Система ФК

Система ФК – совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля.

Рисунок 2 - Система финансового контроля

К рисунку:

1. Объект ФК: процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой различных стоимостных показателей (например, выручка от реализации, себестоимость, налоги и др.).

2. Субъекты ФК: специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

3. Методы ФК – конкретные способы осуществления контрольных действий и операций.

4. Механизм ФК – определенная последовательность процедур финансового контроля и совокупности с используемыми методами.

5. Процесс ФК – процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля. Включает следующие этапы:

5.1. Планирование – определение объекта, целей, задач и форм контроля и формирование набора количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка реализации финансовых решений.

5.2. Проведение контроля, целью которого является сбор оперативных данных, характеризующих состояние объекта контроля, и их предварительная оценка.

5.3. Систематизация результатов контроля (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям) и составление отчетности.

5.4. Реализация результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц, выработку и проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.

6. Принципы ФК:

6.1.Законности (наличие правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его целями и задачами).

6.2. Независимости (органов ФК: организационная, функциональная, финансовая).

6.3. Объективности (отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования, обоснованность заключения по результатам контрольных мероприятий).

6.4. Гласности (общедоступность результатов ФК при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны).

6.5. Ответственности.

6.6. Разграничения функций и полномочий.

6.7. Системности (единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий).

7. Информационное обеспечение ФК – вся информация, используемая при осуществлении процесса контроля, характеризующая объект контроля, его специфику, а также используемые при осуществлении контроля информационные технологии (планово-экономическая, отчетная, статистическая информация, информация о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, управленческого и финансового учета и др.).

Правовое и методическое обеспечение ФК: финансово-правовые акты (законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов); стандарты, правила, методические документы по организации ФК и др.

8. Ответственность всех участников процесса контроля – административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса контроля своих прав и обязанностей влечет применение определенных мер принуждения, основными из которых являются: предупреждение, наложение штрафа, начисление пени, запрещение или ограничение деятельности, запрещение на осуществление тех или иных операций (например: блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях), изъятие материальных и денежных средств (например, бюджетных средств), компенсации, конфискации.

Финансовые санкции – финансовые меры со стороны государственных и иных органов с целью сокращения нарушений субъектами финансовых отношений установленных норм права и предупреждение таких нарушений.

Основанием для применения мер принуждения являются: 1) в соответствии с перечнем в статье 283 Бюджетного кодекса РФ – неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление (неполное перечисление) бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете и др.; непредоставление (несвоевременное предоставление) налоговой отчетности, уклонение от уплаты налогов и др.

Все нарушения действующего законодательства отражаются в акте ревизии или проверки, на основании которого применяются меры принуждения уполномоченными должностными лицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: