Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения

Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения пред­полагает комплексное их изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами.

Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зре­ния, так и по происхождению заболеваний и условиям социаль­ного развития.

Объектом исследования является незрячий (слепой), слабови­дящий ребенок, а также ребенок с амблиопией и косоглазием.

В настоящее время понятие «слепой» (незрячий) рассматрива­ется с позиции определения ведущей системы анализаторов, на основе которой ведется педагогический процесс. Поэтому к сле­пым относятся две категории детей: дети с визусом «О» и светоощущением, а также дети, имеющие остроту остаточного зрения до 0,04 включительно на лучше видящем глазу с коррекцией, обу­чение которых осуществляется на основе системы Брайля по учеб­никам, предназначенным для восприятия посредством осязания.

Анализ контингента детей с нарушениями зрения, обучающихся как в школах нашей страны, так и за рубежом, показывает, что его изменения имеют несколько тенденций, или направлений. Первая тенденция — существенное увеличение в специальных школах России количества детей, имеющих остаточное зрение (до 90%): лишь 3—4% детей тотально слепые, 7%— со светоощущением, 10% — с визусом выше 0,06 (Л.И.Кириллова).

Вторая тенденция — увеличение числа сложных комплексных зрительных заболеваний. Только в отдельных случаях имеются на­рушения зрения, характеризующиеся единичным поражением зрительных функций. Материалы исследований детей, обучаю­щихся в школах для слепых, показывают, что у большинства из них имеется по два-три различных глазных заболевания, что сви­детельствует о дальнейшем росте этой категории детей.

Третьей тенденцией является увеличение числа дефектов, со­путствующих зрительному заболеванию, и среди них — связан­ных с нарушениями деятельности центральной нервной системы (ЦНС).

Так, зрительные нарушения у детей начальных классов школ для слепых в 77,6 % сопровождаются остаточными явлениями дет­ского церебрального паралича (ДЦП), задержками психического развития, олигофренией в стадии дебильности, остаточными яв­лениями органических поражений ЦНС, энцефалопатиями, не-врозоподобными состояниями, гидроцефалией и другими первич­ными нарушениями: речи, двигательной сферы и т.д.

Анализ причин слепоты и слабовидения показывает, что в 92 % случаев слабовидения и в 88 % случаев слепоты эти недостатки имеют врожденный характер, более чем в 30 % случаев они име­ют наследственные формы. При этом среди причин детской сле­поты четко прослеживается возрастание частоты врожденных ано­малий развитая органа зрения. Так, врожденная зрительная пато­логия отмечается в работах М.И.Земцовой и Л.И.Солнцевой в 60,9 % случаев, в исследованиях А.И.Каплан — в 75 %, Л.И.Ки­рилловой — в 91,3 %, А.В.Хватовой — в 92 % случаев у слабови­дящих и в 88 % — у слепых, И. Л. Ферфильфайн с соавт. — в 84,2 % случаев.

Врожденные заболевания и аномалии развития органа зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30 % из них — наследственные формы (тапеторетинальная дегенерация, миопия, врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, ретролентальная фиброплазия).

В исследованиях Л. И. Кирилловой отмечаются наследственные нарушения обмена веществ в виде альбинизма; наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного ябло­ка, — врожденный анофтальм, микрофтальм; заболевания рого­вой оболочки — дистрофии роговицы; наследственная патология сосудистой оболочки — аниридия, колобома сосудистой оболоч­ки; врожденные катаракты (имелись также врожденные катарак­ты генетического происхождения); отдельные формы патологии сетчатки, дегенерация Штаргардта, атрофия Лебера, врожденная атрофия.

Кроме наследственных факторов у слепых и частично видящих детей имеются аномалии развития органа зрения как следствие внешних и внутренних отрицательных факторов, действовавших в период эмбрионального развития плода, — патологического те­чения беременности, перенесенных матерью вирусных заболева­ний, токсоплазмоза, краснухи и т.д.

Состояние зрения определяет в значительной степени форми­рование образа внешнего мира, в соответствии с которым стро­ится психологическая система ребенка с нарушением зрения, ее особенности, способность отразить воспринимаемый мир во всей его сложности взаимоотношений объектов и социальную жизнь людей.

Особое место в исследовании детей с нарушениями зрения за­нимает определение истинного состояния ребенка. Многими за­рубежными и отечественными исследователями выявлено глубо­кое отставание в психическом развитии таких детей. В первую оче­редь это касается слепых детей раннего и дошкольного возраста. Так, в развитии мышления было даже отмечено отставание от нормально видящих на 4—8 лет. Однако уже в 1977 г. Д.Уоррен показал, что отставание в развитии в значительной мере опреде­лялось тем, что в экспериментальных исследованиях при тестиро­вании не были созданы условия для точного восприятия и пони­мания заданий, не учитывалась специфика детей с нарушением зрения. Тесты часто просто переводились в систему Брайля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: