Внешнеэкономическая политика государства

Теория конкурентных преимуществ М. Портера

Вопросу эффективного использования факторов производства посвящена теория конкурентных преимуществ американца Майкла Портера. Проанализировав более 100 отраслей и подотраслей из десяти стран, он в своей книге «Международная конкуренция» (1990г.) приходит к выводу о зависимости международных конкурентных преимуществ национальных фирм от макросреды, в которой осуществляется их деятельность в собственной стране. Макросреда определяется сочетанием шести главных параметров:

1. эффективность использования факторов производства;

2. характер спроса на внутреннем рынке;

3. развитие смежных и родственных отраслей;

4. уровень менеджмента и конкуренции в стране;

5. экономическая политика правительства;

6. случайные события (война, природные катаклизмы, важные изобретения и т.д.).

Совокупность этих шести главных параметров и особенно четырех первых, их Портер называет детерминантами, и определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.

Теории мировой торговли позволяют выработать на научной основе торговую стратегию, соответствующую индивидуальным (порой уникальным) условиям и целям конкретной страны и оказывающую значительное воздействие на международный бизнес, развивают интуитивную способность выявления альтернативных рынков, конкурентоспособность продукции, помогают разобраться в типах государственной торговой политики, которые используются на практике и влияют на конкурентоспособность.

Таблица 10. Теории международной торговли

Экономические школы Теории торговли
Меркантилизм Теория активного денежного и активного торгового баланса
Классическая политэкономия Теория абсолютных преимуществ А. Смита
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо
Шведская школа Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина
Неоклассический синтез Теорема выравнивания цен на факторы производства (П. Самуэльсон)
Парадокс В. Леонтьева
Стандартная и альтернативные модели международной торговли

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мер государства, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешних условий для расширенного воспроизводства внутри страны, поэтому внешнеэкономическая политика всегда тесно связана с внутренней политикой. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Протекционизм – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Фритредерство – политика свободной торговли, основанная на принципе сравнительных преимуществ и направленная на обеспечение возможности мировой экономике достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния.

Исторически первой внешнеэкономической политикой был протекционизм. С его проведением связано использование различных мер ограничения мировой торговли (таблица 11).

Таблица 11. Протекционистские меры

Таможенные тарифы Нетарифные барьеры
налоги на импортируемые товары: - адвалорная пошлина (с цены товара); - особая пошлина (с единицы товара); - сложная пошлина и др. ограничительные или запретительные меры на товарный импорт: - квотирование; - лицензирование; - контингентирование; - государственная монополия

Взвешенная оценка политики протекционизма обязывает экономистов определить как положительные, так и отрицательные его стороны (таблица 12).

Таблица 12. Плюсы и минусы протекционизма

протекционизм
«+» - уравновешивает торговый баланс - защищает национальное производство от демпинга - поддерживает молодые отрасли - стимулирует рост национального производства «-» - падает эффективность производства - растут цены при уменьшении выбора товаров - не используются преимущества МРТ - подрываются возможности экспорта - подрываются условия для формирования автаркии

Автаркия – политика экономического обособления, проводимая страной, регионом. Автаркия направлена на создание замкнутой, независимой экономики, способной обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Автаркия сродни натуральному хозяйству.

Большинство современных государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы, как протекционизма, так и фритредерства. В разные периоды их соотношение менялось. Так, в послевоенной экономике в 1950-1960-х гг. преобладали тенденции к либерализации, в 70-х – первой половине 80-х гг. более отчетливо проявилась волна нового протекционизма. При этом выявился ряд тенденций в торговой политике развитых государств:

1. уменьшение значимости традиционных мер протекционистской защиты национального рынка;

2. преимущественная направленность сохраняющихся мер традиционного протекционизма против экспорта готовых изделий из развивающихся стран;

3. использование механизма гибкой защиты национального рынка с помощью мер косвенного регулирования;

4. аграрный протекционизм;

5. избирательное использование принципа наибольшего благоприятствования.

Однако общим курсом развития мировой экономики является либерализация мировой торговли.

Важнейшим понятием, отражающим текущее внешнеэкономическое положение страны, является платежный баланс. В его основе лежат данные таможенной статистики о товарах, пересекающих границу.

Платежный баланс – это систематизированная запись итогов всех экономических сделок между резидентами данной страны (домашними хозяйствами, фирмами и правительства) и остальным миром в течение определенного периода времени (обычно года).

Платежный баланс составлен по принципу двойной бухгалтерии, который предполагает, что любая международная сделка автоматически учитывается в платежном балансе дважды: один раз как кредит, а другой раз как дебет.

К кредиту относятся те сделки, которые приводят к притоку валюты в страну. Они записываются со знаком «плюс».

К дебету относятся те сделки, в результате которых страна расходует валюту. Они записываются со знаком «минус».

Общий итог национального платежного баланса должен обеспечить совпадение суммируемых статей дебета и кредита.

Платежный баланс группируется в блоки – счет текущих операций, счет движения капиталов.

Счет текущих операций отражает разницу (сальдо) между общим экспортом товаров и услуг и общим импортом товаров и услуг.

Счет движения капиталов отражает движение капитала: кредитование, покупку и продажу ценных бумаг, то есть импорт и экспорт капитала. Положительное сальдо (разница) баланса движения капитала означает приток капитала, отрицательное сальдо – отток.

Сальдо платежного баланса есть сумма сальдо текущих счетов и сальдо счета движения капиталов. Оно может быть положительным, отрицательным и нулевым.

Структура платежного баланса представлена в таблице 13.

Таблица 13. Структура платежного баланса

I. Счет текущих операций
1. Товарный экспорт 2. Товарный импорт
Сальдо баланса внешней торговли (торговый баланс)
3. Экспорт услуг 4. Импорт услуг
5. Чистые доходы от инвестиций (чистые доходы от кредитных услуг)
6. Чистые трансферты
Сальдо баланса по текущим операциям
II. Счет движения капитала
7. Приток капитала 8. Отток капитала
Сальдо баланса движения капитала
Сальдо баланса по текущим операциям и баланса движения капитала

Государство стремится регулировать платежный баланс. Так, в условиях его дефицита предпринимаются меры по поддержке экспорта и ограничению импорта товаров, стимулируется привлечение иностранного капитала и сдерживается вывоз капитала из страны, страна прибегает к иностранным займам и кредитам, а при их недостаточности – к расходованию резервов золота и валюты.

Основные методы государственного воздействия на состояние платежного баланса рассмотрены в таблице 14.

Анализ платежного баланса России позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике и структуре, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ. Прежде всего, необходимо отметить: рост положительного сальдо торгового баланса и соответственно сальдо текущих операций; устойчивое отрицательное сальдо баланса услуг; постоянно увеличивающееся отрицательное сальдо доходов от инвестиций в результате нарастающих платежей по обслуживанию внешнего долга; огромные объемы просроченных платежей по обязательствам развивающихся стан перед Россией и перенесенных платежей по обслуживанию внешнего долга бывшего СССР и др. Такое положение требует адекватных мер правительства, связанных не только с попытками сбалансирования платежного баланса страны, сколько со стабилизацией ее внутреннего и внешнеэкономического положения.

Таблица 14. Методы государственного регулирования платежного баланса

Методы Содержание
Прямой контроль Регламентация импорта через количественные ограничения, таможенные и другие сборы; запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц; субсидирование экспорта
Дефляция Снижение объема производства, рост резервных мощностей для наращивания экспорта; повышение реальной процентной ставки.
Изменение обменного курса Удержание колебаний валютного курса в определенных пределах на основе ориентации на курсовые цели

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: