Система национальных счетов. Список рекомендуемых источников

Список рекомендуемых источников

1. Бычинская, В. Д. Курс лекций по макроэкономике: учеб. пособие /
В. Д. Бычинская. — Барановичи: БарГУ, 2005. — Гл. 2. — С. 8—13.

2. Макроэкономика: учеб. пособие / Н. И. Базылев [и др.]; под общ. ред.
Н. И. Базылева. — Минск: БГЭУ, 1998. — Гл. 1. — С. 9—28.

3. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие /
В. Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В. Н. Шимова. — Минск: БГЭУ, 2005. —
Гл. 1. — С. 5—18.

4. Статистические материалы: индикаторы социально-экономического положения Республики Беларусь // Белорусский эконом. журн. — 2007. — № 3. — С. 130—142.

5. Статистическая информация макроэкономических показателей Республики Беларусь в СМИ, электронных ресурсах


ТЕМА 3
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПОКАЗАТЕЛИ

Система национальных счетов (СНС) — это совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода, способ упорядочения информации об экономических операциях в общественном производстве.

Методология СНС построена на принципах двойной записи, бухгалтерского баланса.

Основная задача СНС — системное отображение движения добавленной стоимости со стадии производства до потребления. СНС выступает методом исследования экономической деятельности в рамках системной структуры и согласованности движения материальных и финансовых потоков.

Особенности СНС:

- учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и услуг;

- содержит показатели, описывающие все экономические операции, стадии экономического процесса.

Функции СНС:

- изучает и фиксирует процесс создания, распределения, перераспределения ВНП и НД в стране;

- определяет макроэкономические показатели состояния экономики для определения ее макроэкономической политики;

- проводит сравнительный анализ потенциалов экономического развития различных стран.

Отрасли экономики в СНС классифицированы по четырем категориям:

1) отрасли, производящие товары и рыночные услуги;

2) отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений;

3) отрасли, производящие нерыночные услуги частными некоммерческими организациями;

4) отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами.

Для анализа потока доходов и расходов в национальной экономике все ее экономические субъекты разбиты на секторы:

1. Нефинансовые предприятия — экономические субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг;

2. Финансовые учреждения — институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (коммерческие банки, страховые компании и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов);

3. Государственные учреждения — институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и национального богатства. Их услуги не являются объектом купли-продажи. Такие учреждения представлены:

- органами государственного управления (парламент, суд, министерства и др.);

- государственными кредитно-финансовыми организациями (ЦБ, налоговые инспекции и др.).

4. Общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства в социальной сфере, сфере образования, здравоохранения. Это деятельность политических партий, профсоюзов, общественных фондов, религиозных организаций и др.;

5. Домашние хозяйства;

6. Остальной мир.

В процессе экономической деятельности субъекты экономики осуществляют экономические операции.

Экономические операции — это действия по взаимному соглашению между субъектами с целью создания, передачи, преобразования, уничтожения собственности, прав.

По характеру они делятся на:

- операции, реализуемые на компенсационной основе, когда поток товаров и услуг имеет встречный, денежный характер;

- трансферты, имеющие одностороннюю направленность (налоги, субсидии и др.).

По характеру связи экономических субъектов операции делятся на:

1) операции с продуктами и услугами, относящиеся к производству, распределению, обмену и потреблению товаров и услуг в различных секторах экономики;

2) распределительные операции как деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в производстве (начисление заработной платы, процентов, дивидендов и др.);

3) финансовые операции как деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики, включая операции с ценными бумагами, валютой.

Различают также операции между институциональными единицами и внутри институциональных единиц.

Институциональная единица — это единица хозяйствования, которая владеет активами, обладает правом ведения хозяйственной деятельности, ведет полный набор бухгалтерских счетов и несет ответственность по своим обязательствам.

Существуют следующие разновидности институциональных единиц:

- корпорации — предприятия с коллективной формой собственности держателей акций;

- органы государственного управления, представленные центральным правительством, местными органами управления и осуществляющие три категории расходов на: а) общественные услуги (оборона, наука образование, здравоохранение, управление); б) социально значимые товары (хлеб, молочные продукты, жилищно-коммунальные услуги и др.); в) трансферты гражданам и институциональным единицам;

- домашние хозяйства;

- некоммерческие учреждения — субъекты экономической деятельности по производству товаров и услуг без извлечения дохода.

Национальная экономика в СНС есть деятельность резидентов независимо от их местонахождения.

Резидент — это институциональная единица, центр экономических интересов которой находится на территории государства.

Внутренняя экономика — это деятельность резидентов и нерезидентов на экономической территории государства.

Нерезидент — институциональная единица, центр экономических интересов которой находится на экономической территории других стран.

Центр экономических интересов институциональной единицы определяется по двум признакам:

- наличием на экономической территории хотя бы одного объекта собственности, которые используются в экономических интересах данной институциональной единицы;

- ведением производственной деятельности и операций в значительных масштабах и времени.

Экономическая территория — это пространство, административно-управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Оно также включает водное и воздушное пространство, «территориальные анклавы» за рубежом (территории посольств и др.).

Производство в рамках СНС — это создание материальных благ и услуг в результате использования имеющихся факторов производства, которые удовлетворяют определенные потребности, обладают стоимостью и ценой.

Производство в рамках СНС включает в себя: 1) рыночное производство, предполагающее производство и реализацию товаров и услуг на рынок, производимых и обмениваемых по бартеру, предоставляемых как натуральная оплата труда и любые движения товаров и услуг между звеньями одного предприятия; 2) незаконное производство как запрещенная законом деятельность или легальная деятельность без лицензии;
3) скрытое производство и теневая экономика; 4) незавершенное производство; 5) производство товаров домашними хозяйствами; 6) услуги наемной домашней прислуги; 7) капитальный ремонт жилищ; 8) арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими учреждениями.

Из понятия «производство» исключаются:

- деятельность, результаты которой не являются ее целью (загрязнение окружающей среды и ее воспроизводство);

- домашние услуги;

- аренда предприятиями собственных зданий и др.

Рассмотрим принципы построения СНС.В масштабах внутренней экономики общественное воспроизводство моделируется тремя фазами: производство, потребление, накопление, и в основу национального счетоводства положены три счета: «Производство», «Потребление» и «Накопление» (капиталообразование). В масштабах открытой экономики добавление внешнеэкономической деятельности формирует четвертый счет «Остальные страны мира».

Счет «Производство»

Дебет Кредит
1. Выплаты валовых доходов (ДС) (9) 2. Импортные закупки (18) 3. Выручка от реализации потребительских товаров (6) 4. Выручка от реализации средств производства для накопления (12) 5. Экспортная выручка (16)
ИТОГО ИТОГО

Счет «Потребление»

Дебет (использование) Кредит (ресурсы)
6. Закупки потребительских товаров (3) 7. Сбережения (15) 8. Чистые текущие трансферты за границу (19) 9. Валовые поступления доходов от отечественного производства (1) 10. Минус потребление основных фондов (13) 11. Чистые факторные доходы из-за границы (17)
ИТОГО ИТОГО

Счет «Накопление»

Дебет (использование) Кредит (ресурсы)
12. Закупки средств производства (4) 13. Минус потребление основных фондов (10) 14. Превышение потребления финансовых активов над совокупностью принятых обязательств (20) 15. Сбережения (7)
ИТОГО ИТОГО

Счет «Остальные страны мира»

Дебет (использование) Кредит (ресурсы)
16. Экспортные закупки (5) 17. Выплаты чистых факторных доходов из-за рубежа (11) 18. Импортные продажи (2) 19. Чистые текущие трансферты за границу (8) 20. Превышение приобретений финансовых активов над совокупностью обязательств (14)
ИТОГО ИТОГО

Примечание. В скобках указаны корреспондирующие статьи других счетов.

Для проверки взаимной сбалансированности показателей, рекомендуется разработка сводной балансирующей таблицы четырех основных счетов. Четыре основных счета страны могут быть также представлены в матрично-аналитической и графической форме.

В то же время целесообразно по каждому из экономических субъектов и народному хозяйству в целом составление системы функциональных счетов, отражающих производство материальных благ и услуг, образование дохода, его распределение, перераспределение, использование, изменение имущества, кредитования и финансирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: