Полевые дороги проектируют в дополнение к существующим или вновь устраиваемым магистральным дорогам, с таким расчетом, чтобы сеть всех дорог на территории хозяйства обеспечило возможно удобные переезды людей, передвижение машин и перевозки грузов совершенных при полевых работах, а также обеспечить удобное обслуживание в поля тракторных агрегатов. Это достигается при определенной густоте дорожной сети на территории хозяйства.
Размещение дорог должно удовлетворять следующим основным требованиям:
- Сеть плевых дорог вместе с магистральными должна обеспечить связь селений и производственных центров со всеми полями севооборотов, полевыми станами, летними лагерями, а также возможность передвижений с поля на поля и перевозку грузов.
- Все поля севооборотов и рабочие участки должны быть обеспечены удобными дорогами.
- Расположение дорог в полях должно быть удобно для обслуживания МТА и выполнения полевых и транспортных работ.
- Размещение дорог должно быть согласовано с границами полей, рабочими участками, защитными лесными полосами, а также с размещением полевых станов и водных источников.
- Место размещения полевых дорог, ширина их, продольные уклоны должны отвечать техническим требованиям.
- При проектировании дорог важно обеспечить устройство их при наименьших капитальных затратах, для чего очень важно использовать существующие дороги, а также дорожные сооружения: мосты и переезды.
Полевые дороги подразделяются на полевые и вспомогательные.
Основные полевые дороги имеют значение полевых магистралей. Они обслуживают значительную часть территории севооборотов и других угодий примыкающих к ним. Наилучшее расположение полевой магистрали такое, когда она размещается по середине обслуживающего земельного массива, идет по водоразделу или поперек верхней части склонов.
Вспомогательные подразделяются на транспортные и линии обслуживания.
Транспортные дороги используют для переездов, перевозки грузов с примыкающим к ним полей и участков и размещается по длинным сторонам полей.
Линии обслуживания предназначены для обслуживания тракторных агрегатов в полях рабочих участков (заправки сеялок семенами, тракторов водой и горючем, разгрузки комбайнов), а также холостых поворотов и заездов при выполнении различных полевых работ, размещают их по коротким сторонам полей.
Ширина основных дорог (полевых магистралей) – 6-8 метров.
Вспомогательных (линий обслуживания) 4-5 метров.
Транспортных (продольных) – 3-4 метра.
При размещении полевых дорог необходимо стремиться к минимальному отводу пахотных земель под дороги. При размещении дорог необходимо избегать естественных препятствий и участков со слабым грунтом, солонцами, глиной. Необходимо размещать дороги так, чтобы осуществить безопасный сброс стока воды от дорог. Особенно не желательно размещение дорог на склонах пересекающим горизонтали под углом 45° и перехватывающим при этом большую часть стока.
Размещение дорог следует осуществлять так, чтобы меньше производить перевозки грузов по стерне и мягкой пахоте. Затраты тяговой силы на перевозку грузов по мягкой пашне в 2,5-4 раза, а по стерне – 1,5-2 раза больше чем по удовлетворительным дорогам. При размещении дорог рядом с лесными полосами следует учитывать то, что здесь будет накапливаться снег и таяние его весной задерживается в среднем на 3-6 дней на наветренных и освещенных солнцем опушках лесных полос и 7-10 дней на подветренных и затененных опушках.
Увлажнение талой водой дорог делает их неудобными для переезда ранней весной.
При расположении полей, а, следовательно, лесных полос и дорог в направлении с севера на юг дороги в отношении лесной полосы размещают с наветренной стороны, а с запада на восток с южной стороны чтобы они быстрее просыхали.
Дороги на склонах размещают выше лесной полосы, чтобы сток талой воды из дороги попадал на лесную полосу, а не наоборот. Размещение полевых дорог дается по обеспеченности территории дорогами и соответствие их техническим требованиям. Условия для выполнения транспортных работ считается хорошими, если расстояния между полевыми дорогами по длинным границам полей не превышают 800-1000 метров, а по коротким сторонам 2000-2500 метров. Поэтому лучшим вариантом размещения дорог будет тот, по которому коэффициент обеспеченности дорожной сетью ближе к 1 (единице). Коэффициент дорожной обеспеченности равен соотношению оптимального расстояния между дорогами (800-1000 м) к расстоянию, полученному по проекту. Другим показателем может служить отношение протяженности дорог между хозяйственными центрами и полями севооборота к расстоянию между ними по прямой.
Для экономической оценки размещения полевых дорог можно использовать следующие показатели:
1) Затраты на перевозку грузов по дорогам;
2) Затраты на перевозку грузов по стерне и мягкой пахоте;
3) Потери продукции с площади занятой дорогами;
4) Потери на холостые проходы агрегатов при работе в поперечном направлении.
Чтобы получить 1) и 2) показателя, необходимо определить среднее расстояние перевозки грузов по дорогам, стерне и пахоте и их объемы.
Расчеты эти основываются на приведенных выше данных об увеличении затрат тягового усилия, а следовательно стоимости 1 т/км при перевозки грузов по стерне и мягкой пахоте.
Потери продукции с площади занятой полевыми дорогами рекомендуется определять по ведущей культуре данного севооборота. Потери на холостые проходы агрегатов при работах в поперечном направлении зависит от длины гона и определяются по ранее приведенным формулам.