Скиннера камера

++501+С.160

Пред­ложена Б.Ф.Скиннером (В.F.Skinner, 1938) для выработ­ки инструментальных рефлексов у крыс –97[Б15] -. Содер­жит небольшой рычаг, нажатие на который автоматически приводит к подаче кусочка пи­щи. Условным раздражителем в опытах Скиннера являлась экспериментальная ситуация. Обучение проводилось по методу проб и оши­бок. Критерием обучения было число нажатий на рычаг в единицу времени. Вследствие про­стоты и удобства камера Скиннера получила широкое рас­пространение в исследованиях инструменталь­ного обучения.

Подкрепление (например, пища, электрический ток) является сред­ством, помогающим человеку или животному обучиться той реакции, за которой это подкрепление следует. В то же время, подкрепление в инструментальном обучении служит сигналом, который указывает на то, какие действия желательны, целесообразны, а какие — нет. Максимальную эффективность подкрепление достигает при условии его воздействия непосредственно после совершения действия (по­рядка 5 секунд). Подкрепление может исходить из внешнего источ­ника — например, получение пищи за нажатие на определенный рычаг, или из внутреннего источника, например, возникновение положительной эмоции. Известны эксперименты с вживлением в мозг крысы электродов, по которым животное, путем нажатия на рычаг, замыкающий электрическую цепь, могло посылать к различ­ным структурам импульсы электрического тока. Подобное раздраже­ние ряда лимбических структур мозга, так называемых, "центров удовольствия", осуществлялось крысой непрерывно, до полного из­неможения. Это — пример инструментального обучения с внутрен­ним подкреплением — получением положительной эмоции.

В механизмах реализации инструментального условного рефлекса наиболее выраженное участие принимают нейроны двигательной коры и центрального серого вещества, окружающего сильвиев водо­провод. Реакции нейронов этих отделов мозга возникают на 500-800 мс раньше начала движения. Условный раздражитель (например, звуковой щелчок) вызывает в тех же нейронах длительный тоничес­кий разряд, постепенно угасающий при отсутствии подкрепления. В выборе правильной инструментальной реакции, т.е. движения с последующим положительным подкреплением, принимают участие нейроны лобной коры, в которых импульсация значительно учаща­ется. При ошибочном выборе активность нейронов лобной коры не усиливается по сравнению с фоном. Нейроны двигательных ядер таламуса и пирамидной системы непосредственно связаны с орга­низацией движения при инструментальном условном рефлексе.

В условнорефлекторном обучении и основанном на нем поведе­нии существенную роль играют следующие факторы: эффективность раздражителя, доминирующая мотивация, избирательность реагиро­вания. Наиболее эффективными являются биологически значимые сигналы, а также первоначально индифферентные раздражители, физические параметры которых соответствуют максимальной чув­ствительности органов чувств. Наибольший успех в обучении дости­гается при согласовании мотива и результата, как, в частности, в случае успеха пищевого подкрепления в условиях голода. Избира­тельность реагирования — конечного звена рефлекторной деятель­ности, проявляется как во врожденных формах поведения (типа таксисов у животных), так и в приобретенных: например, рефлекс на сгибание вырабатывается легче, чем рефлекс на разгибание ко­нечностей[Б16].

Инсайт (англ. incite озарение, «ага-реакция») — термин, употребляемый в психологии [Б17] для обозначения внезапного схваты­вания целостной ситуации, «замыкания поля» при решении мыслительных задач. Использо­вался В. Келером для объяснения редкого перс-хода от метода проб и ошибок к внезапному пра­вильному решению инструментальных двига­тельных задач антропоидами И, противопостав­ляется методу проб и ошибок. При И. обычно возникает «идея» действия, а его координацион­ная структура может совершенствоваться в про­цессе обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: