Особенности эмоций и чувств слепых

Эмоционально-волевая сфера психики слепых является наиме­нее исследованной в тифлопсихологии, что связано главным обра­зом с трудностями объективного изучения эмоций, чувств и воли. Эмоции и чувства как специфическое отражение внешнего ми­ра, проявляющееся в субъективном отношении человека к дейст­вительности, зависят от того, насколько полно, точно, всесторон­не отражается окружающий мир и что именно является объектом отражения. Разумеется, отсутствие зрения, сужающее сферу чув­ственного познания, не может повлиять на наиболее общие ка­чества эмоций и чувств, их номенклатуру, значение для жизнедеятельности и т. п. Слепота, как показывают наблюдения, может повлиять лишь на степень проявления отдельных эмоций, их внеш­нее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств

«Зависимость эмоций и чувств от состояния сенсорной сферы опосредуется материальными и духовными потребностями, разви­тие которых непосредственно связано с накоплением чувственного опыта. Очевидно, что ряд положительных и отрицательных эмо­ций, возникающих как непосредственная реакция нормально видя­щих на зрительно воспринимаемые объекты, явления, их свойства, отсутствует у незрячих. Отсутствие зрения обусловливает также изменения в характере и динамике потребностей, что в свою оче­редь сказывается на эмоциональных переживаниях, возникающих при их удовлетворении или неудовлетворении».

Возникающие из одного и того же источника и тесно связан­ные между собой, эмоции и чувства являются в то же время раз­личными по характеру отношения уровнями психической деятель­ности.

Эмоции, возникающие при удовлетворении или неудовлетво­рении органических потребностей и при непосредственных реак­циях на предметы и явления окружающего мира, при утрате зри­тельных функций, очевидно, претерпевают не такие существенные изменения, как чувства. Имеющиеся в тифлопсихологии сведения о силе и глубине эмоциональных переживаний слепых весьма про­тиворечивы. Одни авторы считают, что слепые менее эмоциональ­ны, чем зрячие, другие, напротив, подчеркивают интенсивность эмоциональной жизни слепых. Однако этот вопрос вряд ли может быть решен однозначно. Очевидно, что ряд потребностей (напри­мер, в еде или во сне) удовлетворяется слепыми так же успешно, как и нормально видящими, и эмоции, возникающие при удовлет­ворении этих потребностей, будут зависеть лишь от того, какое место занимает данная потребность в структуре потребностей и насколько полно она удовлетворена. Поэтому в данном случае вряд ли будут наблюдаться какие бы то ни было различия между слепыми и зрячими».

Что же касается потребностей, удовлетворение которых связа­но с нормальным функционированием зрительного анализатора, то здесь не подлежит сомнению, что слепота оказывает влияние на знак (положительный или отрицательный) и глубину эмоций». Например, часто наблюдаемые у слепых отрицательные эмоции или отсутствие эмоционального отношения при непосредственном реагировании на некоторые объекты можно объяснить в одном случае неудовлетворением познавательных потребностей, а в дру­гом — отсутствием потребности познать данный объект. В то же время можно видеть, что ряд объектов и их свойств, почти не вы­зывающих эмоций у нормально видящих, у слепых вызывают силь­ные эмоциональные переживания.»

Таким образом, можно утверждать, что слепота, ограничивая возможности накопления чувственного опыта и изменяя характер и динамику потребностей, влечет за собой сужение сферы эмоцио­нальной жизни, некоторые изменения в эмоциональном отношении к определенным (труднопознаваемым) сторонам действительности, не изменяя в целом сущности эмоций.

«Чувства, зарождаясь в сфере эмоций, являются особой формой отношения человека к окружающему миру. Присущие только чело­веку чувства имеют ярко выраженный социальный характер. Раз­личные виды чувств — моральные, интеллектуальные и эстетиче­ские — в той или иной степени присущи всем людям, что объясня­ется их общественно-исторической природой».

Различные виды чувств в разной мере связаны с непосредст­венным отражением действительности. Наименее связаны с ним моральные чувства, в большей степени интеллектуальные, и самая тесная связь существует между ощущениями, восприятиями и пред­ставлениями, с одной стороны, и эстетическими чувствами — с дру­гой. Поэтому сужение сенсорной сферы оказывает различное влияние на отдельные виды чувств».

По номенклатуре чувства слепых и зрячих не могут иметь никаких различий. Специфика чувств слепых, обусловленная нарушением отношений с естественной и социальной средой, проявля­ется только в характере выражения и динамике развития чувств.

«Иногда наблюдающиеся при слепоте аномалии развития мо­ральных и интеллектуальных чувств (отсутствие чувства долга, себялюбие, отсутствие чувства товарищества, чувства юмора, чув­ства нового и т. д.) в ряде случаев имеют место и у зрячих и ни в коей мере не могут быть объяснены слепотой. Негармоничное развитие и появление отрицательных чувств может быть объясне­но только недостатками воспитания. В первую очередь это касает­ся моральных чувств, имеющих ярко выраженный социальный ха­рактер и отражающих существующую систему человеческих отно­шений. Не слепота, а неправильное отношение в семье (мелочная опека, заласкивание, противопоставление ребенка другим членам семьи, как «обиженного судьбой», или, наоборот, заброшенность), школе (подчеркивание неприспособленности ребенка к жизни, уп­реки благами, получаемыми через систему социального обеспече­ния, переоценка возможностей и способностей и т. п.) порождают отрицательные моральные чувства. Понимание сущности мораль­ных чувств и многочисленные примеры из жизни слепых дают пол­ную возможность утверждать, что при правильном воспитании мо­ральные чувства слепых никак не отклоняются от нормы».

Интеллектуальные чувства также существенно зависят от со­циального положения человека и окружающей его среды. Необходимым условием для развития интеллектуальных чувств является участие в умственной деятельности. Предо­ставление слепым этой возможности, в частности их обучение в средней и высшей школе, открывает широкие возможности для развития интеллектуальных чувств.

В то же время развитие интеллектуальных чувств обусловлено успехами познавательной деятельности и способностью и возможно­стью открывать все новые и новые стороны в предметах и явле­ниях, проникать в их сущность, устанавливать закономерности развития. «Слепота сужает сферу чувственного познания, что в свою очередь неблагоприятно влияет на развитие мышления, ста­вит серьезные преграды на пути развития интеллектуальных чувств, возникающих в процессе познания. Именно поэтому у сле­пых, особенно дошкольников, часто наблюдается отсутствие лю­бознательности. Однако огромные компенсаторные возможности позволяют слепым преодолеть многочисленные препятствия на пути овладения знаниями, успешно заниматься умственной деятельно­стью, в процессе которой и развиваются интеллектуальные чув­ства.

Наиболее существенное влияние слепота оказывает на эсте­тические чувства, возникающие и развивающиеся при восприятии и создании человеком прекрасного. Эстетические чувства возника­ют не только при зрительном, но и восприятиях других модаль­ностей (слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное). Однако тотальная или парциальная слепота полностью или частично де­лает невозможным восприятие тех сторон действительности, кото­рые оказывают на человека наиболее сильное эмоциональное воз­действие. Этими же причинами обусловлено отрицательное изме­нение в области культурных потребностей и интересов, также ока­зывающих существенное влияние на развитие эстетических чувств. В этой связи наиболее важным представляется вопрос: воз­можно ли компенсировать недостатки развития и проявлений эсте­тических чувств слепых? В тифлопсихологии XIX в. было широко распространено мнение, что слепым свойственно наслаждение прекрасным, так как они обладают прирожденным идеалом красо­ты, а для развития их потенциальных возможностей необходимо специальное воспитание. Тезис о необходимости эстетического вос­питания слепых действителен и по сей день, хотя основу для него мы видим не в прирожденном идеале красоты, а в способности слепых правильно отражать окружающий мир при помощи интегративной деятельности сохранных анализаторов. В процессе обу­чения и воспитания у слепых формируются правильные представления о прекрасном и правильное к нему отношение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: