Н. В. ДемидоваВ. А. БисероваА. С. Якорева 10 страница

· Изменения стандартов научно—технических, инженерных и других общественных объединений обуславливаются новыми достижениями науки и технического прогресса, новейшими научными открытиями.

· Информацию обо всех изменениях и отмене стандартов субъекты стандартизации должны своевременно представлять в Госстандарт РФ.

· 9. Классификация средств размещения

· Средства размещения туристов – любой объект, предназначенный для проживания туристов (гостиница, отель, туристическая база и т. п.)

· Средства размещения, согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 9 июля 1998 г., подразделяются на коллективные и индивидуальные.

· Коллективными средствами размещения являются гостиницы (в том числе квартирного типа), мотели, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, общежития, специализированные средства размещения: санатории, профилактории, дома охотника (рыбака), конгресс—центры,

· общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты), наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега, кемпинги (площадки для кемпинга, автофургонов).

· К индивидуальным средствам размещения относятся квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем.

· Общие требования к средствам размещения, согласно Постановлению Госстандарта.

· 1. Общественные средства транспорта должны соответствовать требованиям, установленным отраслевыми стандартами.

· Для коллективных средств размещения

· 2. Средства размещения должны иметь удобные подъезды с необходимыми дорожными знаками.

· 3. Прилегающая к средствам размещения территория должна быть освещена в вечернее время, благоустроена, должна иметь площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки автотранспорта и необходимые справочно—инфор—мационные указатели.

· 4. Средства размещения должны иметь:

· 1) освещение в жилых и общественных помещениях – естественное и искусственное, коридоры должны освещаться круглосуточно естественно и искусственно;

· 2) холодное и горячее водоснабжение, канализацию. В районах с возможными перебоями в водоснабжении, руководство обязано предоставить проживающим минимальный запас воды, которого должно хватить не менее чем на сутки и обеспечить подогрев воды.

· 3) отопление, поддерживающее в помещениях оптимальную температуру;

· 4) вентиляцию, обеспечивающую циркуляцию воздуха;

· 5) телефонную связь;

· 6) пассажирский лифт при необходимости. Для индивидуальных средств размещения

· 5. Минимальная площадь жилой комнаты должна быть не менее 9 кв. м.

· 6. В жилой комнате, являющейся индивидуальным средством размещения, должны присутствовать: мебель, инвентарь и постельные белье (необходимое по количеству проживающих число комплектов); плотные занавески или жалюзи, сеть радиовещания (подводка во все жилые комнаты); потолочные и прикроватные светильники, электророзетки с указанием напряжения; замки в дверях с внутренним предохранителем.

· 7. Санузел должен быть оборудован умывальником, унитазом, ванной или душем.

· 8. В коллективных средствах размещения туристов обязательно должны присутствовать:

· 1) комната бытового самообслуживания;

· 2) помещение, удовлетворяющее нормам санитарной и пожарной безопасности, для ежедневного приема пищи и/или кухня для самостоятельного приготовления пищи;

· 3) помещение (часть помещения), удовлетворяющее нормам санитарной и пожарной безопасности, для проведения досуга (различных мероприятий, культурной программы, просмотра телепередач и других мероприятий);

· 4) камера хранения;

· 5) устройства, обеспечивающие необходимые удобства для людей ограниченной дееспособности и инвалидов.

· 10. Методы стандартизации

· Метод стандартизации – это совокупность средств достижения целей стандартизации.

· Рассмотрим основные методы стандартизации.

· 1. Упорядочение объектов стандартизации является универсальным методом стандартизации товаров, работ и услуг. Данный метод систематизирует разнообразие продукции. Результатом применения этого метода являются перечни изделий, описания типовых конструкций, образцы форм различной документации. Упорядочение включает в себя систематизацию, симплификацию, селекцию, типизацию и оптимизацию.

· Систематизация объектов стандартизации представляет собой последовательное, научно обоснованное классифицирование и ранжирование конкретных объектов стандартизации. Примерами систематизации являются различные виды общероссийских классификаторов.

· Селекция объектов стандартизации – это отбор целесообразных для дальнейшего производства и применения объектов стандартизации.

· Симплификация – деятельность, выявляющая объекты стандартизации, которые нецелесообразно применять для производства. Симплификация ограничивает перечень применяемых в производстве изделий до оптимального, удовлетворяющего потребности количества.

· Типизация объектов стандартизации – это разработка и утверждение типовых объектов или образцов. Типизируют конструкции, технологические нормы и правила документации. Типизация проводится с целью выделения общего признака для совокупности однородных объектов.

· Оптимизация объектов стандартизации – деятельность, определяющая оптимальные главные параметры и значения остальных показателей, необходимых для данного уровня качества. В результате оптимизации должна достигаться оптимальная степень упорядочения и эффективности по выбранному критерию.

· 2. Параметрическая стандартизация – стандартизация, направленная на фиксирование оптимальных численных значений параметров, определяющихся строгой математической закономерностью.

· Под параметром продукции подразумевается количественная характеристика свойств продукции. Параметры бывают главные и основные.

· Основные параметры характеризуют технологические и эксплуатационные свойства продукции и процессов.

· Главные параметры не изменяют своего значения при усовершенствованиях технологии, изменениях в применяемых материалах. Этот тип параметров лучше всего определяет свойства изделий и процессов. Главных параметров может быть несколько.

· У каждого определенного типа продукции есть свой набор параметров, который называется параметрическим рядом. Примером параметрического ряда может быть размерный ряд.

· Параметрическая стандартизация, т. е. стандартизация параметрических рядов, представляет собой определение численных значений и номенклатуры параметров ряда.

· При стандартизации параметрического ряда необходимо учитывать интересы как потребителей, так и производителей. Если установить, например, слишком большую частоту ряда, потребители будут полностью удовлетворены, а производители будут страдать от очень больших затрат на производство.

· 3. Унификация продукции – рациональное сокращение до оптимального уровня числа типов объектов одного функционального назначения. Унификация включает в себя: классификацию и ранжирование, селекцию и симплификацию, типизацию и оптимизацию объектов стандартизации.

· Унификация осуществляется по следующим направлениям:

· 1) определение параметрических и размерных рядов для продукции, машин, деталей и приборов;

· 2) создание типов (образцов) изделий для последующей унификации совокупностей однородной продукции;

· 3) унификация технологических процессов;

· 4) сведение к оптимальному минимуму номенклатуры используемых изделий и материалов.

· По области проведения унификация делится на межотраслевую, отраслевую и заводскую. По принципам осуществления – на внутривидовую и межвидовую. Показателем уровня унификации является уровень унификации продукции. Он отражает содержание в продукции унифицированных составляющих.

· Одним из показателей унификации является коэффициент применяемости:

·

· где n0 – количество оригинальных деталей, n – суммарное число деталей.

· Данный коэффициент может применяться к одному изделию или к совокупности изделий, а также для унифицированного ряда.

· 4. Агрегатирование. Данный метод заключается в конструировании машин и приборов из определенного числа унифицированных деталей, связанных между собой функционально и геометрически.

· При использовании данного метода вся конструкция прибора или машины рассматривается как совокупность независимых комплектующих (агрегатов), каждому из которых отводится определенная функция в общем механизме. Целью агрегатирования является увеличение мощности предприятий без лишних затрат на разработку каждой машины или прибора в отдельности.

· 5. Комплексная стандартизация. При данном методе стандартизации целенаправленно и планомерно утверждается и используется комплекс взаимосвязанных требований к объекту стандартизации и его составляющим для получения оптимального решения проблемы. Если объектом комплексной стандартизации является продукция, то требования утверждаются и применяются к ее качеству, качеству используемого сырья и материалов, эксплуатации и хранению. Основными целями разработки комплексной стандартизации являются:

· 1) высокий уровень научно—технических требований стандартов;

· 2) учет требований производства и рынков в стандартах;

· 3) обеспечение взаимосвязи требований, норм и правил, содержащихся в стандартах;

· 4) утверждение порядка мероприятий по выполнению программ данного метода стандартизации.

· 6. Опережающая стандартизация заключается в установлении прогрессивных по отношению к достигнутому уровню требований, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.

· Опережающая стандартизация позволяет устранить препятствия на пути технического прогресса, которые могут возникать из—за статичности и быстрого морального устаревания стандартов.

· 11. Методы определения показателей качества

· Показателями качества продукции являются числовые характеристики одного или многих свойств продукции, определяющих ее качество, и взятые в установленных условиях ее изготовления и эксплуатации.

· Выделяют следующие показатели качества продукции:

· 1) единичный (для одного из свойств продукции);

· 2) комплексный (для нескольких свойств);

· 3) определяющий (в связи с его значением определяют дальнейшие действия);

· 4) интегральный.

· Критерием разделения методов определения значений показателей качества продукции являются способы и источники полученных сведений о качестве интересующей нас продукции.

· По данному критерию методы определения значений показателей качества продукции делятся на:

· 1) измерительные методы;

· 2) регистрационные методы;

· 3) органолептические методы;

· 4) расчетные методы.

· Измерительный метод. При использовании данного метода определения значений показателей качества, информация об интересующей нас продукции получается при помощи непосредственных измерений различными техническими средствами измерения. Полученные результаты, как правило необходимо преобразовывать при помощи соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям.

· Основой регистрационного метода являются сведения, полученные путем подсчета количества определенных событий или издержек, например, числа отказов изделия при проведении испытаний. При помощи данного метода определяются, например, показатели унификации.

· Органолептический метод базируется на использовании результатов анализа восприятия продукции зрением, осязанием, обонянием, слухом, осязанием и вкусом. Значения показателей выражаются в баллах, которые находятся путем анализа полученных результатов на основе имеющегося опыта. При использовании данного метода допустимо применение таких технических средств, как лупа, микроскоп и др Органолептический метод применяется для определения показателей качества продукции, которая оказывает эмоциональное воздействие на потребителя (парфюмерная, косметическая, табачная и др.)

· Расчетный метод базируется на данных, полученных при помощи эмпирических и теоретических зависимостей. Данный метод применяется при разработке продукции, для которой еще невозможно провести испытания и экспериментальные исследования.

· Методы определения показателей качества делятся на экспертный, традиционный и социологический в зависимости от источника используемой информации.

· Традиционный метод определения значений показателя качества продукции осуществляется уполномоченными должностными лицами специальных экспериментальных подразделений (лаборатории, испытательные станции, полигоны и др.) и расчетных отделов (конструкторские отделы, вычислительные центры, службы надежности и др.) предприятий и организаций.

· Экспертный метод определения значений показателей качества продукции осуществляется экспертами и специалистами

· (товароведами, дегустаторами и др.). Данный метод используется для определения таких показателей качества, которые невозможно определить более эффективными методами.

· Социологический метод определения показателей качества продукции осуществляется непосредственными или потенциальными потребителями данной продукции. Сбор информации, необходимой для данного метода, осуществляется путем проведения социологических опросов, распространения специальных анкет и организации разного рода дегустаций.

· В целях достижения наибольшей эффективности допустимо использование одновременно нескольких методов определения значений показателей качества продукции.

· 12. Основополагающие Государственные стандарты

· В Российской Федерации действует Государственная система стандартизации (ГСС). Все организационные и практические вопросы стандартизации решаются с помощью Основополагающих стандартов Государственной системы стандартизации РФ. Комплекс Государственных основополагающих стандартов включает в себя:

· 1) ГОСТ Р 1.0–92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения». Данный стандарт регламентирует основные цели и задачи стандартизации, нормы и правила работ по стандартизации, виды и требования к оформлению нормативных документов, разновидности стандартов, условия сотрудничества с другими странами в сфере стандартизации, использование нормативных документов и технических условий, а также методы контроля над соблюдением обязательных требований Государственных стандартов;

· 2) ГОСТ Р 1.2–92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов». Данный стандарт регламентирует основные нормы и правила разработки, утверждения, принятия, регистрации, публикации, применения, изменения, пересмотра и отмены стандартов РФ;

· 3) ГОСТ Р 1.4–93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно—технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

· Данный стандарт регламентирует основные требования к разработке, утверждению, регистрации, публикации, применению, надзору за соблюдением обязательных требований, обновлению, пересмотру и отмене стандартов отраслей Устанавливаются также объекты стандартизации и основные принципы разработки и использования стандартов предприятий, научно—технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений;

· 4) ГОСТ Р 1.5–92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Требования данного стандарта распространяются только на стандарты федерального уровня. Для стандартов более низкого уровня устанавливаются только требования к обозначению стандартов. Положения данного стандарта могут быть применены к стандартам более низкого уровня на добровольной основе. То есть данный стандарт может применяться при разработке стандартов для объектов стандартизации разного уровня;

· 5) ГОСТ Р 1.8–2002 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты Межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации». Данный стандарт регламентирует этапы разработки Межгосударственных стандартов; принципы, которыми должны руководствоваться соответствующие секретариаты при рассмотрении проектов Межгосударственных стандартов; условия принятия этих стандартов; порядок обновления существующих Межгосударственных стандартов и их отмену в РФ;

· 6) ГОСТ Р 1.9–95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия Государственным стандартам». Данный стандарт устанавливает основные правила и нормы маркирования продукции и услуг и условия получения лицензий, дающих право на маркировку продукции и услуг знаком соответствия Государственным стандартам;

· 7) ГОСТ Р 1.10–95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них». Данный стандарт регламентирует порядок разработки, согласования, использования, утверждения, регистрации, публикации, обновления, изменения и отмены правил, норм и рекомендаций в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации. В нем также устанавливаются требования к информации о правилах и рекомендациях и к формам их изложения;

· 8) ГОСТ Р 1.11–99 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов Государственных стандартов». Данный стандарт утверждает порядок осуществления метрологических исследований проектов Государственных стандартов;

· 9) ГОСТ Р 1.12–99 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные области деятельности. Термины и определения»;

· 10) ГОСТ 1.13–2001 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок подготовки уведомлений о проектах нормативных документов»;

· 11) ПР 50.1.002–94 Правила по стандартизации. «Порядок представления в Госстандарт Российской Федерации информации о принятых стандартах отраслей, стандартах научно—технических, инженерных обществ и других общественных объединений»;

· 12) ПР 50.1.008–95 Правила по стандартизации. «Организация и проведение работ по Международной стандартизации в Российской Федерации»;

· 13) ПР 50.74–94 Правила по стандартизации. «Подготовка проектов Государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, Государственной регистрации и издания»;

· 14) ПР 50–688–92 Правила по стандартизации. «Временные типовые положения о техническом комитете по стандартизации»;

· 15) ПР 50–718–99 Правила по стандартизации. «Правила заполнения и представления каталожных листов продукции»;

· 16) ПР 50–734–93 Правила по стандартизации. «Порядок разработки общероссийских классификаторов технико—экономической и социальной информации».

·  1. Общие понятия о сертификации, объекты и цели сертификации

·  2. Условия сертификации

·  3. Правила и порядок проведения сертификации

·  4. Развитие сертификации

·  5. Понятие качества продукции

·  6. Защита прав потребителя

·  7. Система сертификации. Схема сертификации

·  8. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация

·  9. Органы по сертификации

·  10. Подтверждение соответствия. Формы подтверждения соответствия

·  11. Аккредитация органов по сертификации

·  12. Финансирование работ по сертификации

·  13. Сертификация импортной продукции

·  14. Номенклатура сертифицированных услуг (работ) и порядок их сертификации

·  15. Нормативная база сертификации

·  16. Правовое регулирование маркированной продукции

· ЛЕКЦИЯ № 4. Основы сертификации и лицензирования

· 1. Общие понятия о сертификации, объекты и цели сертификации

· Процедура сертификации направлена на подтверждение соответствия объекта сертификации предъявляемым к нему нормам и требованиям.

· В результате проведения лабораторных исследований и испытаний, составляется акт о соответствии или несоответствия объекта исследования необходимым требованиям стандарта или технических условий. В случае соответствия объекта сертификации на основании акта выдается сертификат соответствия исследуемого объекта требуемым параметрам качества.

· Сертификация выполняется как в добровольном порядке, так на добровольной основе. В процедуре сертификации участвует три стороны.

· Первая сторона – изготовитель или продавец продукции Вторая сторона – покупатель или потребитель продукции.

· Третья сторона – независимый от первой и второй стороны орган.

· Объектами сертификации являются: товары народного потребления, услуги, процессы, рабочие места, персонал системы качества и пр.

· В условиях рыночной экономики производитель борется за конкурентоспособность своей продукции. В погоне за быстрой прибылью недобросовестные изготовители предлагают товар, способный нанести вред здоровью человека и окружающей среде.

· Государство в лице законодательной власти устанавливает юридическую, административную и гражданскую ответственность за ввод в обращение недоброкачественной продукции, а также определяет основные обязательные требования характеристик продукции в целом и отдельным ее параметрам.

· Основными задачами сертификации продукции, в том числе и импортной, являются следующие.

· 1. Обеспечение доверия потребителя качеству товаров и услуг.

· 2. Облегчение потребителю выбора необходимых товаров и услуг.

· 3. Предоставление потребителю достоверной информации о качестве товаров и услуг.

· 4. Обеспечение защиты в конкуренции с несертифициро—ванными товарами и услугами.

· 5. Предотвращение доступа некачественной импортной продукции.

· 6. Влияние на развитие научно—технического процесса.

· 7. Содействие росту организаторско—технического процесса.

· Все работы по проведению сертификации осуществляются системой сертификации, возглавляемой Госстандартом РФ на основании Закона РФ «О сертификации продукции и услуг».

· Особая роль в работе по сертификации отводится деятельности по разработке систем качества предприятий и систем охраны окружающей среды в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 и ИСО 14 000.

· Сертификация товаров и услуг осуществляется на международном, государственном (национальном) и региональном уровнях.

· 2. Условия сертификации

· При проведении процедуры сертификации необходимо выполнять следующие условия.

· 1. Работы по проведению сертификации выполняются на основе законодательной базы (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Закон РФ «О защите прав потребителей» и других нормативных актах).

· 2. В проведении работ по сертификации участвуют предприятия, организации, учреждения; форма собственности организаций значения не имеет.

· 3. Гармонизация рекомендаций и правил по проведению сертификации с международными правилами, нормами и рекомендациями. Гармонизация обеспечивает признание знаков соответствия и сертификатов за пределами России и взаимодействие с национальными, региональными и международными системами сертификации других стран.

· 4. Открытость информации: при проведении сертификации необходимо обеспечить информирование всех участвующих в процедуре сторон – изготовителя или производителя, потребителя, предприятия, общественных организаций и других юридических и физических лиц, заинтересованных в результате сертификации.

· 5. Закрытость информации: при проведении сертификации необходимо обеспечить конфиденциальность информации, являющейся коммерческой тайной.

· 3. Правила и порядок проведения сертификации

· Правила и порядок проведения сертификации

· 1. Заявителем подается заявка в соответствующий орган по проведению процедуры сертификации. Информация о данном органе предоставляется территориальным органом Госстандарта или в Госстандарте.

· 2. Орган по проведению сертификации принимает на рассмотрение заявку, выносит решение, включающее все необходимые основные условия сертификации, в том числе материальные затраты, перечень прошедших аккредитацию испытательных лабораторий, получивших аттестат на право проведения испытаний, и список организаций, имеющих разрешение на проведение сертификации систем качества или производства.

· 3. Заявителем выбирается испытательная лаборатория или орган по проведению сертификации систем качества или производства из перечня, предложенного органом по проведению сертификации, с органом по проведению сертификации заключается договор о проведении сертификации.

· 4. Испытательная лаборатория или орган по проведению работ по сертификации выполняет процедуру отбора необходимых образцов для проведения испытаний.

· 5. Орган по проведению сертификации системы качества или производства или комиссия органа по проведению сертификации проводит анализ реального состояния производства или системы качества и оформляет заключение в орган по проведению сертификации.

· 6. Заявитель и орган по проведению сертификации получают протокол испытаний, составленный на основании проведенных исследований испытательной лабораторией.

· 7. Орган по проведению сертификации, проведя анализ протокола испытаний, заключения о реальном состоянии производства и других данных о соответствии данной продукции нормативным требованиям, на соответствие которым исследуется продукция, приходит к решению о выдаче сертификата соответствия или отказе в выдаче сертификата соответствия. На основании полученного сертификата соответствия выдается лицензия, дающая право использования знака соответствия.

· 8. Орган по проведению сертификации должным образом оформляет и регистрирует сертификат соответствия и вручает его заявителю одновременно с лицензией на использование знака соответствия.

· 9. Продукция, подлежащая обязательной сертификации, маркируется изготовителем знаком соответствия согласно требованиям документа «Правила применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции».

· 10. Контроль за прошедшей сертификацию продукцией осуществляется согласно выбранному при разработке необходимой схемы сертификации порядку органом по проведению сертификации.

· Таблица 2

· Этапы процесса сертификации продукции

·

· 4. Развитие сертификации

· Одной из первых стран, учредивших знак соответствия, является Германия. Именно в ней в 1920 г. Институтом стандартов был учрежден знак соответствия стандартом DIN, зарегистрированный в ФРГ на основании Закона «О защите торговых знаков». В этот же период в Германии начинает развиваться и действовать система сертификации VDE (Немецкая электротехническая ассоциация).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: