Платность является одним из основных принципов природопользования. Платность природных ресурсов решает три задачи:
повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов;
повышение материальной заинтересованности в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов;
появление дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
Плата за использование природных ресурсов включает плату за право пользования ресурсами; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Важнейшая цель платности – стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят. При этом происходит пополнение государственного и местного бюджетов. Структура платежей, а также порядок их внесение за природопользование регулируются природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми актами. Природоресурсные платежи поступают в бюджеты разных уровней. При этом наблюдается значительная региональная дифференциация сумм поступления этих платежей, что обусловлено очевидными различиями в обеспеченности регионов природными ресурсами. В таблице 5.1 приведен уровень природно-ресурсных и экологических платежей по регионам Российской Федерации в 1998 году в соответствии с величиной валового регионального продукта.
|
|
Таблица 5.1
Уровень природо-ресурсных и экологических платежей по регионам Российской Федерации в 1998 году (в процентах к величине внутреннего и его регионального продукта)
Регион Российской Федерации | Природно-ресурные платежи | Экологические платежи |
В целом по России, в том числе по экономическим районам | 1,01 | 0,12 |
Северный | 1,03 | 0,17 |
Северо-Западный | 0,47 | 0,05 |
Центральный | 0,29 | 0,06 |
Волго-Вятский | 0,28 | 0,25 |
Центрально-Черноземный | 0,89 | 0,05 |
Поволжский | 0,73 | 0,09 |
Северо-Кавказский | 0,36 | 0,14 |
Уральский | 0,95 | 0,11 |
Западно-Сибирский | 3,15 | 0,20 |
из них Тюменская область | 5,30 | 0,30 |
Восточно-Сибирский | 0,52 | 0,16 |
Дальневосточный | 0,78 | 0,20 |
Из таблицы видно, что очевидна тенденция заметного увеличения значимости природно-ресурсных платежей по направлению из центральных районов на север и восток, где сосредоточено большое количество природных ресурсов. Наибольшие природно-ресурсные платежи поступают из Западно-Сибирского региона, в частности из Тюменской области, в которой природно-ресурсные платежи превышают в 5 раз величину внутреннего регионального продукта. Для Волго-Вятского региона уровень природно-ресурсного потенциала минимальный и составляет всего 0,28% к величине внутреннего регионального продукта.
|
|
Природо-ресурсные платежи можно условно разделить на четыре группы:
плата при пользовании недрами;
плата за землю;
плата за пользование водными объектами;
плата за пользование лесным фондом.
В структуре платежей за природные ресурсы в целом по Российской Федерации преобладает плата за пользование недрами (около 70% суммы всех природо-ресурсных платежей), но ее сумма по отдельным регионам существенно различается, что обусловлено крайне неравномерным размещением запасов и добычи минерального сырья и ископаемых топливно-энергетических ресурсов по территории страны. Приблизительно 60-70% этой платы приходится на Тюменскую область и примерно по 10% на Уральский и Поволжский экономический районы, которые являются основными районами добычи нефти и природного газа.
В течение длительного периода (до 2001 года) порядок взимания платежей при пользовании недрами был регламентирован законом Российской Федерации «О недрах» от 24 февраля 1992 года № 2395-1 в редакции федеральных законов от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ и от 10 февраля 1999 года № 32-ФЗ и определял следующие виды платежей:
платежи за участие в конкурсе на получение права пользования недрами и выдачу лицензий на конкретные виды пользования недрами;
платежи за пользование недрами, взимаемые с пользователей недр за поиски и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, взимаемые с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых;
акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками.
Платность природных ресурсов России.
В новой редакции закона «о недрах» система платежей при использовании недр включает:
разовые платежи при пользовании недрами;
регулярные платежи за пользование недрами;
плата за геологическую информацию о недрах;
сбор за участие в конкурсе (аукционе);
сбор за выдачу лицензий.
Наибольшее значение имеют регулярные платежи за пользование недрами. Возможный размер этих платежей регламентирован постановлением правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 926 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок регулярных платежей за пользование недрами». По закону «О недрах» в редакции федерального закона от 8 августа 2001 года № 126-ФЗ регулярные платежи за пользование недрами могут взиматься только в денежной форме. Ставки налога на добычу полезных ископаемых приведены в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Ставки налога на добычу полезных ископаемых (по налоговому кодексу РФ, часть вторая, глава 26, в редакции федерального закона от 8 августа 2001 года № 126-ФЗ).
Виды добытых полезных ископаемых | Ставки в процентах к стоимости добытых полезных ископаемых |
Нефть, природный газ, газовый конденсат | 16.5 |
Цветные и редкие металлы, алмазы, драгоценные и полудрагоценные камни, многокомпонентная товарная руда | 8.0 |
Подземные минеральные воды | 7.5 |
Драгоценные металлы, за исключением золота особо чистое кварцевое сырье | 6.5 |
Золото, горнорудное неметаллическое сырье | 6.0 |
Горнохимическое неметаллическое сырье, природная соль и чистый хлористый натрий, радиоактивные металлы, неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии | 5.5 |
Руды черных металлов | 4.8 |
Уголь каменный и бурый, горючие сланцы, торф, фосфоритные руды | - |
Калийные соли | 3.8 |
Как видно из таблицы, ставки налога меняются от 3.8% до 4% для калийных солей, бурого и каменного угля до 16.5% для нефти, природного газа, газового конденсата. Следует отметить, что налог на добычу полезных ископаемых не распространяется на забор подземных пресных вод для водоснабжения, который в настоящее время подлежит обложению платежами по Федеральному закону «О плате за пользование водными объектами».
|
|
Распределение сумм налога за добычу полезных ископаемых по бюджетам различных уровней осуществляется исходя из характера добываемых полезных ископаемых в пропорциях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в редакции от 8 августа 2001 года № 126-ФЗ.
Второе место в структуре платежей за природные ресурсы в целом по Российской Федерации занимает плата за землю, на долю которой приходится 20% суммы всех природно-ресурсных платежей. Принцип платности использования земель закреплен в новом земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. В настоящее время порядок установления и взимания платы за землю регламентирован законом РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 года № 1738-с с последующими многочисленными изменениями и дополнениями.
Основными формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог. Наибольшее распространение имеет земельный налог, представляющий собой стабильный платеж за единицу земельной площади в расчете за год независимо от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, земледельцев или землепользователей. Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога. В соответствии с бюджетной классификацией РФ выделяются следующие виды земельного налога:
за земли сельскохозяйственного назначения;
за земли городов и поселков;
за другие земли несельскохозяйственного назначения.
Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. В целом по Российской Федерации на долю этих платежей приходится около 10% суммы всех природно-ресурсных платежей при относительно небольших различиях в экономической значимости платы за пользование водными объектами по отдельным регионам.
|
|
Платой за пользование водными объектами облагаются предприятия и организации, осуществляющие отдельные виды водопользования на основе специальных разрешений, наличие и срок действия которых необходимо проверять при экологическом аудите.
Согласно Федеральному закону от 6 мая 1998 года № 71-ФЗ «о плате за пользование водными объектами» (с изменениями и дополнениями федеральных законов от 30 марта 1999 года № 54-ФЗ и от 7 августа 2001 года № 111-ФЗ) объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:
осуществления забора воды из водных объектов;
удовлетворения потребностей гидроэнергетики в воде;
использования акваторий водных объектов для лесосплава, а также для добычи полезных ископаемых, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования;
осуществления сброса сточных вод в водные объекты.
Сумма платы за водопользование рассчитывается исходя из соответствующих ставок, платы и платежной базы, определяемой статьями Федерального закона «О плати за пользование водными объектами».
Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется:
объемом воды, забранной из водного объекта;
объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды;
площадь акватории используемых водных объектов;
объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, установленных законом, дифференцированы и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2001 года № 826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам». В соответствии с этим постановлением наиболее высокие ставки за забор воды установлены для озера Байкал как наиболее ценного водоема России и для вододефицитных районов в бассейнах рек Северного Кавказа, а самые низкие по пресноводным объектам – по рекам бассейна Лены и другим водным объектам Дальнего Востока. Ставки платы за забор пресных подземных вод с помощью артезианских скважин по большинству бассейнов на 10-30% выше ставок платы за пользование поверхностными водными объектами.
Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным из утвержденных ставок. Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод устанавливаются в размере 30% общих ставок платы.
Приведенные ставки платы за пользование водными объектами относятся к водопользованию в пределах установленных лимитов. Установление лимитов для водопользователей производится специально уполномоченными государственными органами управления использования и охраны водного фонда в соответствии с инструкцией Госналогслужбы Российской федерации от 12 августа 1998 года № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами. Расчет сверхлимитного пользования водными объектами производится исходя из фактического объема водопользования и установленным лимитом.
При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов ставки платы для плательщиков увеличиваются в 5 раз по сравнению с базовыми ставками платы. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии плата за водопользование также увеличивается в 5 раз. В связи с этим отсутствие лицензии на водопотребление при экологическом аудите должно рассматриваться как серьезное несоответствие.