Платежный баланс всегда являлся объектом государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами:
1) платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики;
2) стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем автоматического ценового регулирования действует крайне слабо, поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1) государственная собственность, в том числе золотовалютные резервы; 2) объем (часть) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет (40—50%); 3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, заемщика; 4) регламентация внешне-экономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
|
|
На состояние платежного баланса страны влияют огромное количество факторов, основными из которых являются:
– неравномерность экономического развития стран, международная конкуренция;
– циклические колебания экономики, так как от состояния национальной экономики зависят результаты ее внешне-экономических операций;
– рост заграничных государственных расходов, преследующих разнообразные экономические и политические цели. Косвенное воздействие таких расходов на платежный баланс определяется их влиянием на условия производства, темпы экономического роста, а также масштабами изъятия ресурсов из экспортных отраслей народного хозяйства;
– вывоз и ввоз капитала. Приток иностранных капиталов оказывает на платежный баланс страны-импортера двоякое влияние. Иностранные капиталы положительно влияют на платежный баланс страны-импортера лишь при условии их самоокупаемости: если использование капиталов приносит доходы, часть которых направляется на погашение внешней задолженности. В противном случае воздействие прямых инвестиций на платежный баланс страны-импортера капитала может быть отрицательным;
– инфляция. Повышение внутренних цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров, способствует бегству капиталов за границу;
– чрезвычайные обстоятельства (неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т. д.);
– торговые ограничения, препятствующие развитию взаимовыгодных экономических отношений.
|
|
Методами государственного регулирования состояния платежного баланса являются:
1) прямой контроль внешне-экономических операций включает регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов от иностранных инвестиций, денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. В краткосрочном плане прямой контроль дает положительный эффект. В долгосрочном плане эффект от этих мер противоречив, так как создает «тепличный режим» для местных производителей, снижает интерес иностранных инвесторов к стране;
2) антиинфляционная политика, нацеленная на решение внутриэкономических задач, в качестве побочного эффекта изменяет и состояние платежного баланса;
3) изменения валютного курса помогают государству регулировать равновесие платежного баланса, но необходимо учитывать, что эффект от ревальвации / девальвации ослабляется эластичностью экспорта и импорта, а также инерцией внешнеторговых потоков;
4) изменение учетной ставки Центрального Банка, направленной на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса;
5) диверсификация валютных резервов — политика государства, банков, ТНК, направленная на регулирование валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечения международных расчетов, проведения валютной интервенции и защиты от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых.
Таким образом, государство вырабатывает разнообразные способы воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние в целом.