Система ФК – совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля.
Рисунок 2 - Система финансового контроля
К рисунку:
1. Объект ФК: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).
2. Субъекты ФК: специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.
3. Методы ФК – конкретные способы осуществления контрольных действий и операций.
|
|
4. Механизм ФК – определенная последовательность процедур финансового контроля и совокупности с используемыми методами.
5. Процесс ФК – процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля. Включает следующие этапы:
5.1. Планирование – определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений.
5.2. Проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка.
5.3. Систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности.
5.4. Реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
6. Принципы ФК:
6.1.Законности (наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами).
6.2. Независимости (органов ФК: организационная, функциональная, финансовая).
6.3. Объективности (отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования, обоснованность заключения по результатам контрольных мероприятий).
6.4. Гласности (общедоступность результатов ФК при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны).
6.5. Ответственности.
6.6. Разграничения функций и полномочий.
6.7. Системности (единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий).
|
|
7. Информационное обеспечение ФК – вся информация, используемая при осуществлении процесса контроля, характеризующая объект контроля, его специфику, а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии (планово-экономическая, отчетная, статистическая информация, информация о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, управленческого и финансового учета и др.).
Правовое и методическое обеспечение ФК: финансово-правовые акты (законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов); стандарты, правила, методические документы по организации ФК и др.
8. Ответственность всех участников процесса контроля – административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение, наложение штрафа, начисление пени, запрещение или ограничение деятельности, запрещение на осуществление тех или иных операций (например: блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях), изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств), компенсации, конфискации.
Финансовые санкции – финансовые меры со стороны государственных и иных органов с целью сокращения нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.
Основанием для применения мер принуждения являются: 1) в соответствии с перечнем в статье 283 Бюджетного кодекса РФ – неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление (неполное перечисление) бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете и др.; непредоставление (несвоевременное предоставление) налоговой отчетности, уклонение от уплаты налогов и др.
Все нарушения действующего законодательства отражаются в акте ревизии или проверки, на основании которого применяются меры принуждения уполномоченными должностными лицами.