Н. В. ДемидоваВ. А. БисероваА. С. Якорева 7 страница

· 4) обеспечивать принципы единства и достоверности измерений в государстве, а также способствовать усилению и ускоренному развитию Государственной метрологической службы;

· 5) заниматься проведением организационных работ по непосредственному использованию Международных, региональных и национальных стандартов иных государств в качестве Государственных стандартов;

· 6) заниматься опубликованием и широким распространением Госстандартов в других нормативных документах;

· 7) заниматься подготовкой работ по международному сотрудничеству в сфере стандартизации, по качественному использованию их итогов.

· Для организации проведения необходимых работ по вопросам стандартизации создаются специальные службы стандартизации. Существует также Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии – Госстандарт России, на который возложена обязанность проведения межотраслевой координации по вопросам метрологии, стандартизации и сертификации. На федеральном уровне также был создан орган – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Его функции определяются руководящей ролью в деятельности Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свой ствах веществ и материалов. В структурном подчинении у Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии состоят следующие научно—исследовательские организации: Федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «Всероссийский научно—исследовательский институт классификации, терминологии и информации стандартизации и качества» («ВНИИКИ»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации» («ВНИИСтандарт»), ОАО «Всероссийский научно—исследовательский институт сертификации» («ВНИИС»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИН—МАШ»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт метрологической службы» («ВНИИМС»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» («ВНИЦСМВ»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт оптико—физических измерений» («ВНИИОФИ»), ФГУП «Всероссийский научно—исследовательский институт метрологии им. Д. М. Менделеева» («ВНИИМ им. Д. М. Менделеева»), ОАО «Научно—исследовательский институт стандартизации и сертификации агропромышленной продукции» («НИИССагропродукт») и т. д.

· Также в подчинении у Федерального агентства находятся территориальные органы по метрологии и стандартизации, а также так называемые лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой, службы стандартизации в организациях и по отраслям, службы стандартизации в министерствах, службы стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях, службы стандартизации уровня народного хозяйства и предприятий.

· 5. Органы и комитеты по стандартизации

· Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» (статья 14) формулирует основные направления деятельности Национального органа Российской Федерации по стандартизации:

· 1) утверждение национальных стандартов;

· 2) принятие программы разработки национальных стандартов;

· 3) организация экспертизы проектов национальных стандартов;

· 4) обеспечение согласованности национальной системы стандартизации потребностям национальной экономики, а также зависимость ее от уровня состояния материально—технической базы и научно—технического прогресса;

· 5) осуществление учета правил стандартизации, национальных стандартов, других рекомендаций и нормативной базы в этой сфере, а также организационная работа, направленная на доступность вышеперечисленных документов всем заинтересованным лицам;

· 6) создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;

· 7) организация опубликования и каналов распространения национальных стандартов;

· 8) активное участие в работе над созданием Международных стандартов в соответствии с положениями уставов различных Международных организаций для обеспечения максимальных выгод для Российской Федерации в случае их одобрения и использования;

· 9) утверждение изображения знака соответствия национальным стандартам;

· 10) представление России и ее интересов в различных международных организациях, работающих в сфере стандартизации.

· Согласно положениям вышеозначенного Закона в состав технических комитетов по решению вопросов стандартизации могут входить как представители научных организаций и Государственных федеральных органов исполнительной власти, так и представители различных общественных объединений и других общественных организаций, созданных предпринимателями или конечными потребителями товаров и услуг. Порядок создания и работы данных технических комитетов должен утверждаться Национальным органом по стандартизации. Государственное управление по вопросам стандартизации в РФ реализовывается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. За проведение мероприятий по вопросам стандартизации строительства отвечает Минстрой России. За выделенную ему часть работ по стандартизации отвечает соответственно НИИ Госстандарта.

· ВНИИС отвечает за разработку «научно—технических, правовых и экономических основ стандартизации управления качеством продукции, госнадзора за внедрением и соблюдением стандартов, международного сотрудничества в области стандартизации». В его же компетенции находятся вопросы методического руководства предприятиями. Разрабатывает ВНИИС и вопросы организационно—методических, научно—технических и правовых проблем, существующих в сферах стандартизации и сертификации, а также проводит научно—техническую и правовую экспертизу стандартов, осуществляет работы в рамках ISO и некоторых других Международных организаций.

· ВНИИМАШ, в свою очередь, ведает вопросами стандартизации в машиностроительной отрасли и в отрасли приборостроения, ВНИИКИ – в области научно—технической терминологии, информации, метрологии и качества продукции, ГНИЦВОК – в сфере стратегического развития и разработки единообразной системы кодирования и классифицирования технико—экономической информации, кроме того – в сфере разработки и внедрения унифицированных систем документации в АСУ, ГНИЦВОК – в области принятия и использования общероссийских классификаций для информации технико—экономического направления, а также унифицированной документации.

· При необходимости в министерствах РФ формируются специальные службы стандартизации, а также головные организации по стандартизации, помогающие решать ряд организационных и координационных задач. Подобные службы могут возникать и непосредственно на предприятии. Функциями их в данном случае становятся научно—исследовательские, опытно—конструкторские и ряд других работ по вопросам стандартизации, а также помощь в выполнении подобных работ другим подразделениям предприятия и создание организационно—методической и научно—технической базы для оптимальной деятельности предприятия в сфере стандартизации В основу работ служб стандартизации заложены рекомендации по службам стандартизации. Кроме того, службы стандартизации осуществляют тесное взаимодействие с всевозможными общественными организациями потребителей, основной задачей контакта с которыми считается наиболее оптимальное соответствие интересам потребителей.

· В рамках этого сотрудничества представители вышеозначенных общественных организаций привлекаются к решению вопросов, связанных с формированием качества, номенклатуры и методов оценки товаров, а также с формированием пакетов предложений по разработке и обновлению стандартов.

· 6. Технические регламенты: понятие и сущность. Применение технических регламентов

· Технический регламент представляет собой некий законченный перечень основных требований, предъявляемых к одному из объектов стандартизации. Документами, способными менять данные этого перечня, могут быть лишь его изменения и дополнения. Кроме того, стоит отметить и то, что не любой документ, содержащий некоторые обязательные требования, может считаться техническим регламентом. Для принятия технического регламента существует определенная специально созданная процедура. А также сам документ должен быть создан особым образом. Технический регламент должен в обязательном порядке включать: во—первых, перечень тех товаров, процессов их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, в связи с наличием и обработкой которых и формируются, собственно говоря, его требования. Во—вторых, технический регламент должен содержать те самые необходимые для исполнения требования к объектам технического регулирования. Основной направленностью данных требований технического регламента, согласно Закону «О техническом регулировании» (глава 2), должно стать обеспечение:

· 1) единства измерений;

· 2) электромагнитной совместимости в вопросе реализации задач безопасности работы приборов и оборудования;

· 3) безопасности излучений;

· 4) взрывобезопасности;

· 5) биологической, пожарной, термической, механической, промышленной, химической, электрической, ядерной и радиационной безопасности.

· Также в технический регламент могут включаться некоторые другие требования, правила и формы. Например, к первым относятся требования:

· 1) обеспечивающие названные ранее виды безопасности;

· 2) способствующие поддержанию принципа единства измерений;

· 3) особые требования к терминологии, упаковке, этикеткам и маркировкам, а также к правилам их нанесения. Среди вторых следует, в первую очередь, назвать правила, идентифицирующие объект регулирования, а также формы и правила оценки соответствия. К этой же категории требований можно отнести формулирование «предельных сроков оценки соответствия каждого объекта регулирования».

· Согласно Закону «О техническом регламентировании» требования к товарам, процессам их производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, не включенные в технический регламент, не носят обязательный характер. Из положений вышеназванного Закона вытекают следующие основные цели принятия технических регламентов:

· 1) защита жизни или здоровья людей, а также имущества юридических и физических лиц или имущества, находящегося в муниципальной и государственной собственности;

· 2) охрана окружающей среды, здоровья и жизни животных и растений;

· 3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

· Каких—либо иных целей принятия технических регламентов существовать не должно.

· А вот в части объяснения понятия и сущности технического регламента статья 8 Закона «О техническом регулировании» дает определение двух видов технических регламентов общие и специальные. Так, требования общего технического регламента применяются в обязательном порядке к любому виду товаров и услуг, в том числе в процессе из создания, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации. А, соответственно, требованиями специального технического регламента принимают во внимание технологические особенности ряда групп товаров, а также, соответственно, процессы их создания, хранения, транспортировки, реализации, утилизации или использования. Кроме того, специальные технические регламенты могут устанавливать свои требования лишь к отдельным видам товаров, а также процессам их создания, хранения, перевозки, потребления, реализации или утилизации, в отношении которых не обеспечиваются требования общеобязательных технических регламентов. Нельзя не отметить и то, что в числе специальных технических регламентов нередко выделяют особую разновидность – макроотраслевые специальные технические регламенты, охватывающие, как правило, несколько групп однородных объектов. Так, к примеру, существует макро—отраслевый регламент, формулирующий основные требования к пищевым добавкам или же к красителям для пищевой продукции. Однако многие исследователи считают, что данный вид технического регламента нельзя назвать специальным регламентом. Как правило, принято делить субъекты технического регулирования на несколько обособленных категорий:

· 1) бизнес, основным моментом участников которого становятся четко определенные правила госконтроля и игр на рынке;

· 2) потребители, основным показателем для которых служит показатель защищенности их интересов и прав;

· 3) государственные органы, задачами которых являются формирование тактики и стратегии всего экономического развития страны в перспективе. При этом технические нормы ими используются как своеобразные рычаги влияния на экономические процессы, идущие как внутри страны, так и за ее пределами;

· 4) контролирующие органы, не обладающие какими—либо собственными выгодами и интересами.

· Основным направлением деятельности для них должно стать обеспечения безопасности и защиты прав потребителей в вопросе их экологической безопасности и защиты от любых техногенных катастроф. Для обеспечения оптимального решения поставленных перед государством задач при Экономическом управлении президента РФ были сформированы Экспертные советы, занимающиеся разработкой общих и специальных технических регламентов. По форме в содержание технического регламента должны входить такие сведения, как: перечень товаров, процессов их создания, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, в отношении коих и вырабатываются вышеозначенные требования; кроме того, формулируются общие правила идентификации всех объектов, подлежащих техническому регулированию для решения вопросов применения технического регламента.

· Также в технический регламент могут включаться другие сведения, например:

· 1) правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска;

· 2) предельные сроки оценки соответствия для каждого объекта технического регулирования;

· 3) обязательные требования к упаковке, маркировке и этикеткам, терминологии, а также необходимые правила их нанесения.

· Согласно Закону «О техническом регулировании» не включенные в технические регламенты требования не носят обязательный характер. Также технический регламент может включать требования к характеристикам товаров, процессам их производства, применения, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, но не может включать какие—либо требования в отношении конструктивных особенностей товара, кроме ситуаций, когда из—за отсутствия таких требований к конструкции существует возможность возникновения рисков нанесения вреда. Исходя из этого положения, технические регламенты могут включать в список требований специальные требования к маркировке, этикеткам, упаковке и терминологии, а также к правилам их нанесения, что в будущем поможет увеличить степень защищенности отдельных групп граждан, как, например: дети, несовершеннолетние, беременные женщины, кормящие матери, инвалиды, пенсионеры.

· Кроме того, в технических регламентах могут устанавливаться минимальные необходимые меры из области ветеринарии и фитосанитарии в отношении товаров, ввозимых из опасных зон или стран с ограничением импортного оборота с нашей страной. Данные меры ветеринарной и фитосани—тарной безопасности вырабатываются при учете полученных научных данных, а также при рассмотрении других документов, предоставляемых Международными организациями.

· Речь идет, в первую очередь, о международных стандартах, рекомендациях и т. д. В качестве оценочного критерия по вопросам риска могут использоваться оценочные критерии международных стандартов, а также рекомендации международных организаций, в число которых входят российские представители, распространенность болезней и вредителей, применяемые поставщиками меры по борьбе с вредителями и болезнями, условия экологии, макроэкономические последствия, связанные с возможностью нанесения вреда, масштабы расходов, необходимых для профилактики причинения вреда. Основой для создания проектов технических регламентов могут служить Международные и (или) национальные стандарты.

· 8. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменение и отмена технического регламента

· Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента подробно рассматривается в ст. 9 главы 2 Закона «О техническом регулировании». Перед созданием проекта технического регламента нужно четко сформулировать следующие понятия:

· 1) объект, под который, собственно говоря, и будет создаваться технический регламент;

· 2) цели разработки данного регламента;

· 3) перечень основных требований, предъявляемых к объекту;

· 4) перечень обязательных требований к объекту, установленных на территории Российской Федерации;

· 5) перечень Международных стандартов, предъявляющих свои требования к объекту.

· Далее вышеназванный нормативный акт очень четко формулирует основные моменты разработки проекта технического регламента. Так, в качестве разработчика проекта технического регламента может выступать любое лицо: физическое и юридическое.

· Формулируются этапы разработки технических регламентов, которые включают в себя:

· 1 этап: сбор заявок на разработку технического регламента. В роли заявителей могут выступать и Госорганы, и организации, и различные общественные объединения, и научно—технические общества, компании и фирмы, и частные предприниматели;

· 2 этап: организационная стадия, на которой вся работа по организации проекта проводится Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;

· 3 этап: проект технического регламента в первой редакции необходимо привести в соответствие с сегодняшней законодательной базой, а также с международными правилами и нормами и Национальными стандартами зарубежных стран;

· 4 этап: происходит опубликование уведомления о разработке технического регламента в одном из печатных изданий Федерального органа исполнительной власти по вопросам технического регулирования, а также в информационном источнике так называемого «общего пользования», как правило, в электронно—цифровом виде. Есть особые рекомендации по содержанию уведомления о ведении работ по созданию проекта технического регламента.

· Так, данное уведомление должно включать информацию по следующим вопросам:

· 1) в отношении какого товара, процессов производства, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации разрабатываются требования;

· 2) с какой целью разрабатывается данный регламент;

· 3) непосредственное изложение необходимых требований, которые не являются повторением уже существующих требований, изложенных в каких—либо международных нормативных актах или в национальных стандартах;

· 4) сведения о том, каким образом будет в будущем происходить ознакомление с создаваемым документом;

· 5) название организации или инициалы лица, разрабатывающего данный проект регламента, его почтовые и электронные координаты, с использованием которых принимаются замечания заинтересованных лиц;

· 5 этап: публичное обсуждение проекта;

· 6 этап: получение отзывов на проект;

· 7 этап: анализ полученных отзывов;

· 8 этап: доработка проекта с внесением изменений, учитывающих полученные письменные замечания заинтересованных лиц;

· 9 этап: проведение публичного обсуждение проекта технического регламента;

· 10 этап: принятие проекта в первом чтении;

· 11 этап: составление списка полученных письменных замечаний с обязательным кратким изложением сути данных замечаний, а также результатов их обсуждения;

· 12 этап: проведение экспертизы готового проекта технического регламента в комиссии экспертов по техническому регулированию, в которую могут входить как представители различных Федеральных органов исполнительной власти, так и представители научных учреждений, общественных организаций, разнообразных фондов и учреждений потребителей и предпринимателей;

· 13 этап: принятие готового и переработанного проекта во втором чтении. Также предусмотрен порядок принятия и рассмотрения проекта Закона РФ «О техническом регламенте» в Государственной думе и, далее, в правительстве Российской Федерации. Направленный из Государственной думы в правительство РФ проект Закона РФ «О техническом регламенте» рассматривается на протяжении календарного месяца, в течение которого в Государственную думу должен быть отправлен отзыв, созданный с учетом положений заключения, выданного экспертной комиссией по техническому регулированию. Подготовленный таким образом проект Закона РФ «О техническом регламенте» направляется Государственной думой в правительство РФ для второго чтения, но не позже, чем за месяц до рассмотрения вышеуказанного проекта в Госдуме также во втором чтении. На этот проект правительство РФ обязано также в течение месячного срока отослать в Госдуму свой отзыв, который также учитывает заключения, полученные из экспертной комиссии по техническому регулированию. Внесение дополнений и изменений в принятый таким образом технический регламент или же его отмена происходят в том же порядке.

·  1. История развития стандартизации

·  2. Стандартизация: сущность, задачи, элементы

·  3. Принципы и методы стандартизации

·  4. Объекты и субъекты стандартизации

·  5. Нормативные документы по стандартизации, их категории

·  6. Виды стандартов

·  7. Общероссийские классификаторы

·  8. Требования и порядок разработки стандартов

·  9. Классификация средств размещения

·  10. Методы стандартизации

·  11. Методы определения показателей качества

·  12. Основополагающие Государственные стандарты

· ЛЕКЦИЯ № 3. Основы стандартизации

· 1. История развития стандартизации

· Человек прошел долгий путь развития труда от грубых каменных топоров и наконечников из кремня для стрел до микросхем и информационного общества. На протяжении очень долгого времени трудовая деятельность человека совершенствовалась, усложнялись орудия труда. Для более эффективного развития самые удачные результаты человеческой деятельности в дальнейшем использовались как стандарт.

· Наибольшее распространение стандартизация получила в эпоху Ренессанса, когда начали развиваться и укрепляться связи между различными странами. К самым масштабным достижениям стандартизации времен перехода от ручного труда к машинному производству можно отнести, например, оружейные замки Леблана, предложенные им в 1785 г. Эти замки подходили для всех выпускаемых тогда ружей. В Германии был принят стандартный калибр ружей в 13,9 мм и стандартная ширина железнодорожной колеи, а в Англии – система крепежной резьбы.

· Одним из основополагающих и рубежных событий в истории стандартизации является основание Международного бюро мер и весов, а также Международная метрическая конвенция, подписанная в 1895 г. послами 19 государств.

· В России одним из первых стандартов можно назвать кружала, т. е. калибры для пушечных ядер, утвержденные Иваном Грозным. Петр I очень много внимания уделял моментам, связанным с внешней торговлей. Он стремился поднять авторитет России, как экспортера товаров высокого качества Требования к качеству экспортируемых товаров ужесточились, а для контроля над выполнением этих требований были созданы специальные комиссии, называемые бракеражными.

· Первый государственный орган, отвечающий за стандартизацию, – Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны – был создан в 1925 г. Комитет руководил ведомствами, занимающимися стандартизацией, а также вводил в обращение утвержденные стандарты. Основной категорией стандартов был общесоюзный стандарт – ОСТ. Комитетом были приняты стандарты на прокат из черных металлов и некоторые сорта пшеницы, а также на товары массового потребления.

· Но в 1940 г. порядок разработки стандартов был изменен: вместо наркоматов был организован Всесоюзный комитет по стандартизации, и ОСТы заменили ГОСТами – Государственными общесоюзными стандартами. Но через некоторое время Всесоюзный комитет по стандартизации был расформирован. И вместо него был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

· В 1968 г. произошло довольно значимое событие в истории стандартизации – принято Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране». На основе этого Постановления впервые появилась Государственная система стандартизации (ГСС), представляющая собой совокупность Государственных стандартов. Всего было утверждено 4 категории стандартов:

· 1) ГОСТ – Государственный стандарт СССР;

· 2) РСТ – республиканский стандарт;

· 3) ОСТ – отраслевой стандарт;

· 4) СТП – стандарт предприятия.

· В 1985 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «Об организации работы по стандартизации», в котором была определена основная задача стандартизации – создание определенного набора нормативно—технической документации с целью четко обозначить набор стандартов качества продукции, ее производства и использования.

· В 1990 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании организации работы по стандартизации», которое должно было отвечать требованиям переходной экономики. Главная задача стандартизации была определена, как установление соответствия между системой стандартов СССР и Международной системой стандартов. Обязательными требованиям к качеству товаров и услуг, согласно Постановлению, стали требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции; вместо Государственных стандартов стало возможным использование Международных стандартов зарубежных стран, если они в большей мере подходили для удовлетворения потребностей национальной экономики Распад СССР поставил перед стандартизацией новую задачу, а именно: согласование политики стандартизации на территории СНГ. 13 марта 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Для реализации данного Соглашения был организован Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, призванный руководить принятием стандартов на межгосударственном уровне.

· Еще одно достойное внимания событие – принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации». Данный Закон утверждает нормативные документы в качестве средств государственной защиты прав потребителей. Этот Закон сделал возможными не только обязательные стандарты, утвержденные в СССР, но и стандарты, включающие в себя не только обязательные, но и рекомендуемые требования.

· В 1992–2001 гг. направление развития стандартизации определялось в соответствии с Соглашением, принятым в 1992 г. Освоение мирового рынка и подготовка к вступлению во ВТО предусматривали, чтобы требования национальных стандартов соответствовали требованиям Международных стандартов, следовательно, активизировались работы в данном направлении.

· В 2002–2003 г. направление работ по стандартизации определялось Законом «О техническом регулировании», который послужил началом преобразования системы российских стандартов, необходимой для полноценного участия России в международной торговле и вступления во ВТО.

· 2. Стандартизация: сущность, задачи, элементы

· Сущность стандартизации состоит в составлении и утверждении как рекомендуемых, так и обязательных норм и характеристик для многократного использования, направленного на обеспечение надлежащего качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности в сферах обращения продукции, а также обеспечение безопасности труда. Стандартизация устанавливает оптимальную степень упорядоченности в определенных сферах производства и обращения продукции с помощью утвержденных норм и положений. В результате стандартизации продукт должен максимально соответствовать своему назначению, должен упрощаться механизм товарообмена на мировом рынке (т. к. национальные стандарты должны соответствовать Международным); стандартизация также способствует научно—техническому прогрессу. Главными задачами стандартизации являются:




double arrow
Сейчас читают про: