной области научного исследования и оформления ее результатов.

При выполнении реферативной учебной и научно-исследовательской рабо­ты студент должен освоить следующие основные умения:

1) самостоятельный поиск информации по заданной теме;

2) отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изу­чаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной (в рамках данной темы);

3) анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;

4) обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам;

5) логичное и последовательное раскрытие темы;

6) обобщение знаний по проблеме и формулирование выводов на основе обзора литературы;

7) стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа;

8) грамотное оформление научного реферативного текста;

9) правильное оформление научной работы.

При выполнении эмпирической научно-исследовательской работы студент должен освоить следующие умения:

1) обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования;

2) определение предмета и объекта эмпирического исследования;

3) формулировка цели и задач эмпирического исследования;

4) формулировка гипотезы эмпирического исследования;

5) планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов;

6) выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического иссле­дования;

7) практическое освоение методики эмпирического исследования как средства решения научно-исследовательской задачи;

8) количественная обработка данных эмпирического исследования;

9) качественная обработка данных эмпирического исследования;

10) полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результа­тов эмпирического; исследования, убедительность аргументации;

11) интерпретация результатов эмпирического исследования;

12) формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследо­вания, рекомендаций по их использованию;

13) правильное оформление научной работы.

Обучение этим умениям осуществляется под научным руководством опытных преподавателей. Они проводят консультации, на которых оказывают студентам методологическую и методическую помощь. Поиск литературы по теме и отбор необходимого содержания осуществляется студентами самостоятельно. Методи­ка руководства выполнением реферативных, курсовых и дипломных работ под­робнее описывается в специальных пособиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: