Международный рынок услуг
С созданием этих зон
· в бюджет поступают денежные средства свободной конвертируемой валюты.
· Ускоряются темпы экономического развития (поскольку привлекается производственный капитал, новая техника и т.д.)
· Привлечение инвесторов позволяет создать новые рабочие места. В этом случае страна получает т.н. излучаемый эффект (суть: местная раб. сила приучается к передовым технологиям, повышается квалификация)
Особенность его в том, что товарами на нем выступают услуги или невидимые товары)это услуги международного туризма, транспортные услуги, обслуживание судов в иностранных портах, сдача товаров в аренду, в том числе по лизингу, обмен научно-техническими знаниями)
Передача или трансферт технологий обычно рассматривается в:
- Узком смысле – передача конструкторских решений, знаний, прошлого опыта, которые необходимы для производства определенных товаров и услуг (сюда входят услуги в сфере рынка)
- В широком смысле – передача знаний. В узком смысле (чистом, неовеществленном виде) + передачу в материальном смысле (овеществленном виде). Предполагается экспорт промышленной продукции, которая создается на основе новых технических решений. В последнее время закрепилась передача целых предприятий.
Передача технологий не является единственным актом купли-продажи. Обычно между сторонами существую длительные хозяйственные отношения
|
|
Основные составляющие передачи технологий:
- Отбор и приобретение технологий
- Адаптация их к условиям той страны, куда они переданы
- Освоение их
В настоящее время рынок технологий развивается ускоренными темпами. Причины:
- Усиление неравномерности экономического развития отдельных стран (разные страны направляют различные средства на развитие науки и техники. Лидеры: США + другие развитые страны. Они заинтересованы в быстрой окупаемости средств. Они производят соответствующие товары, реализуют их по монопольным ценам, после насыщения рынка пытаются как можно быстрее продать технологии).
- Монополизация НТП крупнейшими фирмами мира (ТНК). Механизм заинтересованности здесь аналогичен. ТНК – мировые империи, имеющие ограниченные средства.
- Обострение борьбы на мировом рынке
Основные каналы передачи технологий:
· Внутрифирменные – передача технологий внутри фирм, корпораций
· Межфирменные – лицензионные соглашения заключаются между различными иностранными фирмами
· Внешнеторговые – вместе с поставками экспортными товаров одновременно передаются технологии, знании, на которые они пр-ны.
Формы:
· Коммерческая – покупатель оплачивает деньгами приобретаемые технологии
|
|
· Некоммерческая – передача технологий не сопровождаются денежными расчетами (научно-публичные публикации, личные контакты ученых, совместные исследования, миграция учены, обмен мнениями на конференциях)
Лицензионные соглашения – ограниченная форма передачи технологий. Суть его: лицензиар или владелец разрешает или оказывает содействие лицензиату (покупателю), использовать запатентованное изобретение и воздерживается от каких-либо санкций. При этом лицензиар получает определенные вознаграждения за то, что позволяет использовать принадлежащие ему технологии.
Объектами соглашения могут быть незапатентованные изобретения или непатентоспособные
Инжиниринг – это представление консультационных (инженерных) услуг, в том числе в вопросах проведения научно-исследовательских работ, составлении рабочих чертежей. При этом предметом сделки может быть весь комплекс услуг или отдельные услуги.
Инжиниринговые компании:
- Инжиринго-консальтинговые (консультационные услуги)
- Инжинерно-строительные (полный комплекс услуг и, в сфере консультации, и в строительстве)
Франчайзинг - заключение соответствующего соглашения (франчиза) между крупной фирмой (франчайзер) и мелкой фирмой (франчайзи). Крупная фирма берет под опеку деятельность мелкой, может предоставлять ей кредиты, свои технологии, опыт, реализовать продукцию под маркой крупной фирмы + оборудование (услуги оплачиваются) экспорт методов управления, организации производства и изучение рынка.