Основные технологические направления обеспыливания при первичной обработке, транспортировании и складировании угля

Лекция 10. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ОБЕСПЫЛИВАНИЯ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИИ, СКЛАДИРОВАНИИ УГЛЯ

План

10.1 Основные технологические направления обеспыливания при первичной обработке, транспортировании и складировании угля

10.2 Применениеодно- и двухступенчатых систем пылеулавливания

Вопросы обеспыливания при первичной обработке, транспортировании и складировании угля в значительной мере могут быть решены в процессе разработки и реконструкции схемы технологического комплекса шахты. Это позволит уменьшить загрязнение воздуха пылью на 25-50%. Основным направлением совершенствования первичной обработки горной массы на шахтах является применение агрегатированных средств комплексной механизации: машин избирательного дробления и агрегатов для очистки горной массы, разработанных Украинским научно-исследовательским и проектным институтом угольной, рудной и газовой промышленности. Машины избирательного дробления хорошо сочленяются с вентиляционной системой поверхности, полностью закрыты кожухом. Агрегат для очистки горной массы заменяет собой грохот, породовыборочный конвейер и два железоотделителя.

По сравнению с комплектом обычного оборудования, имеющим 13 точек пылеобразования, применение агрегированных средств позволяет снизить количество вредных точек до 7, т.е. вдвое. Благодаря этому удаётся избежать утечек воздуха, который способствует интенсивному образованию пыли в узлах разгрузки горной массы.

Уменьшение подсосов между вентилятором и атмосферой достигается уплотнением устья вентиляционного ствола. Вертикальные стволы со скиповым подъёмом герметизируют путём обшивки копра вместе с разгрузочными площадками и бункерами.

Для сокращения пылевыделения разгрузочные устройства и приёмные бункера на поверхности шахт оборудуют устройствами в виде специальных затворов и слоев угля постоянной толщины. С целью уменьшения образования пыли и предупреждения переизмельчения угля бункера оснащают специальными устройствами, наиболее распространённым из которых является опускная плита. Плита каждый раз понижается при поступлении в бункер 1 т груза. Благодаря этому максимально уменьшается высота падения груза и резко снижается степень измельчения угля. После разгрузки бункера плита автоматически возвращается в исходное положение для принятия следующей партии полезного ископаемого.

Основными технологическими направлениями совершенствования углескладских комплексов, через которые проходит 85% отгружаемого в отрасли угля, предусматривается централизация складирования угля путём строительства одного крупного высокомеханизированного центрального склада для группы шахт и обогатительных фабрик. При такой схеме на самих угледобывающих и перерабатывающих предприятиях исключается один из источников пылеобразования - углескладские сооружения.

Для уменьшения образования пыли на открытых складах угля при погрузочно-разгрузочных работах существует ряд специальных приспособлений: спиральные спуски, цилиндрические колонны с разгрузочными окнами, телескопические загрузочные устройства и другие.

Радикальное сокращение выброса пыли в атмосферу при складировании угля достигается за счёт строительства закрытых аккумуляторов типа АЗП или складов силосного типа.

Дальнейшее совершенствование технологии и техники погрузки угля в вагоны на угольных предприятиях способствует уменьшению вредных выбросов в атмосферу. Осуществляется оно путём: концентрации углепогрузочных работ по скользящему графику для предприятий, объединённых одной углесборочной станцией; организации для близко расположенных шахт общих групповых складов с центральными высокопроизводительными погрузочными пунктами с максимальным использованием непрерывных средств транспорта для перевозок угля.

С целью погрузки угля в вагоны применяются специальные пункты погрузки П-ЗМ производительностью до 2000 т/ч; П-4, П-4М и П-4В - до 4000 т/ч; погрузочный комплекс КПС-1 - до 1000 т/ч, предназначенный для сортовых углей и антрацитов, а также погрузочный пункт КПА производительностью 1000 т/ч.

При погрузке угля в вагоны на пунктах типа П-4, П-4М, П-4В вначале уголь поступает в вагон в виде свободно падающей струи. Постепенно за счет подпора угля и формирования «шапки» заполняется остальное пространство кузова. В вагоне уголь уплотняется катком.

В комплексе погрузки КПС-1 выделение пыли уменьшается созданием минимальной высоты падения потока загружаемого угля: в начале загрузки каждого вагона стреловая часть погрузочного устройства опускается в вагон и постепенно поднимается до расчетной высоты. В периоды между подачей вагонов уголь, непрерывно поступающий с подающего конвейера, накапливается на остановленной ленте погрузочного.

Резко уменьшается запыленность при различных производственных процессах в результате повышения влажности угля. Однако увлажнение его до 8% и более затрудняет технологический процесс, так как приводит к пробуксовке конвейерных лент, забиванию бункеров пылью и др. Поэтому гидрообеспыливание рассматривается как вспомогательная мера, применяемая в пределах, допустимых с точки зрения технологии, как часть комплекса противопылевых мероприятий. Основа данного комплекса - аспирация (особенно при содержании в угле большого количества пылевидных фракций, и малой его влажности). Благодаря аспирации происходит локализация пылевого облака в месте его возникновения с помощью укрытий, внутри которых создается разряжение. Важнейшие требования, предъявляемые к пылезащитным укрытиям: максимальная герметичность, равномерное распределение разряжений на внутренних стенках, ограничение уноса пыли в отсасывающий воздухопровод. Укрытиями оборудуются:

- питатели, транспортирующие уголь из приемного бункера (при влажности угля менее 6%);

- грохоты для сухой классификации рядового угля или мелких классов (при последовательно установленных грохотах, из которых на первом производится сухая классификация, а на втором - мокрая, первый грохот должен иметь укрытие, второй не укрывается, но в месте подачи на второй грохот уголь увлажняют);

- дробилки в местах загрузки и выхода дробленного продукта (укрытия выполняются съемными, а в молотковых дробилках при достаточной герметичности корпуса они не требуются);

- узлы загрузки конвейеров при транспортировке рядового угля с влажностью до 6% со скоростью движения ленты от 1,6 до 2 м/с (укрытия устанавливаются по всей длине конвейера, а пыль отсасывается только в местах загрузки; места подачи на конвейеры угля класса +100 мм и рядового с внешней влажностью выше 10% при высоте падения до 4 м не укрываются).

Воздух из укрытий мест пылеобразования перед удалением в атмосферу в соответствии с требованиями санитарных норм подвергается очистке с помощью монтируемых в системе аспирации пылеуловителей: циклоны НИИОгаз, СИОТ, батарейные циклоны, скоростные промыватели СИОТ и мокрые пылеуловители ПМ и др. При выборе схемы аспирации, комплектовании ее очистными аппаратами исходят из компоновки оборудования и условий технологии (ожидаемая нагрузка по воздуху и пыли).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: