++501+С.160
Предложена Б.Ф.Скиннером (В.F.Skinner, 1938) для выработки инструментальных рефлексов у крыс –97[Б15] -. Содержит небольшой рычаг, нажатие на который автоматически приводит к подаче кусочка пищи. Условным раздражителем в опытах Скиннера являлась экспериментальная ситуация. Обучение проводилось по методу проб и ошибок. Критерием обучения было число нажатий на рычаг в единицу времени. Вследствие простоты и удобства камера Скиннера получила широкое распространение в исследованиях инструментального обучения.
Подкрепление (например, пища, электрический ток) является средством, помогающим человеку или животному обучиться той реакции, за которой это подкрепление следует. В то же время, подкрепление в инструментальном обучении служит сигналом, который указывает на то, какие действия желательны, целесообразны, а какие — нет. Максимальную эффективность подкрепление достигает при условии его воздействия непосредственно после совершения действия (порядка 5 секунд). Подкрепление может исходить из внешнего источника — например, получение пищи за нажатие на определенный рычаг, или из внутреннего источника, например, возникновение положительной эмоции. Известны эксперименты с вживлением в мозг крысы электродов, по которым животное, путем нажатия на рычаг, замыкающий электрическую цепь, могло посылать к различным структурам импульсы электрического тока. Подобное раздражение ряда лимбических структур мозга, так называемых, "центров удовольствия", осуществлялось крысой непрерывно, до полного изнеможения. Это — пример инструментального обучения с внутренним подкреплением — получением положительной эмоции.
|
|
В механизмах реализации инструментального условного рефлекса наиболее выраженное участие принимают нейроны двигательной коры и центрального серого вещества, окружающего сильвиев водопровод. Реакции нейронов этих отделов мозга возникают на 500-800 мс раньше начала движения. Условный раздражитель (например, звуковой щелчок) вызывает в тех же нейронах длительный тонический разряд, постепенно угасающий при отсутствии подкрепления. В выборе правильной инструментальной реакции, т.е. движения с последующим положительным подкреплением, принимают участие нейроны лобной коры, в которых импульсация значительно учащается. При ошибочном выборе активность нейронов лобной коры не усиливается по сравнению с фоном. Нейроны двигательных ядер таламуса и пирамидной системы непосредственно связаны с организацией движения при инструментальном условном рефлексе.
В условнорефлекторном обучении и основанном на нем поведении существенную роль играют следующие факторы: эффективность раздражителя, доминирующая мотивация, избирательность реагирования. Наиболее эффективными являются биологически значимые сигналы, а также первоначально индифферентные раздражители, физические параметры которых соответствуют максимальной чувствительности органов чувств. Наибольший успех в обучении достигается при согласовании мотива и результата, как, в частности, в случае успеха пищевого подкрепления в условиях голода. Избирательность реагирования — конечного звена рефлекторной деятельности, проявляется как во врожденных формах поведения (типа таксисов у животных), так и в приобретенных: например, рефлекс на сгибание вырабатывается легче, чем рефлекс на разгибание конечностей[Б16].
|
|
Инсайт (англ. incite озарение, «ага-реакция») — термин, употребляемый в психологии [Б17] для обозначения внезапного схватывания целостной ситуации, «замыкания поля» при решении мыслительных задач. Использовался В. Келером для объяснения редкого перс-хода от метода проб и ошибок к внезапному правильному решению инструментальных двигательных задач антропоидами И, противопоставляется методу проб и ошибок. При И. обычно возникает «идея» действия, а его координационная структура может совершенствоваться в процессе обучения.