Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов власти в области природопользования основано на конституционном принципе разделения властей. В рамках своей компетенции законодательные органы, как правило, решают общие принципиальные экологические вопросы.
Из статьи 2 Закона «Об охране окружающей среды» следует, что законодательство в области природопользования и охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов Федерации. К компетенции высшего представительного органа относится: определение основных направлений экологической политики; утверждение государственной политики; определение правовых основ регулирования природопользования; определение полномочий органов управления и установление режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
Государственная Дума Российской Федерации определяет экологическую политику государственной власти Российской Федерации на всей территории страны. К компетенции Государственной Думы РФ в области природопользования и охраны окружающей среды относится:
|
|
Определение основных направлений государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды;
Разработка и издание федеральных законов, а также разработка, утверждение и обеспечение реализации программ в области экологического развития Российской Федерации;
Объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории РФ, а также координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия.
В составе Государственной Думы РФ образованы Комитет по экологии, Комитет по природным ресурсам.
В составе Федерального Собрания РФ образованы Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Комитет по аграрной политике.
В законодательном порядке Комитет Государственной Думы осуществляет общее руководство всей системой органов планового управления по рациональному использованию природных ресурсов, а в хозяйственном строительстве – Министерство природы совместно с экологическим блоком Совета Министров.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере природопользования относится реализация экологической политики на территориях субъектов РФ с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей.
4.5 Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере природопользования
|
|
В систему федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России). Перечень их полных и сокращенных наименований приведен в таблицах 4.1 и 4.2.
Министерство РФ – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации.
Государственный комитет РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере.
Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы России; российское агентство – генеральный директор; федеральный надзор России – начальник федерального надзора России; федеральную ком миссию – Председатель федеральной комиссии.
Таблица 4.1 – Перечень полных и сокращенных наименований министерств в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Полное наименование | Сокращенное наименование |
Федеральные министерства | |
Министерство Российской Федерации по атомной энергии | Минатом России |
Министерство внутренних дел Российской Федерации | МВД России |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | МЧС России |
Министерство здравоохранения | Минздрав России |
Министерство имущественных отношений Российской Федерации | Минимущество России |
Министерство обороны Российской Федерации | Минобороны России |
Министерство природных ресурсов Российской Федерации | МПР России |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации | Минсельхоз России |
Министерство юстиции Российской Федерации | Минюст России |
Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству | Роскомрыболовство России |
Государственный комитет по стандартизации и метрологии | Госстандарт России |
Государственный комитет Российской Федерации по статистике | Госкомстат России |
Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу | Госстрой России |
Государственный таможенный комитет РФ | ГТК России |
Таблица 4.2 – Перечень полных и сокращенных наименований федеральных служб и надзоров России в сфере природопользования.
Полное наименование | Сокращенное наименование |
Федеральные службы | |
Федеральная служба геодезии и картографии России | Роскартография |
Федеральная служба земельного кадастра России | Росземкадастр |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | Росгидромет |
Пограничная служба Российской Федерации | ФПС России |
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации | ГФС России |
Федеральные надзоры России | |
Федеральный горный и промышленный надзор России | Госгортехнадзор России |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | Госатомнадзор |
Российские агентства | |
Российское агентство по системам управления | РАСУ |
Российское агентство по боеприпасам | Росбоеприпасы |
Российское авиационно-космическое агентство | Росавиакосмос |
Российское агентство по патентам и товарным знакам | Роспатент |
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации | ФАПСИ |
Иные федеральные органы исполнительной власти | |
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации | ГУ СП |
Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации | Гостехкомиссия России |
Управление делами Президента Российской Федерации | - |
В соответствии с действующем законодательством федеральные органы исполнительной власти:
|
|
Осуществляют сбор, хранение, обработку, анализ информации в экологической сфере, в связи с чем имеют право запрашивать у министерств, ведомств, предприятий информацию;
Формируют базы данных и создают информационные системы, а также системы наблюдения, оценки и прогнозирования состояния промышленных объектов;
Ведут кадастры природных ресурсов;
Проводят государственную регистрацию потенциально опасных веществ, используемых в качестве сырья и материалов;
Разрабатывают формы государственной и ведомственной статистической отчетности;
Проводят экспертизы территорий, потенциально опасных объектов и производств, организуют экологическое аудирование.
В результате указанной деятельности формируются информационные ресурсы в сфере природопользования, необходимые для подготовки государственных докладов, оперативных сообщений, бюллетеней и иного информационного материала.
4.6 Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Полномочия Правительства в сфере природопользования и охраны окружающей среды заключаются в следующем:
Обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
Организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
|
|
Обеспечение мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
Координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидация их последствий.
Согласно Закону «Об охране окружающей среды» к компетенции Правительства РФ в экологической сфере отнесены:
Реализация государственной экологической политики;
Разработка и реализация федеральных экологических программ;
Установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга, формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды;
Установление порядка осуществления государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды на объектах хозяйственной деятельности;
Установление порядка обращения с радиоактивными отходами и контроль за обеспечением радиационной безопасности;
Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды;
Разработка и утверждение нормативов государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;
Организация и проведение государственной экологической экспертизы;
Определение особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
Ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду.
Установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;
Экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
Организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры.
4.7 Функции и задачи Министерства природных ресурсов в сфере управления природопользованием
Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющем управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности.
Министерство природных ресурсов является комплексным и головным органов всей системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации является:
Федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством;
Специально уполномоченным государственным органом управления использования и охраной водного фонда;
Специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
Специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха, охраны окружающей среды, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания;
Фекдеральным органом управления в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
Специально уполномоченным органом в сфере государственной экологической экспертизы;
Федеральным органом исполнительной власти специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.
Правовой статус Министерства складывается из следующих функций: координационной, контрольно-инспекционной, разрешительной, информационной, эколого-просветительной, природно-заповедной, международной.
Министерство природных ресурсов России:
Осуществляет координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, осуществляет государственный мониторинг состояния недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира, устанавливает порядок его ведения, а также участвует в ведении другими федеральными органами исполнительной власти государственного мониторинга состояния иных видов природных ресурсов;
Обеспечивает функционирование федеральных и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок сбора, обработки, хранения и учета геологической информации о недрах и условия ее использования.
Министерство природных ресурсов утверждает нормы и правила использования природных ресурсов, правила ведения хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду. Эти нормы и правила имеют обязательное юридическое значение для всех природопользователей независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Одна из центральных функций Министермтва природы состоит в организации и руководстве контрольно-инспекционной деятельностью. Часть этих функций Министерство выполняет через свои территориальные органы. Например, проведение экологической экспертизы, выдача разрешений на пользование.
Разновидностью контрольной деятельности Министерства природных ресурсов является разрешительная функция. В рамках этой функции Минприроды и его органы выдают разрешения на выбросы, сбросы вредных веществ, их захоронение. Министерство природы и его органы определяют нормативы, лимиты, условия природопользования, участвуют в разработке нормативов качества окружающей среды.
Важнейшее значение в деятельности министерства имеет информационная функция. Министерство природных ресурсов России в пределах своей компетенции имеет право запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к ведению Министерства.
Приказом Минприроды от 06.01.95 г. №2 создана информационно-аналитическая система Минприроды для решения задач в области информационного обеспечения управления в сфере охраны окружающей природной среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности. Приказом Министерства природы РФ от 21.04.94 г. №116 создано Российское экологическое федеральное информационное агентство.
Минприроды издан приказ от 21.07.95 г. №295 «О мерах по созданию системы регулярного информирования населения через средства массовой информации об экологической и радиационной обстановке в различных регионах Российской Федерации». Министерством природы утверждены также «Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия».
Совместно с другими органами Минприроды обеспечивает функционирование экологических информационных систем. Минприроды обязано выдавать своевременную и правдивую информацию о состоянии окружающей среды и ее улучшениях в процессе хозяйственной деятельности. Ежегодно Минприроды составляет и публикует доклад о состоянии природной среды и использовании природных ресурсов России.
Министерству природных ресурсов принадлежит ведущая роль в организации экологического образования и воспитания, развитии международного сотрудничества в области рационального природопользования и охраны окружающей среды.
4.8 Компетенция специально уполномоченных органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 02.08.99 г. №953, координирует работу по сбору, обработке и обмену информацией; МЧС ведет учет чрезвычайных ситуаций и представляет в Правительство РФ информацию о трансграничных, федеральных, региональных и территориальных чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по их ликвидации.
МЧС готовит ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основная информация о состоянии окружающей среды и потенциально опасных объектов накапливается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ от 24.03.97 г. №334 утвержден Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией о области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Министерство сельского хозяйства России и его территориальные органы в связи с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.09.98 г. №1090, являются специально уполномоченными органами:
В области мелиорации земель;
В области племенного животноводства;
В области семеноводства сельскохозяйственных растений;
В области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
В области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
В области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям;
По охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;
По охране, контролю и регулированию использования водных биологических ресурсов, а также среды их обитания.
Министерство сельского хозяйства России для осуществления своих задач и функций имеет право запрашивать в установленном порядке необходимую информацию.
Минсельхоз РФ решает основные задачи по обеспечению населения продовольствием, организует работу по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом «о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 г. установлены государственная регистрация и ведение Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ.
Минздрав Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.06.97 г. №659 создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения и формирует базы данных о состоянии охраны здоровья населения и среды обитания человека. Министерство проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ.
Минздрав РФ вносит предложения по предотвращению и ликвидации опасного и вредного воздействия на здоровье человека факторов окружающей среды. С этой целью ведется статистика в сфере здравоохранения и обеспечивается формирование единой системы информации.
Министерство здравоохранения обязано публиковать материалы о состоянии здоровья населения, а органы санэпидемнадзора обязаны оказывать информационные и консультационные услуги государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.
Информация о факторах, оказывающих вредное влияние на здоровье, должна предоставляться местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.
В систему Министерства здравоохранения РФ входят Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем в соответствии с Постановлением Правительства от 11.12.97 г. №1551, а также Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.06.98 г. №680.
Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем осуществляет свои полномочия по медико-санитарному обеспечению работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда. Оно проводит медико-биологическую оценку воздействия особо опасных химических и физических факторов на организм человека.
Госсанэпидемслужба координирует деятельность министерств и ведомств, предприятий и организаций в области санитарной охраны природной среды; разрабатывает и утверждает санитарные нормативы вредных веществ в окружающей среде, санитарные нормы и правила, обязательные для всех предприятий. Санитарно-эпидемиологическая служба ведет надзор за соблюдением санитарных нормативов и санитарных правил по охране атмосферного воздуха, водоемов и водных источников, почв и т. д.
Информационная функция госсанэпидемслужбы проявляется в создании банка данных о состоянии общественного здоровья и среды обитания людей, прогнозирования его изменений под воздействием неблагоприятных факторов. Органы санитарного надзора обязаны систематически информировать население о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по оздоровлению окружающей среды.
Госсанэпидемслужба РФ выполняет свои задачи и функции через систему территориальных органов.
Государственная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – специальный межведомственный орган, осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха, собирает гидрометеорологическую информацию, а также информацию о химическом и радиоактивном загрязнении природной среды, дает методические указания в области мониторинга окружающей среды. Объектом его наблюдений являются почва, поверхностные воды, морская среда, сельскохозяйственные культуры, пастбищная растительность, околоземное космическое пространство. Его обязанность – своевременная и точная информация по вопросам, обозначенным в Положении.
Представление информации о состоянии окружающей среды осуществляется в соответствии с Положением «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.97 г. №1425. Возможна выдача оперативно-прогностической, аналитической, режимно-справочной информации общего назначения. Специализированная информация предоставляется пользователям в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги.
Приказом Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 03.06.94 г. №63 утверждена инструкция «О порядке предоставления информации о загрязнении окружающей среды на территории Российской федерации».
Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» (статья 17) определяет условия предоставления информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационной продукции.
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обязана информировать потребителей о составе предоставляемой информации и формах ее доведения, об организациях, осуществляющих информационное обслуживание.
Госгидромет получает регулярную информацию от 682 стационарных постов в 248 городах и поселках. За трансграничным перемещением загрязняющих веществ наблюдают три станции. На территории России находятся шесть станций фонового мониторинга, которые расположены в биосферных заповедниках РФ.
Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Совместно с другими министерствами и ведомствами разрабатывает стандарты в области природопользования и охраны природы; координирует деятельность министерств и ведомств в данной области; утверждает стандарты и контролирует их выполнение, выявляет нарушения и принимает меры к их устранению и привлечению виновных к ответственности (Положение о Госстандарте РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 11.07.95 г. №825).
Госстандарт России в соответствии с требованиями Директива ЕЭС 91/155 разработал и утвердил ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению экологической безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации».
Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по экологической безопасности и по экономической безопасности решением от 29.09.95 г. №8/9-2 рекомендует Правительству РФ рассмотреть вопрос о введении паспорта в качестве обязательного документа производителя (поставщика, импортера) на территории России.