Инструментальный условный рефлекс

Когнитивные формы научения

Реактивные формы научения

Приобретаемые формы поведения

Приобретаемые формы поведения создаются путем научения. ++638+

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.++728+С.551

ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ

Облигатное неассоциативное научение (привы­кание — ослабление, суммация — усиление, импринтинг, подражание) ++510+С.159

Факультативное ассоциативное (классические и инструментальные условные рефлексы) ++510+С.159

Когнитивное и произвольное (образное психо-нервное поведение, рассудочная деятельность, вероятностное прогнозирование).

1. Привыкание и усиление

2. Импринтинг и избегание

3. Классические условные рефлексы

4. Инструментальные условные рефлексы

1. Латентное научение (крысы в лабиринте)

2. Психомоторные навыки – последовательное формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)

3. Инсайт (ага-реакция, озарение, эврика!) и интуиция

4. Научение путем рассуждений:

4.1. восприятие – образ – гипотеза

4.2. абстракция – понятие - обобщение

Привыкание – прекращение или снижение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель. Синоним – габитуация (англ habit – привычка. ++728+ ++414+С.94 ++501+С.159

Усиление – повышение остроты реагирования на еще продолжающий действовать раздражитель. ++000+

Импринтинг (англ. imprint оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - процесс, в результате которого ключевой стимул, чаще их комплекс, определяющий врожденную реакцию на особей своего вида, оказывается приобретен­ным. В отличие от других приобретенных схем реагирования, И., подобно врожденным, на­строен на видовые, а не на индивидуальные характеристики. Скорость возникновения и продолжительность действия отличают И. от обыч­ных видов обучения. Характеризуется длительностью, необратимостью и прочностью. Фомирование И. возможно только на поздних этапах эмбрионального и на ранних этапах постэмбрионалыюго развития, в течение фиксированых критических периодов (см.). Биологический результат И. — формирование у новорожденых животных долговременной связи с родителям с особями своего вида, предпочтение полово партнера, т.е. идентификация особью своей видовой принадлежности. И. описан только для видов с относительно продолжительными родительско-детскими отношениями.

Избегание

Классические условные рефлексы

Инструментальные условные рефлексы (син. условный рефлекс II типа) — условный рефлекс, в кото­ром выполнение определенной (обычно двигательной) реакции в ответ на условный раздражитель является необходимым усло­вием получения подкрепления (выработка по эффекту).

На­пример, если нажатие на педаль, сопровождаемое получением животным пищи, предваряется звуковым или световым раздражителем, то после ряда сочетаний нажатие на педаль становится инструмен­тальной реакцией, а внешний стимул — сигналом для совершения такой реакции. Это и есть инструментальный условный рефлекс.

Такой вид общения, основанный на активной деятельности, играет важную роль в организации поведения человека в раннем постнатальном онтогенезе и остается доминирующим на протяжении даль­нейшей жизни. Примером инструментальной реакции ребенка явля­ется его плач, в результате которого ребенок получает пищу. В этом случае плач играет для ребенка роль инструмента, изменяющего условия среды. Ребенок овладевает реакцией, которая определяет получение поощрения.

Инструментальный условный рефлекс успешно вырабатывается не только на поощрение, но и на наказание. Так, если собаку поместить в помещение, разделенное барьером, с целью научить ее перепрыгивать через него, для эффективного обучения возможно использование не поощрения (пища), а наказания (ток). Металлический пол подвергается воздействию электрического тока и животное, испытывая неприятное ощущение или боль, быстро обучается преодолевать препятствие и оказываться за барьером, где пол не находится под напряжением. При этом, одновременно с током включается световой или звуковой сигнал. В дальнейшем, если за 10 секунд до включения тока загорается световой или слышен звуковой сигнал, то собака избегает "наказания" — она перепрыгивает через барьер в течение того времени, которое отделяет световой или звуковой сигнал от включения тока.

Инструментальные условные рефлексы отличаются от классичес­ких условных рефлексов тем, что на их основе возникает бесконеч­ное разнообразие новых двигательных реакций. Таким образом, поведение формируется на основе результата действия. Закрепляются в памяти субъекта в этом случае не безусловно-рефлекторные ре­акции, а произвольные активные действия.++512+


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: