Список рекомендуемых источников
1. Бычинская, В. Д. Курс лекций по макроэкономике: учеб. пособие /
В. Д. Бычинская. — Барановичи: БарГУ, 2005. — Гл. 2. — С. 8—13.
2. Макроэкономика: учеб. пособие / Н. И. Базылев [и др.]; под общ. ред.
Н. И. Базылева. — Минск: БГЭУ, 1998. — Гл. 1. — С. 9—28.
3. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие /
В. Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В. Н. Шимова. — Минск: БГЭУ, 2005. —
Гл. 1. — С. 5—18.
4. Статистические материалы: индикаторы социально-экономического положения Республики Беларусь // Белорусский эконом. журн. — 2007. — № 3. — С. 130—142.
5. Статистическая информация макроэкономических показателей Республики Беларусь в СМИ, электронных ресурсах
ТЕМА 3
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ
Система национальных счетов (СНС) — это совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода, способ упорядочения информации об экономических операциях в общественном производстве.
|
|
Методология СНС построена на принципах двойной записи, бухгалтерского баланса.
Основная задача СНС — системное отображение движения добавленной стоимости со стадии производства до потребления. СНС выступает методом исследования экономической деятельности в рамках системной структуры и согласованности движения материальных и финансовых потоков.
Особенности СНС:
- учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и услуг;
- содержит показатели, описывающие все экономические операции, стадии экономического процесса.
Функции СНС:
- изучает и фиксирует процесс создания, распределения, перераспределения ВНП и НД в стране;
- определяет макроэкономические показатели состояния экономики для определения ее макроэкономической политики;
- проводит сравнительный анализ потенциалов экономического развития различных стран.
Отрасли экономики в СНС классифицированы по четырем категориям:
1) отрасли, производящие товары и рыночные услуги;
2) отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений;
3) отрасли, производящие нерыночные услуги частными некоммерческими организациями;
4) отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами.
Для анализа потока доходов и расходов в национальной экономике все ее экономические субъекты разбиты на секторы:
1. Нефинансовые предприятия — экономические субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг;
|
|
2. Финансовые учреждения — институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (коммерческие банки, страховые компании и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов);
3. Государственные учреждения — институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и национального богатства. Их услуги не являются объектом купли-продажи. Такие учреждения представлены:
- органами государственного управления (парламент, суд, министерства и др.);
- государственными кредитно-финансовыми организациями (ЦБ, налоговые инспекции и др.).
4. Общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства в социальной сфере, сфере образования, здравоохранения. Это деятельность политических партий, профсоюзов, общественных фондов, религиозных организаций и др.;
5. Домашние хозяйства;
6. Остальной мир.
В процессе экономической деятельности субъекты экономики осуществляют экономические операции.
Экономические операции — это действия по взаимному соглашению между субъектами с целью создания, передачи, преобразования, уничтожения собственности, прав.
По характеру они делятся на:
- операции, реализуемые на компенсационной основе, когда поток товаров и услуг имеет встречный, денежный характер;
- трансферты, имеющие одностороннюю направленность (налоги, субсидии и др.).
По характеру связи экономических субъектов операции делятся на:
1) операции с продуктами и услугами, относящиеся к производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг в различных секторах экономики;
2) распределительные операции как деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в производстве (начисление заработной платы, процентов, дивидендов и др.);
3) финансовые операции как деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики, включая операции с ценными бумагами, валютой.
Различают также операции между институциональными единицами и внутри институциональных единиц.
Институциональная единица — это единица хозяйствования, которая владеет активами, обладает правом ведения хозяйственной деятельности, ведет полный набор бухгалтерских счетов и несет ответственность по своим обязательствам.
Существуют следующие разновидности институциональных единиц:
- корпорации — предприятия с коллективной формой собственности держателей акций;
- органы государственного управления, представленные центральным правительством, местными органами управления и осуществляющие три категории расходов на: а) общественные услуги (оборона, наука образование, здравоохранение, управление); б) социально значимые товары (хлеб, молочные продукты, жилищно-коммунальные услуги и др.); в) трансферты гражданам и институциональным единицам;
- домашние хозяйства;
- некоммерческие учреждения — субъекты экономической деятельности по производству товаров и услуг без извлечения дохода.
Национальная экономика в СНС есть деятельность резидентов независимо от их местонахождения.
Резидент — это институциональная единица, центр экономических интересов которой находится на территории государства.
Внутренняя экономика — это деятельность резидентов и нерезидентов на экономической территории государства.
Нерезидент — институциональная единица, центр экономических интересов которой находится на экономической территории других стран.
Центр экономических интересов институциональной единицы определяется по двум признакам:
- наличием на экономической территории хотя бы одного объекта собственности, которые используются в экономических интересах данной институциональной единицы;
- ведением производственной деятельности и операций в значительных масштабах и времени.
|
|
Экономическая территория — это пространство, административно-управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Оно также включает водное и воздушное пространство, «территориальные анклавы» за рубежом (территории посольств и др.).
Производство в рамках СНС — это создание материальных благ и услуг в результате использования имеющихся факторов производства, которые удовлетворяют определенные потребности, обладают стоимостью и ценой.
Производство в рамках СНС включает в себя: 1) рыночное производство, предполагающее производство и реализацию товаров и услуг на рынок, производимых и обмениваемых по бартеру, предоставляемых как натуральная оплата труда и любые движения товаров и услуг между звеньями одного предприятия; 2) незаконное производство как запрещенная законом деятельность или легальная деятельность без лицензии;
3) скрытое производство и теневая экономика; 4) незавершенное производство; 5) производство товаров домашними хозяйствами; 6) услуги наемной домашней прислуги; 7) капитальный ремонт жилищ; 8) арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими учреждениями.
Из понятия «производство» исключаются:
- деятельность, результаты которой не являются ее целью (загрязнение окружающей среды и ее воспроизводство);
- домашние услуги;
- аренда предприятиями собственных зданий и др.
Рассмотрим принципы построения СНС.В масштабах внутренней экономики общественное воспроизводство моделируется тремя фазами: производство, потребление, накопление, и в основу национального счетоводства положены три счета: «Производство», «Потребление» и «Накопление» (капиталообразование). В масштабах открытой экономики добавление внешнеэкономической деятельности формирует четвертый счет «Остальные страны мира».
Счет «Производство»
Дебет | Кредит |
1. Выплаты валовых доходов (ДС) (9) 2. Импортные закупки (18) | 3. Выручка от реализации потребительских товаров (6) 4. Выручка от реализации средств производства для накопления (12) 5. Экспортная выручка (16) |
ИТОГО | ИТОГО |
Счет «Потребление»
|
|
Дебет (использование) | Кредит (ресурсы) |
6. Закупки потребительских товаров (3) 7. Сбережения (15) 8. Чистые текущие трансферты за границу (19) | 9. Валовые поступления доходов от отечественного производства (1) 10. Минус потребление основных фондов (13) 11. Чистые факторные доходы из-за границы (17) |
ИТОГО | ИТОГО |
Счет «Накопление»
Дебет (использование) | Кредит (ресурсы) |
12. Закупки средств производства (4) 13. Минус потребление основных фондов (10) 14. Превышение потребления финансовых активов над совокупностью принятых обязательств (20) | 15. Сбережения (7) |
ИТОГО | ИТОГО |
Счет «Остальные страны мира»
Дебет (использование) | Кредит (ресурсы) |
16. Экспортные закупки (5) 17. Выплаты чистых факторных доходов из-за рубежа (11) | 18. Импортные продажи (2) 19. Чистые текущие трансферты за границу (8) 20. Превышение приобретений финансовых активов над совокупностью обязательств (14) |
ИТОГО | ИТОГО |
Примечание. В скобках указаны корреспондирующие статьи других счетов.
Для проверки взаимной сбалансированности показателей, рекомендуется разработка сводной балансирующей таблицы четырех основных счетов. Четыре основных счета страны могут быть также представлены в матрично-аналитической и графической форме.
В то же время целесообразно по каждому из экономических субъектов и народному хозяйству в целом составление системы функциональных счетов, отражающих производство материальных благ и услуг, образование дохода, его распределение, перераспределение, использование, изменение имущества, кредитования и финансирования.