Сплавы на основе алюминия
Алюминий, его свойства и применение в технике
Алюминий - металл серебристого цвета, имеющий атомную массу 26,98 г, температуру плавления 660 °С, модуль упругости 71000 МПа, модуль сдвига 26000 МПа. Он обладает высокой химической активностью, но имеет способность покрываться тонкой пленкой А12О3 (толщиной 1…10 мкм), которая защищает его от дальнейшего воздействия окружающей среды даже в условиях влажного климата. С газами - СО, СО2, Н2 при обычных температурах алюминий не взаимодействует. Он обладает высокой коррозионной стойкостью в морской воде. Во многих органических кислотах - уксусной, масляной, лимонной, винной, пропионовой, яблочной, глюконовой алюминий устойчив, но в щавелевой и муравьиной кислотах его стойкость мала. Действие кислот на алюминий зависит от их концентрации. Так, концентрированная азотная кислота не растворяет алюминий, а в разбавленной - он быстро растворяется. Незначительно растворяют алюминий также разбавленные серная, фосфорная, хромовая и борная кислоты. В соляной, плавиковой, бромистоводородной, а также концентрированной серной кислоте алюминий растворяется быстро. Неустойчив он и в растворах едких щелочей, однако в газовых средах и растворах солей, не разрушающих защитную пленку, он устойчив (в аммиаке, сероводороде, сернокислых солях многих элементов). В то же время в растворах, разрушающих защитную пленку (в присутствии солей ртути, ионов хлора, в кислых рудничных водах), алюминий быстро корродирует.
В зависимости от чистоты алюминий делят на несколько групп: особой чистоты - А999 (99,999 %), высокой чистоты - А995 (99,995 %), А99 (99,99 %), А97 (99,97 %), А95 (99,95 %) и технически чистый (99 %) - марки А8, А7, А6, А5, А0. Примесями в техническом алюминии являются железо, медь, марганец, титан и др.
Технический алюминий выпускается в виде прутков, листов, проволоки и различных профилей. Широкое применение получил алюминий для изготовления проводов, оболочек высоковольтных кабелей. Широко используют алюминий в пищевой промышленности для изготовления различных емкостей, тонкой фольги для упаковки продуктов. Из фольги толщиной более 0,2 мм штампуют различные коробки, крышки.
Но еще большим разнообразием свойств и более широкими областями применения характеризуются сплавы алюминия.
Все алюминиевые сплавы можно разделить на деформируемые, литейные, спеченные порошковые и направленно-закристаллизованные алюминиевые эвтектики. Порошковые сплавы САПы и направленно-закристаллизованные эвтектики будут рассмотрены в главе 3.
Большинство алюминиевых сплавов обладает хорошей пластичностью, и из них изготавливают все известные в технике полуфабрикаты: фольгу, листы, прутки, трубы, ребристые панели, проволоку, поковки, штамповки. Эти заготовки получают методами горячей и холодной обработки: прессованием, экструдированием, ковкой, горячей штамповкой, прокаткой и волочением.
Пластическая деформация - не только средство изменения формы, ее используют также и для упрочнения алюминиевых сплавов.
Деформируемые алюминиевые сплавы делят на упрочняемые старением и деформацией и упрочняемые только деформацией. Типичные составы и свойства упрочняемых и старением и деформацией дуралюминов приведены в табл. 15.
Таблица 15
Составы и механические свойства дюралюминов
Сплав | Содержание элементов, % | Механические свойства после закалки и естественного старения | ||||
Сu | Mg | Мn | s0,2, МПа | sB, МПа | d, % | |
Д1 Д16 Д19 | 4,3 4,3 4,0 | 0,6 1,5 2,0 | 0,6 0,6 0,75 |
_____________
* Механические свойства приведены для листового материала.
**Прессованные изделия из сплавов Д1 и Д16 имеют более высокую прочность (для прутков из Д16 sB = 530 МПа; s0,2 = 400 МПа, d = 11 %).
Дуралюмин хорошо деформируется в горячем и холодном состояниях. Свойства дуралюминов
При холодной деформации, как правило, требуется промежуточный рекристаллизационный отжиг (350…370 °С). Для упрочнения старением дуралюмины закаливают с 495…505 °С и выдерживают 4…5 дней при комнатной температуре. Изменение прочности дуралюмина в зависимости от температуры и времени старения приведено на рис. 24.
Сплав Д16 применяют для изготовления конструкций средней и повышенной прочности, работающих в самолетов, кузовов автомобилей, а также строительных конструкций. В продовольственном машиностроении его используют для деталей сепараторов, тестомесильных аппаратов и других изделий.
Кроме того, из деформируемых и упрочняемых термической обработкой можно отметить сплавы Д18 (2 % Сu; 0,35 % Мg; 0,1 % Мn) и ВАД1 (4,1 % Сu; 2,5 % Мg; 0,6 % Мn; 0,15 % Zr; до 0,06 % Тi; 0,03 % В), обладающие повышенной пластичностью. Их применяют для изготовления заклепок для самолетов и других изделий.
Рис. 24. Зависимость прочности (sB) дуралюминов от времени
старения при различных температурах
Для упрочнения дуралюминов проводят термическую обработку в сочетании с последующей деформацией. Изделия после закалки и естественного старения подвергают нагартовке с обжатием на 5…7 % или искусственному старению после закалки и нагартовки.
Деформируемые сплавы типа авиаль менее легированы, чем дуралюмины. Суммарное содержание легирующих элементов в них не превышает 1…2 %. Сплав АВ содержит 0,7 % Мg; 0,9 % Si; 0,4 % Сu; 0,25 % Мn, сплав АД31 содержит 0,7 % Мg; 0,5 % Si, а сплав АД33 - 1,0 % Мg; 0,6 % Si; 0,3 % Сu и 0,25 % Сr. По прочности эти сплавы уступают дуралюминам, но они более пластичны. Из них изготавливают трубы, листы, лопасти вертолетов и другие изделия, требующие высокой пластичности в холодном и горячем состояниях. Искусственное старение таких сплавов целесообразно проводить сразу же после закалки, так как это приводит к улучшению их свойств.
Промышленностью выпускаются также высокопрочные алюминиевые сплавы, например В95 (1,4…2,0 % Сu; 1,8…2,8 % Мg; 0,2…0,6 % Мn; < 0,5 % Si; 5…7 % Zn), для которого sB = 550 МПа и d = 8 %, а также сплав В96 (2,2… 2,8 % Сu; 2,5…3,2 % Мg; 0,2…0,5 % Мn; 7,6…8,6 % Zn; 0,1 % Сr), с sB = 630 МПа и d = 7 %. Относительно более высокая коррозионная стойкость этих сплавов обусловлена присадками марганца и меди. Эти сплавы пластичны в горячем состоянии и удовлетворительно пластичны в холодном. Их применяют в самолетостроении для нагруженных конструкций, работающих при 100… 120°С.
К числу жаропрочных алюминиевых сплавов, работающих при более высоких температурах (до 300 °С) относятся сложнолегированные сплавы типа Д20 (6…7 % Сu; 0.4…0.8 % Мn; < 0.3 % Si; 0,1…0,2 % Тi; < 0,2 % Zr) или АК4-1 (1,95…2,5 % Сu; 1,4…1,8 % Мg; < 0,3 % Si; 0,8…1,5% Fе; 1,0…1,5 % Ni; 0,1 % Тi). Присадка титана к этим сплавам способствует замедлению их рекристаллизации.
Алюминиевые сплавы, применяющиеся для ковки и штамповки деталей, отличаются высокой пластичностью при температурах деформации. К их числу относятся АК6 (1,8…2,6 % Сu; 0,4…0,8 % Мg; 0,4…0,8 % Мn; 0,7…1,2 % Si) и АК8 (содержание меди более высокое - до 3,9…4,6 %). Ковку и штамповку этих сплавов проводят при 450…475 °С. Затем их подвергают закалке при 500… 575 °С (АК6) или 490…505 °С (АК8) и старению при 150…165 °С в течение 6…15 ч.
К числу деформируемых сплавов, не упрочняемых термической обработкой, относятся бинарные сплавы алюминия с марганцем или магнием. Сплавы эти обозначаются как АМц (с 1,0…1,6 % Мn) либо АМг2, АМг3, АМг5, АМг6 (содержат обычно от 2 до 6 % Мg, содержание которого указывает цифра в маркировке, кроме того в них содержится 0,3…0,8 %Мn).
Различные деформируемые алюминиевые сплавы применяются для изготовления деталей реактивных и турбовинтовых двигателей самолетов, деталей конструкций ракет и искусственных спутников земли. Оболочка первого искусственного спутника была изготовлена из алюминиевого сплава. Кроме того, их применяют также для изготовления корпусов судов, причем, в отличие от стали, они не обрастают ракушками. Во Дворце съездов в Москве из анодированного алюминия сделаны гофрированные потолки, перила, дверные проемы. Алюминиевые сплавы со стеклом и бетоном использованы также при строительстве Внуковского, Домодедовского и Шереметьевского аэродромов.
В продовольственном машиностроении из алюминиевых сплавов делают цистерны, различные емкости, детали холодильных агрегатов. Из деформируемых сплавов АД, АД1, Д16, АМц и др. в продовольственном машиностроении изготавливают различные сварные конструкции технологического оборудования. Сплав АМг3 и другие сплавы систем Аl - Мg и Аl - Si используют для транспортных систем в сахарной промышленности, для труб теплообменных аппаратов в сатураторных установках.