расходов [1]
№ п.п. | Тип покрытия | Капитальные вложения на 1 км, тыс. руб. | Амортизационные отчисления А (% от капит. вл.) | Годовые затраты на содержание и ремонты Э, тыс. руб/км | Стоимость перевозок, руб. за 1 ткм | ||
Рельеф | |||||||
равнинный | пересеченный | горный | |||||
Усовершенствованные облегченные (щебеночные и гравийные, обработанные битумом) Переходные (щебеночные,гравийные) Низшие (грунтовые, укрепленные гравием и щебнем, оптимальной смеси) Грунтовые профилированные | 55 35 40 20 __ | 65 45 50 25 | 120 85 90 60 | 5,6 5,6 9,0 9,0 | 5,6—5,5 3,6-4,5 3,4—1,2 0,2-0,5 | 0,045 0,054 0,065 0,10-0,15 |
Примечание. В числителе приведены показатели для дорог с двухполосной проезжей частью, в знаменателе—с однополосной.
Если по одному из вариантов строительные расходы больше, а годовые дорожно-транспортные затраты меньше, необходимо определить срок окупаемости (То):
|
|
(25)
где К 1и К. 2— капиталовложения соответственно по первому
и второму варианту;
С, и С2 — ежегодные дорожно-транспортные расходы по
вариантам.
Если срок окупаемости окажется меньше нормативного (менее 10 лет), то следует принимать вариант с большими капитальными вложениями.
Пример. К 1 = 87720 руб.; К 2 = 82500 руб.; С1 = 13104 руб.; С2= 19526 руб.
следовательно, целесообразно принять первый вариант, хотя он по капитальным вложениям дороже второго на 5220 руб.
Влияние экономической эффективности капитальных вложений в строительство автомобильных дорог является частью более общей проблемы—экономической эффективности сельскохозяйственного производства в целом.
Улучшение сети автомобильных дорог сельскохозяйственных районов влияет на экономические показатели деятельности сельскохозяйственных предприятий следующим образом: снижаются расходы по перевозке грузов за счет уменьшения стоимости 1ткм (см. табл. 10) и сокращения расстояния перевозок вследствие рационального размещения дорог; повышается коэффициент использования автомобилей (с 0,45 при плохих дорогах до 0,8 при хороших); улучшается качество сельскохозяйственной продукции за счет своевременной ее доставки на пункты переработки; повышается урожайность (зерновых около 3 ц/га, картофеля на 10—15 ц/га, сахарной свеклы на 20—50 ц/га) и производительность труда за счет своевременной доставки на поля удобрений, рабочей силы, горючего, семян, ликвидации пылеобразования и т. д. Суммарную годовую экономию Э гот улучшения сети дорог определяют по формуле (10):
|
|
где РСр — средний процент снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции вследствие улучшения сети дорог. Установлено, что для условий, например, в Брянской области РСр= 15—19%, для зерновых и свекловодческих хозяйств Кубани — 8— 12%, для подмосковных хозяйств молочного направления—14—15%, а овощеводческих совхозов—до 20% [2];
С — себестоимость всей годовой валовой продукции сельскохозяйственных предприятий, расположенных в районе дорожного строительства;
К р— коэффициент роста себестоимости продукции по отношению к году обследования, К р=1,3—1,4.
Срок окупаемости Т капиталовложений К в строительство и улучшение сельскохозяйственных дорог при годовой экономии Э гопределяют по формуле (10):
Опыт строительства дорог в колхозах и совхозах показывает, что капитальные вложения окупаются в 3—4 года.
В результате выполнения расчетно-графической работы № 5 студент должен представить:
1. Ведомость черных отметок по трассе на участке АБ.
2. Чертеж продольного профиля дороги на участке АБ.
3. Краткие объяснения по расчету проектных отметок и уклонов.
4. Чертеж поперечного профиля дороги с указанием, для какого пикета он сделан (М 1: 100).
5. Расчет геометрических размеров поперечника.
6. Расчет объема земляных работ на длине АБ (результаты расчетов представить в виде ведомости объема земляных работ).
7. Смету на строительство дороги на участке АБ (по форме табл. 9) с расчетом отдельных видов работ.
8. Расчет годовых дорожных и транспортных затрат.
9. Объяснение по выбору лучшего варианта дороги по экономическим показателям.
10. Расчет эффективности улучшения сети дорог (при отсутствии данных — в общем виде).
Вопросы для самопроверки
(отвечать устно на зачете)
1. Какие исходные данные нужны для проектирования дороги в продольном профиле?
2. Как устанавливаются черные, проектные и рабочие отметки, продольные уклоны и участки проектирования при проектировании дороги в продольном профиле?
3. Назовите основные элементы дороги в поперечном профиле.
4. От чего зависят и в каких пределах назначаются поперечные уклоны поверхности дороги?
5. Что такое и от чего зависят коэффициенты заложения откосов насыпей и выемок?
6. Какие чертежи дороги используют при определении объема земляных работ?
7. Как устанавливается точка нулевых работ?
8. Как определяются объемы насыпей и выемок дорог?
9. От чего зависят и в каких пределах находятся объемы земляных работ на 1 км дорог IV и V категорий?
10. В каких пределах находится и от чего зависит стоимость строительства дорог IV и V категорий?
11. Как и для чего определяются годовые дорожные и транспортные расходы?
12. Как производится экономическая оценка конкурирующих вариантов дороги?
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Классификация внутрихозяйственных дорог [7|
Назначение внутрихозяйственных дорог | Расчетный объем грузоперевозок в месяц «пик», тыс. т (нетто) | Категория дороги |
Дороги, соединяющие центральные усадьбы колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций с их бригадами, отделениями, животноводческими комплексами, фермами, полевыми станами, пунктами заготовки, храпения и первичной переработки продукции и другими сельскохозяйственными объектами, а также автомобильные дороги, соединяющие бригады, отделения и фермы колхозов, совхозов и другие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования и между собой, за исключением полевых, вспомогательных и внутрихозяйственных дорог | свыше 10 | 1 - с |
до 10 | П — с | |
Дороги полевые, вспомогательные, предназначенные для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий или их частей | - | III — с |
|
|
Приложение 2
Основные технические нормативы для проектирования внутрихозяйственных дорог [7]
Наименование | Единица измерения | Категория | |||
I - c | II - c | III - c | |||
Расчетный объем грузовых перевозок в месяц «пик» Расчетная скорость Число полос движения Ширина полосы движения Ширина проезжей части Ширина обочины Ширина земляного полотна Наибольшие продольные уклоны Наименьшая расчетная видимость: а) поверхности дороги б) встречного автомобиля Наименьшие радиусы кривых: а) в плане б) в продольном профиле: - выпуклых - вогнутых - вогнутых (в трудных условиях) | тыс. т км/ч шт. м м м м ‰ м м м тыс. м тыс. м тыс. м | свыше 10 70 (60, 40) 60 (70,80) 100 (75,50) 200 (150,100) 200 (150,80) 4,0 (2,5; 1,0) 2,5 (2,0; 1,0) 0,8 (0,6; 0,3) | до 10 60 (40, 30) - 4,5 1,75 70 (80,90) 75 (50,40) 150 (100,80) 150 (80; 80) 2,5 (1,0; 0,6) 2,0 (4,0; 0,6) 0,6 (0,3; 0,2) | - 40 (30, 20) - 3,5 1,5 6,5 80 (90,90) 50 (40,25) 100 (80,50) 80 (80,80) 1,0 (0,6; 0,4) 1,0 (0,6; 0,4) 0,3 (0,2; 0,1) | |
Примечание: 1. В скобках указаны параметры для трудных и особо трудных участков.
2. Ширину земляного полотнавозводимого на ценных с.-х. угодьях (мелиорированные земли, многолетние насаждения, учпстки с высоким плодородием), допускается уменьшить до 0,8 м для I–c; 7,0 м - I-c и 5,5 м для III-c категорий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Общие методические указания по изучению дисциплины………………………….стр. 3
Раздел 2. Методические указания по изучению отдельных тем дисциплины.…………………..стр. 4
2.1.................................................................... Общие сведения об автомобильных перевозках и дорогах……………………...стр. 4
2.2. Совершенствование территориальных связей в сельских районах…………...стр. 5
2.3. Дорожные изыскания и проектирование сети дорог местного значения…….стр. 5
|
|
2.4.Дорога в поперечном профиле………………………………………………………..стр. 5
2.5.Дорога в плане…………………………………………………………………...стр. 6
2.6. Дорога в продольном профиле…………………………………………………...стр. 6
2.7.Водоотвод на дорогах и переходы через водотоки……………………………...стр. 7
2.8. Дорожные одежды……………………………………………………………….стр. 7
2.9. Основные принципы организации строительства, содержания и ремонта местных дорог…………………………………………………………………….стр. 8
Раздел 3. Методические указания и задания по выполнению контрольной работы……...стр. 8
3.1.Размещение сети местных дорог в районе (расчетно-графическая работа № 1)…………………………………………………………………………………….стр. 8
3.2. Дорожно-экономические расчеты и построение эпюры грузонапряженности дорог (расчетно-графическая работа № 2)……………………………………………стр. 10
3.3. Трассирование дороги на карте (расчетно-графическая работа № 3)………...стр. 16
3.4. Определение размеров малых мостов и дорожных труб (расчетно-графическая работа № 4)………………………………………………………………………..стр. 19
3.5. Проектирование дороги в продольном профиле, определение экономических показателей и эффективности строительства дороги (расчетно-графическая работа №5………………………………………………………………………………...стр. 25
Приложения………………………………………………………………………………………….стр. 39