Госбюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансирования. Он ежегодно утверждается законодательными органами страны, принимая форму закона, а по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются об исполнении бюджета.
По материальному содержанию госбюджет – это централизованный фонд денежных средств. По социально-экономической сущности госбюджет – это инструмент перераспределения национального дохода.
Структура бюджета страны зависит от ее государственного устройства. Бюджетно-налоговое устройство – это распределение и закрепление между бюджетами разных уровней статей расходов и источников их финансирования. Различают две модели бюджетного устройства:
1. дуалистическая модель состоит из двух уровней власти (Канада, Индия): федеральный, региональный.
2. корпоративная модель состоит из трех уровней власти (США, Бразилия, Россия): федеральный, региональный, местный.
Виды госбюджета по территориальному признаку:
|
|
1. федеральный бюджет;
2. региональный бюджет (включает бюджеты автономных республик, областей, кругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга);
3. местный бюджет (бюджет административного района, города);
4. консолидированный бюджет (складывается из федерального, регионального и местного бюджетов).
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях.
Состояния государственного бюджета:
1. сбалансированный бюджет (равенство доходной и расходной частей);
2. дефицитный бюджет (превышение расходной части над доходной);
3. профицитный бюджет (превышение доходной части над расходной).
Основные статьи доходной части бюджета:
1. налоговые поступления (85%) и взносы на социальное страхование;
2. неналоговые поступления:
· прибыли государственных предприятий;
· доходы от продажи государственных ценных бумаг;
· доходы от приватизации;
· доходы от сдачи в аренду государственной собственности;
· доходы от эмиссии денег (сеньораж);
· государственные займы.
Основные статьи расходной части бюджета:
1. государственные закупки:
· расходы на национальную оборону;
· расходы на развитие экономики;
· расходы на социально-культурную сферу;
· расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности;
· расходы на содержание государственного аппарата;
2. расходы на обслуживание государственного долга (процентные выплаты по ГКО);
3. трансфертные платежи.
Сальдо госбюджета = налоговые поступления – государственные расходы = (налог на прибыль корпораций + индивидуальные налоги + косвенные налоги) – (государственные закупки + трансфертные платежи + расходы на обслуживание государственного долга).
|
|
Структура бюджетных расходов и доходов зависит от экономической ситуации в стране и общественных приоритетов. Начиная с 2000 года, бюджет РФ имеет тенденцию к укреплению. Бюджетный профицит направляется на погашение государственного долга РФ и на пополнение финансового резерва.
Главной особенностью основного финансового закона России на среднесрочную перспективу является сближение уровня доходов и расходов к 2010 году. К 2010 году и доходная, и расходная части бюджета должны составить 8,0899 трлн. рублей.
Причины дефицита госбюджета:
· экономический спад и депрессия;
· несовершенство налоговой системы;
· кризис неплатежей;
· крупномасштабные обороты теневой экономики;
· неэффективное финансирование социальных программ и другое.
Способы решения проблемы дефицита госбюджета:
· сокращение бюджетных расходов;
· изыскание дополнительных источников доходов;
· кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
· государственные займы.
В случае монетизации дефицита возникает сеньораж. Сеньораж – это доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает из-за превышения темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВВП и приводит к увеличению среднего уровня цен. В результате население платит так называемый инфляционный налог (IT), и часть доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
IT = наличность × π + депозиты × (π – i),
где π – темп инфляции;
i – банковская процентная ставка.