Когнитивные формы научения
Реактивные формы научения
Приобретаемые формы поведения
Приобретаемые формы поведения создаются путем научения. ++638+
Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.++728+С.551
ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
Облигатное неассоциативное научение (привыкание — ослабление, суммация — усиление, импринтинг, подражание) ++510+С.159
Факультативное ассоциативное (классические и инструментальные условные рефлексы) ++510+С.159
Когнитивное и произвольное (образное психо-нервное поведение, рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование).
1. Привыкание и усиление
2. Импринтинг и избегание
3. Классические условные рефлексы
4. Инструментальные условные рефлексы
1. Латентное научение (крысы в лабиринте)
2. Психомоторные навыки – последовательное формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
3. Инсайт (ага-реакция, озарение, эврика!) и интуиция
4. Научение путем рассуждений:
4.1. восприятие – образ – гипотеза
|
|
4.2. абстракция – понятие - обобщение
Привыкание – прекращение или снижение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель. Синоним – габитуация (англ habit – привычка. ++728+ ++414+С.94 ++501+С.159
Усиление – повышение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель. ++000+
Импринтинг (англ. imprint оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - процесс, в результате которого ключевой стимул, чаще их комплекс, определяющий врожденную реакцию на особей своего вида, оказывается приобретенным. В отличие от других приобретенных схем реагирования, И., подобно врожденным, настроен на видовые, а не на индивидуальные характеристики. Скорость возникновения и продолжительность действия отличают И. от обычных видов обучения. Характеризуется длительностью, необратимостью и прочностью. Фомирование И. возможно только на поздних этапах эмбрионального и на ранних этапах постэмбрионалыюго развития, в течение фиксированых критических периодов (см.). Биологический результат И. — формирование у новорожденых животных долговременной связи с родителям с особями своего вида, предпочтение полово партнера, т.е. идентификация особью своей видовой принадлежности. И. описан только для видов с относительно продолжительными родительско-детскими отношениями.
Избегание
Классические условные рефлексы
Инструментальные условные рефлексы (син. условный рефлекс II типа) — условный рефлекс, в котором выполнение определенной (обычно двигательной) реакции в ответ на условный раздражитель является необходимым условием получения подкрепления (выработка по эффекту).
|
|
Например, если нажатие на педаль, сопровождаемое получением животным пищи, предваряется звуковым или световым раздражителем, то после ряда сочетаний нажатие на педаль становится инструментальной реакцией, а внешний стимул — сигналом для совершения такой реакции. Это и есть инструментальный условный рефлекс.
Такой вид общения, основанный на активной деятельности, играет важную роль в организации поведения человека в раннем постнатальном онтогенезе и остается доминирующим на протяжении дальнейшей жизни. Примером инструментальной реакции ребенка является его плач, в результате которого ребенок получает пищу. В этом случае плач играет для ребенка роль инструмента, изменяющего условия среды. Ребенок овладевает реакцией, которая определяет получение поощрения.
Инструментальный условный рефлекс успешно вырабатывается не только на поощрение, но и на наказание. Так, если собаку поместить в помещение, разделенное барьером, с целью научить ее перепрыгивать через него, для эффективного обучения возможно использование не поощрения (пища), а наказания (ток). Металлический пол подвергается воздействию электрического тока и животное, испытывая неприятное ощущение или боль, быстро обучается преодолевать препятствие и оказываться за барьером, где пол не находится под напряжением. При этом, одновременно с током включается световой или звуковой сигнал. В дальнейшем, если за 10 секунд до включения тока загорается световой или слышен звуковой сигнал, то собака избегает "наказания" — она перепрыгивает через барьер в течение того времени, которое отделяет световой или звуковой сигнал от включения тока.
Инструментальные условные рефлексы отличаются от классических условных рефлексов тем, что на их основе возникает бесконечное разнообразие новых двигательных реакций. Таким образом, поведение формируется на основе результата действия. Закрепляются в памяти субъекта в этом случае не безусловно-рефлекторные реакции, а произвольные активные действия.++512+