Задачи и упражнения. Тематика докладов и выступлений

Тематика докладов и выступлений

1. Модель IS-LM: уравнения модели, графики.

2. Относительная эффективность БНП и ДКП в модели IS-LM.

3. Экономическая политики в моделях AD-AS и IS-LM.

4. Общее экономическое равновесие: кейнсианская, классическая и синтезированная модель.


Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте схему взаимодействия рынка благ и рынка денег.

2. Как рынок денег отражает динамику рынка благ?

3. Как рынок благ отражает динамику рынка денег?

4. Почему модель IS-LM называют моделью Хикса—Хансена?

5. Каково значение наклона кривых модели IS-LM? Чем определяется их наклон?

6. Чем объясняется наличие трех составляющих кривой LM?

7. Чем определяется состояние ликвидной ловушки в экономике?

8. Как в модели IS-LM отражается состояние инвестиционной ловушки?

9. Когда меры денежно-кредитной политики совершенно неэффективны?

10. Чем определяется относительная эффективность бюджетно-налоговой политики в модели IS-LM?

11. Каковы должны быть значения эмпирических коэффициентов для регулирования экономики инструментами бюджетно-налоговой политики?

12. Чем определяется относительная эффективность денежно-кредитной политики в модели IS-LM?

13. Каковы должны быть значения эмпирических коэффициентов для регулирования экономики инструментами денежно-кредитной политики?

14. Какова динамика инвестиций и чистого экспорта от динамики ставки процента?

15. В чем суть явления нейтральности денег?

16. В чем суть закона Л. Вальраса?

17. Объясните систему уравнений в реальном секторе классического подхода к проблеме ОЭР.

18. Как выстраивается классическая модель ОЭР?

19. В чем суть классической дихотомии?

20. Как трактуется роль денег различными школами при анализе ОЭР?

21. Назовите ведущий рынок классической, кейнсианской и синтезированной модели ОЭР.

22. Объясните графики, составляющие основу классической, кейнсианской и синтезированной модели ОЭР.

23. Как выстраивается кейнсианская, синтезированная модель ОЭР?

24. Что понимают под «эффективным спросом», «денежными иллюзиями»?

25. Чем представлена производственная функция в моделях ОЭР?

26. В чем особенности синтезированной модели ОЭР?

27. Как наличие классической дихотомии влияет на решение вопроса о государственном вмешательстве в экономику?

1. Экономика описана следующими уравнениями: C = 300 + 0,8 Yd;
I = 200 – 1 500R; Xn = 100 – 0,04 Y – 500 R; Md = (0,5Y – 2 000R) P при условии, что: G = 200 (государственные расходы); t = 0,2 (ставка налогообложения); M = 550 (номинальное предложение денег); P = 1 (предопределенный уровень цен). Рассчитайте равновесные уровни процентной ставки и дохода.

Решение

Для уравнения кривой IS имеем: Y = C + I + G + Xn, но Y = 300 + 0,8(Y – 0,2 Y) + 200 –
– 1 500 R + 200 + 100 – 0,04 Y – 500 R, или Y – 0,8 Y + 0,16 Y + 0,04 Y = 300 + 200 – 1500R + 200 + + 100 – 500 R. Отсюда 0,4 Y = 800 – 2000 R, а Y = 2000 – 5000 R.

Для уравнения кривой LM имеем: , но , значит (0,5 Y – 2 000 R) · 1 = 550, а Y = 1 100 + 4 000 R. Равновесные величины дохода и ставки процента вытекают из равновесия на товарном и денежном рынке, т. е. 2 000 – 5 000 R = 1 100 + 4 000 R, значит R = 0,1,
а Y = 1 100 + 4 000 · 0,1 = 1 500.

2. Допустим, что правительство увеличивает налоги, чтобы сократить дефицит госбюджета и снизить уровень инфляции. Используя модель IS – LM, покажите графически, какие меры должен предпринять Центральный банк, чтобы ставка процента осталась неизменной?

3. Экономика описана следующими данными: Y = C + I + G + Xn; C = 100 + 0, 9Yd; I = 200 – 500 R; Xn = 100 – 0,12 Y – 500 R; M = (0,8 Y – 2 000 R) P; G = 200, t = 0,2,
Ms = 800, P = 1. Какой вид имеет уравнение кривой IS, уравнение кривой LM? Рассчитайте уровни потребительских расходов, инвестиций и чистого экспорта; равновесные уровни ставки процента и дохода; величину эффекта вытеснения, сопровождающего увеличение государственных расходов на 100.

4. При каком условии крутизны кривых LM и IS увеличение предложения денег сдвигает кривую LM вправо на величину вместе с изменением равновесного дохода приблизительно на ту же самую величину?

5. Технология производства характеризуется производственной функцией
y = 28 N — 2 N 2. Остальные экономические параметры представлены: S = 2 + 3 i;
I = 20 – 3 i; N S = 2 w + I; N D = 7 – 0,25 w. В обращении находится 19 ден. ед., скорость денежного обращения составляет 10 оборотов за год. Определите равновесное значение основных макроэкономических параметров: i, w, N, y, C, S, I, P и эффективный спрос.

6. Представьте состояние ОЭР при нахождении экономики в состоянии инвестиционной и ликвидной ловушки, используя кейнсианскую модель ОЭР. Рассмотрите, как повлияет изменение цены на величину эффективного спроса, уровень занятости и значение ставки реальной заработной платы.

7. Рассмотрите синтезированную модель ОЭР и объясните, как изменится состояние экономики при проведении политики «дешевых денег», «дорогих денег».

8. Рассмотрите классическую модель ОЭР и объясните, как изменится состояние экономики при технологических инновациях.

Тестовые задания

Выберите правильные ответы.

1. Если первоначально фактический объем производства ниже потенциального, то при увеличении госрасходов:

а) уровень цен будет постепенно снижаться, сдвигая кривую LM вправо вниз;

б) уровень цен будет постепенно повышаться, сдвигая кривую LM влево вверх;

в) уровень цен будет возрастать, сдвигая кривую IS вправо;

г) уровень цен зафиксирован на определенной величине даже в долгосрочном периоде.

2. Наиболее вероятно, что эффект вытеснения возникает в том случае, когда:

а) спрос на деньги чувствителен к динамике ставки процента, а расходы в частном секторе практически нечувствительны к ней;

б) и спрос на деньги, и расходы в частном секторе чувствительны к динамике процентной ставки;

в) и спрос на деньги, и расходы в частном секторе практически нечувствительны к динамике процентной ставки;

г) спрос на деньги практически нечувствителен к динамике процентной ставки, а расходы в частном секторе чувствительны к ней.

3. Эффект вытеснения возникает в том случае, когда:

а) снижение предложения денег увеличивает процентные ставки, и чувствительные к ним расходы частном секторе вытесняются;

б) увеличение налогов в частном секторе снижает располагаемый доход и расходы в этом секторе;

в) снижение подоходных налогов вызывает повышение процентных ставок, и чувствительные к ним расходы в частном секторе вытесняются;

г) сокращение государственных расходов вызывает вынужденное сокращение потребительских расходов.

4. Если Центральный банк проводит жесткую кредитно-денежную политику в целях снижения уровня инфляции, то можно утверждать, что в краткосрочном периоде кривая совокупного спроса:

а) сдвинется вправо, кривая планируемых расходов — вверх, а кривая LM — влево;

б) сдвинется влево, кривая планируемых расходов — вниз, а кривая LM — вправо;

в) останется без изменений, кривая планируемых расходов сдвинется вниз, а кривая LM — влево;

г) сдвинется влево вниз, кривая LM — влево вверх, кривая планируемых расходов вниз.

5. Исходной моделью ОЭР является модель IS-LM в:

а) классической модели ОЭР;

б) кейнсианской модели ОЭР;

в) классической и синтезированной модели ОЭР;

г) кейнсианской и синтезированной модели ОЭР.

6. Рынок труда является основным экономическим рынком в:

а) классической модели ОЭР;

б) кейнсианской модели ОЭР;

в) классической и синтезированной модели ОЭР;

г) кейнсианской и синтезированной модели ОЭР.

7. Принципа нейтральности денег придерживается:

а) классическая школа;

б) кейнсианская школа;

в) и классическая и кейнсианская школа.

8. Исходной моделью ОЭР является график равновесия на рынке капитала в:

а) классической модели ОЭР;

б) кейнсианской модели ОЭР;

в) классической и синтезированной модели ОЭР;

г) кейнсианской и синтезированной модели ОЭР.

9. Ставку заработной платы в кейнсианском подходе к проблеме ОЭР определяет:

а) ставка процента на рынке капитала;

б) величина эффективного спроса;

в) состояние рынка труда;

г) государство через законодательство.

10. Равновесие на всех рынках может устанавливаться при безработице на рынке труда по концепции:

а) классической школы;

б) кейнсианской школы;

в) и классической и кейнсианской школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: