Социально-трудовая реабилитация инвалидов по зрению

Включение инвалидов по зрению в общественно полезный труд является одной из основных задач реабилитационной работы. Успешное выполнение деятельности является важнейшим показа­телем скомпенсированности дефекта, преодоления дезадаптации, вызванной нарушениями зрения.

Общественная по своей природе трудовая деятельность явля­ется основным фактором интеграции инвалидов по зрению в об­ществе.

Однако процесс вовлечения инвалидов по зрению в трудовую деятельность, приобщения их к общественно полезному труду наталкивается на определенные трудности.

Прежде всего следует отметить, что организация трудовой дея­тельности может дать положительные результаты только при учете психофизиологических особенностей человека. Наличие де­фектов зрения, часто осложненных другими соматическими нару­шениями, существенно затрудняет проведение профессиональной ориентации и отбора. Существующие справочные таблицы по трудоустройству слепых и слабовидящих в известной мере позволяют преодолеть эти сложности. Но выбор доступного для инвалидов по зрению физического или умственного труда еще не решает проблемы.

Для включения в деятельность и последующей социально-тру­довой реабилитации необходимо преодолеть ряд психологических барьеров и вооружить инвалидов по зрению необходимыми зна­ниями и навыками.

Первым из таких барьеров является глубокая депрессия, воз­никающая как ответная реакция на слепоту или осознание дефек­та, характерная для фазы бездеятельности. Именно в этот период у инвалидов по зрению формируется установка на неработоспо­собность. Вместе с тем нет прямой зависимости между тяжестью дефекта (тотальной или парциальной слепотой или слабовидением) и реальной работоспособностью. Указанная установка может сформироваться при любой тяжести поражения зрения. Следова­тельно, важнейшая задача на первом этапе реабилитации — вы­ведение инвалида по зрению из депрессивного состояния и фор­мирование у него установки на работоспособность.

Как показывают исследования, формирование установки на работоспособность, установки на труд и в целом положительных мотивов деятельности не зависит в конечном итоге от глубины дефекта. Лишь некоторая зависимость социальных установок, и в частности установки к труду, наблюдается от времени потери зре­ния: наиболее благоприятные установки к труду зафиксированы у слепорожденных, наименее благоприятные — у лиц, ослепших в зрелом и пожилом возрасте. В целом же установки к труду у инвалидов по зрению находятся на достаточно высоком уровне, кроме установок к сложному труду. Неблагоприятность установок к сложному труду связана, как полагает А. И. Суславичюс, с не­достатками реабилитационной работы по воспитанию у лиц с дефектами зрения уверенности в себе, в свои творческие возможно­сти. Эти факты указывают на необходимость при проведении ме­роприятий по социально-трудовой реабилитации учитывать время потери зрения и сосредоточивать внимание на переходе от фаз занятия и деятельности к фазе поведения.

Работа по социально-трудовой реабилитации требует также проведения специальных мероприятий, направленных на форми­рование у слепых и слабовидящих необходимых трудовых навы­ков, включая навыки контроля, развития или восстановления мо­бильности, навыков общения и др.

В целом социально-трудовая реабилитация складывается из системы мероприятий психолого-педагогического, социально-эконо­мического и медицинского характера, осуществляемых на фоне активного участия инвалидов по зрению в деятельности. Результа­тивность этих мероприятий подтверждается не только включением в производительный труд практически всех слепых и слабовидя­щих, но и той ощутимой пользой, которую они приносят обществу, создавая материальные и духовные ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: