ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В период обучения в вузе студенты выполняют различные виды самостоятельной работы:
I. Самостоятельные работы репродуктивного типа, в которых студенты оперируют уже имеющимися знаниями. К этому типу относятся следующие виды самостоятельной работы:
а) воспроизводящие – задания на актуализацию ранее усвоенных знаний (выборочное чтение, повторение, комментирование и т.д.). Этот вид самостоятельной работы выполняет важную функцию «предупреждение забывания» (К.Д. Ушинский), подготавливает студентов к усвоению нового материала и способствует включению его в систему ранее усвоенных знаний;
б) тренировочные, в которых предусматривается не столько простое воспроизведение изученного, сколько применение усвоенных правил, понятий в новых ситуациях, а также новое комбинирование материалов, придумывание самостоятельных примеров и др.;
в) проверочные, отличающиеся широкой вариативностью, органически включаемых в процесс овладение новыми знаниями их использования. В этих целях используются разнообразные технические средства.
II. Самостоятельные работы познавательно – поискового (эвристического) типа, в ходе которых студенты путем самостоятельных действий приобретают новые знания по темам, которые лекционно не изучаются.
Самостоятельные работы этого типа включают целый ряд видов:
а) подготовительные, работая над которыми, студент в ходе оперирования уже имеющимися знаниями становиться перед неизвестными явлениями, задачами, этот вид работы к постановке новой познавательной задачи, содействует созданию проблемной ситуации;
б) констатирующие. К ним относятся работы, включающие познания и описание новых факторов и явлений действительности (т.е. конспектирование указанной по теме литературы);
в) экспериментально – поисковые. К ним относится обширный круг самостоятельных работ, посредством которых студенты самостоятельно приобретают знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов;
г) логически – поисковые. Это разнообразные самостоятельные работы по совершенствованию и углублению новых знаний, их переработке. Выполняя работы этого типа, студенты в зависимости от особенностей материала выбирают различные методы организации своей познавательной деятельности.
III. Самостоятельные работы учебно – исследовательского и научно – исследовательского характера.
На протяжении первого курса студенты получают знания о научных исследованиях и их элементах, приобретают навыки самостоятельной работы по углубленному изучению научных проблем.
В лекционных курсах студентам первого курса впервые освещаются вопросы:
- объект и предмет науки,
- методы исследований,
- проведение эксперимента,
- использование современной научной аппаратуры,
- методы математический обработки результатов эксперимента, использование электронно - вычислительной техники,
- методы определения эффективности научной работы,
- система внедрения результатов научных исследований в практику.
- информационная патентно - лицензионная работа и т.д.
Все это служит фундаментом для организации и развертывания учебно- исследовательской и научно- исследовательской самостоятельной работы студентов.
Основными видами учебно- исследовательской работы первокурсников являются.
- реферирование отдельных тем изучаемых курсов,
- перевод с английского - языка мировой науки - научных статей по проблемам изучаемых дисциплин,
- составление библиографии по отдельным темам,
- изготовление по заданиям преподавателей схем, плакатов, диаграмм,
- разработка дидактических материалов для кабинетов,
- участие в подготовке лекционного демонстрирования,
- конструирование приборов,
- разработка проектов оборудования,
- выполнение заданий с элементами творческого поиска,
- составление программ для ЭВМ и другие.
Также студенты привлекаются к научно- исследовательской творческой работе (НИРС), ее виды:
- индивидуальная работа на кафедрах,
- работа в студенческих научных кружках,
- участие в выполнении договоров о творческом содружестве с предприятиями и учреждениями,
- подготовка научных докладов,
- участие в конкурсе научных работ студентов,
- выступление с научным сообщением на студенческой научной конференции и другие.
В ходе выполнения исследовательских, творческих работ проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности первокурсника. Через творческую работу он глубоко проникает в сущность изучаемого явления, находит новые идеи при решении проблем. Способному к выполнению творческого задания присущи такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие альтернативного, дивергентного мышления и др.
В творческой работе проявляются:
1)понимание цели работы,
2) выдвижение и обоснование гипотезы,
3) определение методов исследования,
4) проведение работы по проверке гипотезы,
5) внесение корректив.
6) выводы по проблеме,
7) постановки предмета в новые связи (при не оправдавшей себя гипотезе),
8) изменение способа решения
научно–исследовательская работа студентов
Учебные научные работы
Доклад - развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т.е. в присутствии слушателей.
Построение доклада традиционно включает три части: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема и т.п.
В основной части изложение материала должно быть связанным, последовательным, лишенным ненужных отступлений и повторений.
В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.
Студенческие конференции могут иметь различный статус и проводиться на самых разных уровнях. Материалы студенческих конференций публикуются в виде сборника тезисов доклада.
Тезисы доклада являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст небольшого объема, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. Необходимо суметь выделить самые существенные идеи, отраженные в нем, сохранив при этом общую логику доклада и его основное содержание.
Реферат
Реферат (от латинского refero «сообщать») - краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т.д.
Цель реферата - дать представление о вновь возникших проблемах в соответствующей отрасли науки или производства.
Этапы работы над рефератом
Формулирование темы (актуальность и оригинальность).
Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 источников).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация информации.
Разработка плана реферата.
Написание реферата.
Публичное выступление с результатами исследования.
Примерная структура реферата
Титульный лист.
Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы). Объем введения (при объеме реферата 10-15 стр.) - 1-2 страницы.
Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).
Заключение подводит итоги работы. Оно может содержать повтор основных тезисов работы. Может содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата. Может содержать предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.
Список (использованной) литературы.
Названия глав раскрывают название реферата.
Требования к оформлению реферата
Объем реферата может колебаться в пределах 10-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки реферата
* Актуальность темы исследования.
* Соответствие содержания теме.
* Глубина проработки материала.
* Правильность и полнота использования источников.
* Соответствие оформления реферата стандартам.
Курсовая работа - самостоятельное творческое исследование научно-практического характера. Она базируется на теоретических и методических положениях науки.
Написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя - руководителя работы.
Курсовая работа отличается актуальностью тематика. Работая над ней следует:
1. Изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу и периодику по проблеме исследования.
2. Изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы.
3. Провести по мере необходимости опытно-экспериментальную работу или ее фрагмент по проблеме исследования, определив четко цели и методы исследования.
4. Обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать практические рекомендации.
5. Оформить курсовую работу в соответствии с требованиями стандарта.
Объем курсовой работы: 25-35 страниц печатного текста.
Содержание курсовой работы должно быть без лишних «блужданий по задворкам теории», раскрывать суть обозначенной темы.
В структуру курсовой работы входят:
· Титульный лист
· В содержании последовательно излагаются: введение, название разделов или глав курсовой работы, заключение, список литературы, список приложений и иллюстраций. При этом названия всех разделов (глав плана) должны точно соответствовать логике содержания работы, быть краткими и четкими. Обязательно указываются страницы, с которых начинаются все пункты плана.
· Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется цель исследования, определяются задачи курсовой работы, объект, предмет и гипотеза исследования. Объем - 2-3 страницы.
· Основная часть, как правило, состоит из теоретического и практического разделов. В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора. В практическом разделе излагаются методы, ход и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или его фрагмента.
· В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.
· Список использованной литературы представляет собой перечень использованных книг и статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией.
· Приложения к курсовой работе оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
Дипломная (выпускная, квалификационная) работа. В ходе выполнения дипломной работы студент опирается на умения, освоенные им при выполнении курсовых работ на предшествующих курсах, по научному анализу литературы по теме исследования, по выполнению эмпирической научно-исследовательской работы и по решению проблем в определенной области научного исследования. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых работ. Основная особенность дипломной работы (по сравнению с курсовой) — ее комплексный теоретико-экспериментальный характер.
При написании реферата, курсовой и дипломной работы осваиваются умения трех основных типов:
1) поиска информации и оформления научной мысли реферативного типа;
2) планирования, проведения эмпирического исследования и оформления его результатов;
3) планирования, проведения инновационной работы в определенной области научного исследования и оформления ее результатов.
При выполнении реферативной учебной и научно-исследовательской работы студент должен освоить следующие основные умения:
1) самостоятельный поиск информации по заданной теме;
2) отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделение этой информации от второстепенной (в рамках данной темы);
3) анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;
4) обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам;
5) логичное и последовательное раскрытие темы;
6) обобщение знаний по проблеме и формулирование выводов на основе обзора литературы;
7) стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа;
8) грамотное оформление научного реферативного текста;
9) правильное оформление научной работы.
При выполнении эмпирической научно-исследовательской работы студент должен освоить следующие умения:
1) обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования;
2) определение предмета и объекта эмпирического исследования;
3) формулировка цели и задач эмпирического исследования;
4) формулировка гипотезы эмпирического исследования;
5) планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов;
6) выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического исследования;
7) практическое освоение методики эмпирического исследования как средства решения научно-исследовательской задачи;
8) количественная обработка данных эмпирического исследования;
9) качественная обработка данных эмпирического исследования;
10) полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов эмпирического; исследования, убедительность аргументации;
11) интерпретация результатов эмпирического исследования;
12) формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследования, рекомендаций по их использованию;
13) правильное оформление научной работы.
Обучение этим умениям осуществляется под научным руководством опытных преподавателей. Они проводят консультации, на которых оказывают студентам методологическую и методическую помощь. Поиск литературы по теме и отбор необходимого содержания осуществляется студентами самостоятельно. Методика руководства выполнением реферативных, курсовых и дипломных работ подробнее описывается в специальных пособиях.