double arrow

Анализ индийской кампании

Из этого небольшого объема информации можно уви­деть много реалий, совпадающих с Украиной. Тот же объем негативной информации в рамках американских СМИ и та же необходимость поменять отношение общественного мнения США. Позитивом проведенной кампании стало массированное воздействие на американское общественное мнение через межличностную коммуникацию типа выступ­лений посла и рассылки многочисленных писем. Причем подчеркнем еще раз препарирование информации под нужды конкретной аудитории. Все группы интересов — женские, образовательные, бизнес и прочие — получали именно свою информацию, что в результате вызывало це­почку обратной связи, желание получить новую информа­цию. То есть информация об Индии входила в уже налажен­ные информационные каналы данного общества, причем входила не на высшем уровне, а именно на среднем, где и формируется это общественное мнение. Президенты, на ко­торых пытаются воздействовать страны СНГ, сами получа­ют эту информацию лишь в готовом виде. Мы же своим давлением сверху пытаемся поменять уже сформированное общественное мнение, когда оно завершено. Более эффек­тивным путем является попытка участвовать в его форми­ровании в качестве одного из участников.

США СССР

На этих страницах мы неоднократно возвращались к проблеме "холодной войны"*, поэтому здесь мы приведем только несколько дополнительных замечаний.

Холодная война также проводилась по достаточно хоро­шо разработанным методикам. К. Мельник, в свое время представлявший де Голля внутри французских спецслужб, видит успех холодной войны в результатах работы Хельсинского совещания. Он говорит: "В чем состояла наша идея? Брежнев хочет признания советских границ? Он получит это признание, но в обмен мы получим свободную цирку­ляцию идей на советскую территорию. Было очень трудно объяснить это западной публике. Но теперь, когда я читаю книги бывших руководителей КГБ, они пишут, что распад Советского Союза начался с подписания третьей корзины Хельсинских соглашений. И эта перемена в советской и русской истории была организована тремя людьми — Виоле [адвокатом Ватикана — Г.П.], генералом Гросэном [бывшим начальником французских спецслужб — Г.П.] и мной. Это одно из моих главных достижений. Философия этой ак­ции — это философия французских и американских спецс­лужб"**. Отсюда мы можем делать вывод об отсутствии слу­чайности в том, что иногда представляется непреднамерен­ным и спонтанным.

При этом достаточно выверено строился и сам материал воздействия. Американцы в шестидесятые годы проводили следующего рода эксперименты с русскими пленными и

* См. также нашу книгу "Информационные войны. Основы военно-ком­муникативных исследований". — Киев, 1998.

** "Версия", 1998, № 14.

эмигрантами: "Американцам необходимо было установить, что такое для русских слова "мать", "родина", деньги", "США", потому что если узнать, какие эмоции и ассоциа­ции вызывают эти слова, можно понять, как изменить эти эмоции. Испытуемым произносили ключевое слово, а потом физиологическими датчиками измеряли реакцию их организма. Изучив эти реакции подробно, можно было при­думать, каким образом поменять у человека отрицательную реакцию на слово "США" на положительную. Так разру­шался социализм"*.

Но этап собственно информационного воздействия все же был вторичен. Первичным процессом было воздействие материального порядка (вещи, кинофильмы и т.п.). Сначала было создано "притяжение вещей", которые объективно от­ражали более сильную цивилизацию. В это "притяжение вещей" попали определенные группы граждан, которые и выступили в роли прямых и косвенных ускорителей проис­ходящих процессов.

Мы можем построить целую серию подобных направле­ний:

При этом наиболее важным для воздействия является то, что собственно идеологическое воздействие всегда воспри­нимается в штыки как населением, так и контрпропаган­дистами, в то время как любые виды "мягких", непрямых воздействий, имеющих даже большую эффективность, практически не встречают противодействия. Современная машина во французской кинокомедии, например, не может

* "Комсомольская правда", 1998, 28 авг.

быть объектом контрпропаганды, поскольку там она явля­ется фоновой. Но по воздействию она из вторичной комму­никации становилась первичной.

Бывший Советский Союз с этой точки зрения был менее активен на чужой территории, что несомненно компенси­ровалось активной деятельностью в рамках своих границ. В.В. Серебрянников характеризует данную ситуацию следу­ющим образом: "Руководство СССР исключало, например, ведение психологической войны на территории западных государств, считая это вмешательством в их внутренние дела. Даже управлению спецпропаганды Главного политуп­равления СА и ВМФ запрещалось вести пропагандистские операции во время оказания помощи Вьетнаму в отражении американской агрессии и войны в Афганистане. Настойчи­вые предложения некоторых генералов и офицеров дейст­вовать наступательно и проводить психологические опера­ции на территории других государств влекли за собой обви­нения в "непонимании" политики. По этой причине, в частности, был досрочно уволен в запас один из руководи­телей Управления спецпропаганды Глав ПУ СА и ВМФ ге­нерал-майор Л. И. Шершнев"*. Некоторые функции при этом выполняли компартии других государств, но понятно, что на них не могли быть переложены определенные виды задач.

"Холодная война" была одним из самых мощных инфор­мационных проектов XX века по затратам человеческих и ма­териальных ресурсов. Наверное не скоро мир подойдет по этим затратным параметрам к какому-то равному проекту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: