Принципы и методы охраны окружающей среды

Военно-промышленный комплекс и среда обитания

На военно-промышленных объектах неблагоприятная ситуация с охраной окружающей среды во многом определяется тем, что по мере развития экономики и военно-промышленного комплекса (ВПК) не учитывались экологические факторы развития территорий. Яркий пример тому - радиоактивный выброс на ПО «Маяк» в 1957г. («малый Чернобыль») и, к большому сожалению, вся оборотная сторона атомной промышленности, оставившая свой след (в прямом смысле) на экологической карте региона и отразившаяся самым пагубным образом на здоровье многих тысяч людей (рисунок 9.3).

К сожалению, и сегодня на военных объектах часто нарушается экологическое законодательство, даже в мирное время практически бесконтрольная со стороны государственных органов и общественности военная деятельность пагубно влияет на окружающую среду. Вот навскидку самые типичные нарушения со стороны военных: самовольные рубки деревьев, несанкционированные свалки, выжигание растительности, сливание горюче-смазочных материалов (ГСМ), химических веществ в реки и озера.

Экологи утверждают: из-за многолетних нарушений природоохранного законодательства при содержании и эксплуатации авиационных и военно-морских баз, полигонов, танкодромов, учебных центров, баз и складов ГСМ, военно-ремонтных и строительных предприятий, парков боевой и автотракторной техники, военлесхозов и подсобных хозяйств, объектов тепло-, водо- и энергоснабжения, сливных и очистных сооружений, мест накопления и утилизации отходов, а также вследствие несоблюдения требований экологической безопасности во время боевой и оперативной подготовки войск и сил флота — из-за всего этого загрязнены и продолжают загрязняться основные составные части окружающей среды: почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Для оценки, улучшения и стабилизации экологического состояния в местах размещения воинских частей и объектов, рекомендовано внедрить в Вооруженных Силах Казахстана экологическую паспортизацию объектов оборонной сферы, наладить систему экологического мониторинга гарнизонов и предприятий ВПК, включив ее в систему государственного мониторинга окружающей среды. Следует на деле добиваться личной юридической ответственности за нарушения природоохранного законодательства со стороны военнослужащих, в том числе - иностранных войск, временно дислоцированных на территории Казахстана, и персонала оборонных предприятий.

Основные принципы. Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права: уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Специальные принципы. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного права окружающей среды (МПОС). Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

К специальным принципам охраны окружающей среды относятся ниже перечисленные.

1. Недопустимость нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.

2. Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Элементы принципа недопустимости радиоактивно го заражения окружающей среды (например, действующая норма о запрещении радиоактивного заражения атмосферы, космического пространства и дна Мирового океана в результате испытательных ядерных взрывов, а также некоторые еще формирующиеся нормы) должны составить одно из важнейших звеньев механизма защиты окружающей среды.

3. Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного рай она в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения.

4. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

5. Обеспечение экологической безопасности как принцип начинает складываться в последние годы. Он отражает, прежде всего, глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.

6. Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и пара метров.

7. Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

Развитие МПОС характеризуется также внедрением в международно-правовую практику договоренностей о консультациях, контроле за качеством и изменениями в окружающей среде, раннем уведомлении о прогнозируемых существенных изменениях в состоянии окружающей среды и т.д. Они ведут к формированию системы превентивных действий, направленных на предотвращение ущерба окружающей среде.

Методы охраны окружающей среды подразделяются на три основные группы:

- прямые природоохранные мероприятия (разработка и использование различного рода очистных сооружений, переработка, складирования или ликвидация отходов, рекультивация нарушенных земель и т.д.);

- разработка и внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий (комплексная переработка полезных ископаемых, минерального и другого сырья, использование технологий с образованием малого количества отходов, замкнутые системы водопользования и т.д.);

- применение опосредованных природоохранных мероприятий (принятие законодательных и нормативно-правовых актов, структурная перестройка экономики, совершенствование экспортной политики и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: