Назначение: необходимость регулирования международной торговли
Важнейшая проблема – это колебания валютных курсов, которые приводят к возникновению валютных рисков
Призван: выдавать кредит для валютной интервенции (скупка нац. валюты), для выравнивания баланса страны.
Совет управляющих – высший орган МВФ. Он собирается 1 раз в год. И все страны представлены либо министерствами финансов, либо руководителями ЦБ
Исполнительный совет – директорат
Каждая страна имеет свою квоту, если необходимо > число голосов, необходимо внести дополнительные деньги
6. Группа мирового банка. В нее входят несколько организаций:
· Международный банк реконструкции и развития
Цель: уплотнять капитальные вложения, способствует росту торговли на основе представления займов (краткосрочные и среднесрочные)
Принципы: они предоставляют под конкретный процент; на условиях, если их нельзя получить при др. источниках; если нет задолженности по ранее выданным кредитам, выдаются по экономическим соображениям
|
|
· Международная финансовая корпорация
Особенность: единое международное учреждение, созданное для стимулирования экспорта частного капитала и поощрения частного предпринимательства
· Международная ассоциация развития
Особенность: выдает без % кредиты наиболее бедным странам мира.
p.s. семинар
с 1974 года по 1979г. среднегодовой прирост ВВП в развитых странах составил 2,1 %. ЗА этот период заграничные инвестиции ТНК (транс – национальных корпораций) росли со скоростью 17-18%
6. Формы экономической интеграции и различия во взглядах на национальный суверенитет.
Как показывает мировой опыт, страны-участницы имеют более высокие темпы экономического развития. Дальнейшее развитие производительных сил требует все больше и больше средств. В настоящее время отдельно взятой стране невозможно пробиться на мировой рынок самостоятельно.
Основные формы экономической интеграции:
- Зоны свободной торговли
- Таможенный союз
- Общий рынок
- Экономический союз
- Полная интеграция
Участие в торговых - экономических объединениях затрагивает суверенные права этих государств (часть прав передают торгово - экономическим объединениям)
Точки зрения:
- Кейнс предложил создать мировой банк, который бы диктовал свои условия странам – участницам ТЭС (торгово-экономического союза)
- Противоположная точка зрения – осуществление каждым государством полного национального суверенитета. Такая точка зрения полагает от какой-либо интеграции, изоляция страны в мировом сообществе
- Промежуточная точка зрения – Шарль Деголь допускает наднациональное регулирование, но при этом не должен существенно ущемляться национальный суверенитет
7. Характеристика интеграции в странах СНГ
|
|
Интеграционные процессы в странах СНГ имеют двойную направленность:
· Ликвидация старых экономических связей, которые возникли еще во времена СССР и которые были во многом экономически необоснованны и неэффективны (транспортные связи)
· Возникновение и создание новых экономических связей, экономически выгодных, которые учитывают взаимный интерес.
Большинство стран СНГ являются участницами зоны свободной торговли. Кроме этого создан таможенный союз. В его состав входят:
- Россия
- Казахстан
- Киргизия
- Таджикистан
Экономический союз – Россия и Белоруссия
Также здесь действует соглашение стран центрального азиатского региона – Узбекистан, Киргизстан, Казахстан, Таджикистан (была принята и Россия)
Транспортно-энергетическая инфраструктура – Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова (= ГУАМ); входил Узбекистан, но он вышел, теперь это демократический союз. Ведутся переговоры о свободном экономическом пространстве (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан). Эти процессы характеризуются низкими темпами интеграции, причины:
- Целый ряд стран стоит на позициях, которые отрицают создание наднациональных организаций (Грузия, Туркменистан + еще в этом списке были Азербайджан и Узбекистан, но они переменили свою позицию)
- Некоторые страны СНГ выступают только за двухсторонние отношения против многосторонних (наличие полезных ископаемых и высоких технологий нужны для успешной интеграции)
- Многие страны считают необходимым сначала осуществить рыночные реформы, а затем приступить к интеграционным процессам (это опровергается опытом целых стран, например Вьетнам)
- Противоречие между странами СНГ, которые занимаются добычей сырьевых ресурсов – эта продукция конкурентоспособна на мировом рынке, в том числе в странах Дальнего зарубежья, и эти страны неособо заинтересованы в интеграционных процессах; есть страны, не располагающие добывающей промышленностью, зато у них обрабатывающая промышленность, продукция которой неконкурентоспособна и может быть реализована в странах СНГ, они заинтересованы в интеграционных процессах.
- Позиция стран Запада, которая выступает за объединение стран СНГ, но со странами дальнего зарубежья и одновременно выступают против объединения внутри стран СНГ.
- Наличие вооруженных конфликтов и наличие политической нестабильности в отдельных странах СНГ. Все это не способствует установлению тесных экономических связей.
- Поставки товаров из дальнего зарубежья более выгодны, чем из стран СНГ, отсюда создается заинтересованность в установлении экономических связей странами дальнего зарубежья.
Все это дает основание делать выводы, что перспектив развития интеграции нет.
- Основные направления развития интеграции в странах СНГ
Причины:
1. Несоответствие несуществующего экономического потенциала из стран СНГ, с той позиций, которую они занимают в мировом сообществе. Страны СНГ занимают в настоящее время ¼ всех мировых запасов природных ресурсов и располагают 1/10 промышленного потенциала мирового хозяйства; 4% мирового ВВП, доля экспорта в мировом хозяйстве 4,5%, из них ~ 1% приходится на Россию.
2. Большая взаимозависимость стран СНГ друг от друга
Направления экономической интеграции:
· Создание единого правового пространства (согласование хозяйствующего законодательства, координация действий стран СНГ при их вступлении в торговую организацию).
· Координация действий стран СНГ, при их вступлении в ВТО.
· Создание платежно-расчетного союза. Это предполагает финансово-кредитные инфраструктуры, в том числе создание консолидационного бюджета, переход к единой валюте (создание финансовой базы интеграционных процессов)
|
|
· Координация деятельности стран СНГ в научно-технической сфере, т.е. объединение усилий в создании объектов совместно.
· Правовая защита интеллектуальной собственности, создание единого образовательного пространства, как внутри стран СНГ, так и в странах Дальнего Зарубежья
· Совершенствование организационных форм интеграции, т.е. создание крупных организационных объединений (холдингов, финансово-промышленных групп, ТНК)
ВЫВОД: экономическая интеграция – проблема назревшая, в том числе между странами СНГ, т.к. мировой опыт показывает, что страны-участницы имеют более высокие темпы развития. Нужно использовать опыт других стран, в том числе ЕС, но с обязательным учетом наших специфических обязанностей. ЕС отлаживал этот процесс более 60 лет, у нас он идет 15 лет.
- Сущность и формы зарубежного инвестирования
Инвестиции – средства, вложенные в капитал, фирму, дело с целью получения прибыли
Иностранные инвестиции – капиталы, экспортированные из одной страны и вложенные в дело в другой стране
Цель зарубежных инвестирования – получить предпринимательскую прибыль или %
Вывоз капитала – важнейшая форма современных экономических отношений.
Она возникла позже, чем вывоз товара, но в настоящее время развивается более быстрыми темпами.
За последние 25 лет вывозится до 200 млрд. $ (в мире в целом)
Формы вывоза капитала (инвестиций):
1. прямые капитальные вложения – инвестиции, которые вывозятся из одних стран и помещаются в других странах в промышленности, торговле, банковской сфере.
2. портфельные инвестиции – средства, вложенные в ценные бумаги зарубежных компаний, в том числе в акции, облигации, государственные казначейские билеты.