Деятельность и компенсация

Человек как существо сознательное сформировался и выделил­ся из животного мира в процессе трудовой деятельности, совмест­ного изготовления и использования орудий труда, общения, в хо­де которого от поколения к поколению передавался накопленный опыт.

Развитие в условиях сенсорной недостаточности подчинено тем же закономерностям, что и развитие в норме. Выработка компен­саторных приспособлений, благодаря которым восстанавливаются или замещаются нарушенные или утраченные функции, является лишь частным проявлением рефлекторной деятельности человека. С помощью компенсаторных приспособлений осуществляется вос­становление нарушенного равновесия между человеком, природой и социальной средой, приходят в норму смещенные или нару­шенные связи и отношения. Благодаря этим приспособлениям инвалид приобщается к деятельности. Развитие или восстановле­ние активности, проявляющейся в деятельности, одна из важней­ших задач реабилитационной работы. Одновременно деятельность выступает как непременное условие компенсации дефекта.

Участие в деятельности необходимо для восстановления утра­ченного слепым равновесия со средой, адаптации или реадапта­ции к условиям жизни без зрения.

Любой соматический дефект, а тем более стойкие необрати­мые анатомические изменения, особенно затрагивающие централь­ную нервную систему, что имеет место при слепоте и слабовидении, препятствуют нормальной деятельности человека, снижают его активность и нарушают ход психического развития.

Каждая психическая функция являет­ся продуктом деятельности определенного органа, подлинные человеческие функции складываются в онтогонезе, в течение всей жизни человека, причем решающими условиями усвоения чело­веческого опыта являются активность и адекватность действий в форме совместной деятельности и речевого общения.

Отсюда следует, что компенсация и доразвитие психических функций (как частный случай развития) возможны лишь при во­зобновлении деятельности в новых условиях.

Роль деятельности в компенсации дефектов неоднократно под­черкивалась многими учеными, причем наиболее отчетливо ее зна­чение было впервые показано в культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Впоследствии зависимость компенсаторного приспособления от характера деятельности была подтверждена физио­логическими исследованиями, показавшими, что избирательное развитие компенсаторных процессов определяется требованиями, которые предъявляются индивиду жизнью.

Включение в деятельность в изменившихся условиях (при пол­ном или частичном нарушении возможности зрительной перцеп­ции) приводит к формированию нового способа поведения. Напри­мер, компенсаторные приспособления, обеспечивающие ориента­цию в пространстве, возникают в тех случаях, когда слепой ак­тивно и самостоятельно овладевает пространством. Практика по­казывает, что у инвалидов по зрению, постоянно пользующихся услугами сопровождающих, ориентировочные навыки не форми­руются. Кроме того, включение в деятельность приводит к функ­циональным изменениям, обеспечивающим компенсаторное при­способление (например, к снижению различительных порогов со­хранных анализаторных систем).

Среди большого количества работ, посвященных исследованию роли деятельности в компенсации дефектов зрения, особое место занимает монография М. И. Земцовой «Пути компенсации сле­поты». В ней экспериментально подтверждено, что деятельность в различных ее видах является решающим условием как для пре­одоления преград, встающих на пути психического развития при ранних нарушениях зрительных функций, так и для предупрежде­ния дегенеративных изменений, распада психики при поздней сле­поте.

М. И. Земцова приводит яркие примеры положительного влия­ния включения слепых в интересный общественно-полезный труд. «Наши наблюдения,— пишет М. И. Земцова,— показывают, что когда ослепшие включаются в интересующий их общественный труд, то их самочувствие заметно улучшается. Их охватывает чувство радости, бодрости, удовлетворенности успехами труда, у них укрепляется вера в свои возможности и силы, постепенно сгла­живаются и ослабевают болезненные проявления нервной системы, обусловленные утратой зрения и реакцией личности на слепоту». Далее она подчеркивает, что «осознание своей работы как соци­ально значимой части общенародного дела расширяет творческие возможности, таящиеся в организме человека, и оказывает реша­ющее влияние на процессы компенсации».

Включение в деятельность слепорожденных или рано потеряв­ших зрение также благотворно влияет на компенсаторное приспо­собление. Участие в игровой, а затем учебной и трудовой деятель­ности повышает их активность, развивает мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных ана­лизаторных систем, положительно сказывается на развитии выс­ших психических функций. Раннее включение слепых детей в поз­навательную деятельность способствует коррекции и компенсации нарушенных функций.

Известно, что развитие компенсаторных приспособлений часто начинается спонтанно и происходит стихийно. Однако наиболее благоприятной почвой для их развертывания служит выполнение какой-либо деятельности. В этой связи интересным представляется выделенный С. Г. Геллерштейном вопрос о роли трудовой тера­пии в реабилитационной работе с инвалидами по зрению.

В. М. Коган показал, что выработанные стихийно компенса­торные приспособления не обнаруживают тенденций к переносу и обобщению.

Более того, спонтанное развитие компенсаторных приспособле­нии сопряжено с известным риском появления псевдокомпенса­торных приспособлений. Например, при ориентации в пространстве тотально слепые резко откидывают голову назад, предохраняя ее от возможных ушибов при столкновениях с находящимися на пути предметами, а частичнозрячие с выпадением нижних поло­вин полей зрения, наоборот, резко наклоняют голову вниз. То и другое способствует ориентировке, но вместе с тем ведет к де­формации шейных отделов позвоночника. В то же время в ходе управляемой ориентации можно сформировать приемы ориенти­ровки в пространстве, исключающие появление неблагоприятных последствий.

Не изменяя своей сущности, сохраняя основные формы (игра, учение, труд), деятельность как проявление внутренней и внешней (психической и физической) активности человека при глубоких нарушениях зрения приобретает дополнительную компенсаторную функцию. Одновременно слепота и слабовидение обусловливают определенную специфику деятельности и вносят в нее некоторые ограничения.

Специфика деятельности при глубоких нарушениях зрения за­ключается прежде всего в изменении характера сенсорного кон­троля. В норме движения и действия первоначально контролиру­ются визуально. Только по мере автоматизации навыка контроль начинает осуществляться при помощи мышечного чувства. При глубоких нарушениях зрения зрительный контроль оказывается не­достаточным. При тотальной слепоте он вообще отсутствует. Ины­ми словами, в структуре действия, включающей исполнение, кон­троль и регулирование, страдает среднее звено. В результате ком­пенсаторного приспособления рука слепого начинает выполнять не только рабочие функции, но и функции контроля. При наличии форменного зрения контроль в зависимости от характера операции и объекта деятельности может осуществляться либо гаптически (осязательно), либо визуально, а в ряде случаев при сов­местной деятельности зрения и осязания.

Кроме того, дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, поскольку многие операции и виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля (вожде­ние автомобиля, занятия живописью и т. п.). Одновременно сле­дует помнить, что существует большое количество операций, осу­ществление которых возможно без зрительного контроля, но про­тивопоказано инвалидам по зрению. К ним относятся трудовые операции, неблагоприятно влияющие на кожно-механическую и слуховую чувствительность (например, металлоштамповка и др.). Выполнение таких операций частичнозрячими и слабовидящими потребовало бы от них большого напряжения зрения.

Чрезвычайно важно при включении инвалидов по зрению в деятельность учитывать их повышенную утомляемость, а также часто сопутствующие нарушениям зрения многочисленные дефек­ты (заболевания центральной нервной системы, нарушения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость и др.).

Тем не менее многие виды физического и интеллектуального труда могут выполняться при отсутствии зрения или его глубоких нарушениях.

Включение в деятельность является основным условием ком­пенсации и реабилитации инвалидов по зрению, тем необходимым фоном, на котором проявляются и становятся действенными мно­гочисленные психологические и социальные факторы их адапта­ции к новым условиям жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: