Анализ южноафриканской кампании

Если посмотреть на проведенные информационные кам­пании с точки зрения сегодняшнего дня, то можно увидеть следующие положительные черты, позволившее обеспечить нужный уровень эффективности:

а) пропаганда носила тайный характер, поскольку была выдержана косвенная подача информации. Это особо важ­но, так как воздействие извне всегда воспринимается очень болезненно, и в результате происходит потеря эффектив­ности;

б) пропаганда носила четкий семиотический характер: были задействованы все имеющиеся у Южной Африки зна­ковые фигуры — всемирно известный хирург К. Бернард, игрок в гольф Г. Плейер; при этом для воздействия исполь­зуются фигуры, значимые с точки зрения целевой аудито­рии; важно и то, что их не следует "раскручивать", а наобо­рот, они добавляют свой позитив к сообщению;

в) пропаганда имела понятный мифологический характер: Южная Африка подавалась как составляющая холодной войны, четко стоящая на стороне западного мира в защите демократии; например, фотографии, распространяемые од­ним из агентств, демонстрировали кубинских инструкторов в Анголе с советским оружием в руках. Даже структура в защиту спортсменов носила название "комитет за чест­ность", поскольку никто не может возражать против чест­ности или справедливости;

г) пропаганда была организована по достижению лидеров мнения и каналов коммуникации. Причем в лидеры мнения попадали и лидеры производства;

д) пропаганда строилась не на опровержении стереоти­пов, что бессмысленно, а на построении рядом с ними новых стереотипов (типа вышеназванной стратегии для США, когда акцентировалось, что изменения в нужную сторону идут и это просто вопрос времени);

е) пропаганда активно использовала межличностные кон­такты, которые наиболее эффективны; в Южную Африку постоянно привозились разнообразные группы лидеров влияния.

В целом подобный опыт воздействия следует признать удачным с точки зрения профессиональных результатов, что оказалось также возможным благодаря как хорошему финансированию, так и привлечению серьезных специа­листов в стране, куда направлялось воздействие.

Индия США

На Индию в этом аспекте работал классик паблик рилейшнз Э. Бернейс, Информационная кампания под его ру­ководством длилась с октября 1951 г. по май 1952 г. Исход­ное знание американцев об Индии включало в себя: тигры-людоеды, святые коровы, Маугли, религиозные секты и т.п. Индийцы же хотели, чтобы американцы увидели их в качес­тве молодого демократического государства.

Как и всегда в создании этой кампании сыграл большую роль личностный фактор. Послом Индии в США в тот пе­риод была сестра президента Неру, которая смогла получить от парламента 35 тысяч долларов на саму кампанию, а также 175 тысяч долларов на необходимые неофициальные расхо­ды. Э. Бернейс работал в согласии с госдепартаментом и ЦРУ, опасаясь работать со страной, которая могла бы ока­заться врагом США. Однако правительственные структуры одобрили идею кампании, надеясь, что Индия в результате сблизится с США.

Бернейс подготовил для Неру список вопросов, на кото­рые следовало ответить нужным образом, чтобы продвигать благоприятный имидж Индии в США. Среди вопросов были следующие:

1. Каково подлинное отношение Неру к США?

2. В чем совпадает политика Индии и США?

3. Какова подлинная политика Индии по отношению к Советскому Союзу?

4. Что будет делать Индия, если СССР окажется агрессо­ром по отношению к ней?

5. Какова роль Индии в поддержании демократии в Азии?

6. Каково отношение Индии к американским инвести­циям?

Как видим, набор вопросов был жестко политическим, принуждающим Индию отвечать на чисто гипотетические ситуации типа агрессии Советского Союза. В результате сам Э. Бернейс создает заявление, передает его послу, посол от­правляет заявление в Индию, где оно появляется в газетах. А уже оттуда текст печатается на страницах "Нью Йорк Тайме".

К январю было также отправлено 35 тысяч писем к раз­нообразным лидерам влияния США, созданные для каждой из отдельных групп интересов. Посол ездил по США, вы­ступая перед разными аудиториями. Для каждого из городов готовились свои собственные материалы для прессы. В фев­рале 1952 г. президент Неру выступил с речью, учитываю­щей пожелания Э. Бернейса, которая была положительно оценена американскими масс-медиа. Индия была представ­лена в специальных телевизионых программах.

Дальнейшая работа Э. Бернейса была прервана появле­нием нового посла Индии, который уже не прислушивался к его советам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: