Моторные масла

Топливо для реактивных двигателей

Это нефтепродукты, предназначенные для использования в качестве топлива в воздушно-реактивных двигателях.

В нашей стране стандартом предусмотрена возможность производства пяти марок реактивного топлива: Т-1, ТС-1, Т-2, РТ, Т-6. Топливо Т-1 выпускается в малых количествах, топливо Т-2 практически не выпускается. Числовые значения, закладываемые в марках топлива, не связаны с нормируемыми эксплуатационными характеристиками, а говорят лишь о первоочередности разработки реактивных топлив.

Топлива Т-1 получают прямой перегонкой малосернистых нефтей, а топлива ТС-1 и Т-2 - сернистых нефтей. Наиболее массовым топливом для реактивных двигателей является топливо РТ.

Важными нормируемыми эксплуатационными характеристиками реактивных топлив являются: испаряемость, воспламеняемость и прокачиваемость, физико-химическими - физическая и химическая стабильность, коррозионная активность и склонность к образованию отложений.

В настоящее время топлива для реактивных двигателей в Российской Федерации выпускаются в соответствии с ГОСТ 10227-86*. Ограничение срока действия данного нормативного документа снято по протоколу № 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, продлено по протоколу № 2-91 и 10-95 в ноябре 1990 и августе 1995 года.

По своим физико-химическим и эксплуатационным показателям топлива должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в прил. 10.

Топлива для реактивных двигателей представляют собой легковоспламеняющую жидкость, выкипающую в пределах 130-1800С для топлив марок РТ, ТС-1, Т-1 и в пределах 60-2800С для топлива марки Т-2. Температура самовоспламенения топлив марок РТ, ТС-1, Т-1, Т-1С - 2200С, топлива марки Т-2 – 2300С. Температурные пределы воспламенения паров топлив и концентрационные пределы взрываемости приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Наименование показателя ТС-1, РТ Т-1, Т-1С Т-2
Температурные пределы воспламенения паров, 0С: Нижний Верхний Концентрационные пределы взрываемости, % объемные Нижний Верхний   1.5 8.0   1.8 8.0   -10 1.0 6.8

Топлива для реактивных двигателей являются малоопасными продуктами и в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 относятся к 4-му классу. ПДК паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88.

Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение топлива осуществляется согласно ГОСТ 1510-84.

Гарантийный срок хранения топлива 5 лет со дня изготовления.

Существует большое многообразие масел, выпускаемых в Российской Федерации. По способу получения их можно разделить на: нефтяные, или минеральные; синтетические; смешанные. По назначению смазочные масла делят на моторные, газотурбинные, трансмиссионные, индустриальные и др.. Однако наибольший тоннаж выпуска товарных масел приходится на моторные масла.

Под моторными маслами понимают те смазочные масла, которые предназначены для смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания – карбюраторных, дизелей, авиационных поршневых. Эти масла должны обладать прежде всего оптимальными вязкостно-температурными свойствами для облегчения запуска двигателей при низких температурах окружающего воздуха; снижения износа трущихся деталей и уменьшения потерь мощности машины или механизма на трение.

К основным эксплуатационным свойствам моторных масел относятся:

- смазочные и противокоррозионные свойства;

- вязкостно-температурные свойства;

- защитные свойства;

- антиокислительные и моющие свойства.

Помимо общих эксплуатационных требований, к моторным маслам предъявляются и дополнительные. С учетом особенностей работы двигателя моторное масло должно уплотнять зазоры в сопряженных деталях, и в первую очередь в зоне цилиндро-поршневой группы, и обладать нейтрализующими свойствами.

В Российской Федерации в настоящее время существует большое многообразие моторных масел. Наибольший объем выпускаемых моторных масел приходится на масла моторные универсальные и масла для автомобильных карбюраторных двигателей, выпускаемые в соответствии с ГОСТ 10541-78, и масла моторные для автотракторных двигателей, выпускаемые в соответствии с ГОСТ 8581-78. По своим основным физико-химическим и эксплуатационным показателям эти моторные масла должны соответствовать нормам и требованиям, представленным в прил. 11.


1.5.4.1. Маркировка моторных масел

До 1974 года в СССР использовалась старая классификация моторных масел с буквенными обозначениями русского алфавита, характеризующими область применения. Масла класса А предназначались для смазки карбюраторных двигателей; Д автотракторных и судовых дизелей, М поршневых авиационных двигателей. Особенности технологии получения и очистки масел определялись буквами: К – кислотная очистка, С - селективная очистка, П - масло с присадками, З - загущенное масло. Цифра в обозначениях масел характеризовала значения их вязкости в сСт (мм2/с) при температуре 1000С.

Например:

АС-8 - масло для смазки автомобильных двигателей, полученное с использованием селективной очистки, вязкостью при 1000С – 8 сСт.

АСЗп-6 - масло для смазки автомобильных двигателей, селективной очистки, загущенное, с присадками, вязкостью при 1000С – 6 сСт.

МС-20 - масло для смазки поршневых авиационных двигателей, селективной очистки, вязкостью при 1000С – 20 сСт.

С 1974 г. введена в действие новая классификация моторных масел, в соответствии с которой моторные масла обозначаются буквой М и подразделяются по классам вязкости, группам эксплуатационных свойств и сезонности применения. Буквенное обозначение моторных масел в зависимости от величины вязкости, эксплуатационных свойств и климатических условий приведено ниже в табл. 1.2.

Таблица 1.2.

Группа масел по эксплуатационным свойствам Рекомендуемая область применения
А Нефорсированные карбюраторные и дизельные двигатели
Б Малофорсированные карбюраторные двигатели (Б1) Малофорсированные дизельные двигатели (Б2)
В Среднефорсированные карбюраторные двигатели (В1) Среднефорсированные дизельные двигатели (В2)
Г Высокофорсированные карбюраторные двигатели (Г1) Высокофорсированные дизельные двигатели (Г2)
Д Высокофорсированные дизельные двигатели, работающие в тяжелых условиях
Е Дизели малооборотные, двигатели с лубковой системой смазки, работающие на тяжелом топливе с содержанием серы до 3.5 %

Цифра в марке моторного топлива обозначает кинематическую вязкость при 1000С (мм2/с) или (и) класс вязкости. Маркировка моторных масел в Российской Федерации осуществляется в соответствии с ГОСТ 17479-74.

Например:

М-8Б1 – (М) - моторное масло; (Б1) используемое для смазывания в малофорсированных карбюраторных двигателях; (8)–с кинематической вязкость при 1000С 8 мм2/с.

М-6з/10В2 – (М) моторное масло (6з) классам вязкости 6, у которого вязкость при минус 180С не превышает 10400 мм2/с, (з) - с наличием в масле загущающих присадок; (10) – с кинематической вязкостью при 1000С 10 мм2/с; (В2) – предназначенное для среднефорсированных дизельных двигателей

Универсальные масла, предназначенные для использования как в карбюраторных, так и дизельных двигателях обозначаются буквой без цифрового индекса, например: М-8В, М-10Г, М-63/10В.

В США используется деление моторных масел на различные сорта: по вязкости - классификация SAE и условиям применения – классификация API.

Моторные масла являются малоопасными продуктами, по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007. ПДК паров углеводородов масел в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3. ПДК масляного тумана в воздухе 5 мг/м3.

Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение моторных масел осуществляются в соответствии с ГОСТ 1510.

Гарантийный срок хранения для большинства моторных масел ограничен сроком до 5 лет со дня изготовления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: