Структура экономической системы

Рис. 2. Осуществление непрерывного улучшения

Основные условия для успеха непрерывного улучшения качества.

Джуран, основоположник непрерывного улучшения, утверждает, что следующие условия необходимы для достижения полезного улучшения:

оно должно быть спланировано;

проводиться проект за проектом;

фаза прорыва должна заканчиваться фазой «удержание достигну­тых результатов», чтобы закрепить новый уровень и предотвратить регрессию.

Много западных компаний охвачены идеей непрерывного улуч­шения, но редко в полной мере применяют все необходимые условия для ее успешной реализации. Непрерывное улучшение схоже с дви­жением по лестнице: каждый шаг — ступенька к снижению дефект­ности, за ним следует горизонтальная фаза стабилизации. PDCA — круг Деминга представляет процесс улучшения, а круг SDCA — процесс стабилизации.

Среди компаний, которые утверждают, что приняли на вооружение стратегию непрерывного улучшения, наиболее часто встречаются про­белы, связанные с процессами планирования. Несмотря на то, что эти компании составляют годовые планы по улучшению, они часто перево­рачивают вверх дном подход, и составляют план компании посредст­вом слияния индивидуальных планов, составленных средним руковод­ством для своих подразделений. Это создает трудности при уста­новлении связи между макроцелями компании на рынке (конкурентос­пособное качество) и узкими, специальными целями индивидуальных планов. Именно эти макроцели, наиболее важные улучшения, необ­ходимые для компании, обычно приводят к решению смежных проб­лем, которые стоят выше планов подразделений, и не могут включать­ся в их рамки.

Невозможно соревноваться в качестве без стратегического подхода к улучшению, а это требует стратегического планирования на высшем уровне.

Для того, чтобы улучшение было эффективным, оно должно иметь как стратегическую, так и практическую значимость. Следовательно, оно должно быть создано двумя силами:

нисходящей силой, которая руководствуется макрорезультатами компании и обеспечивает базу для основных стратегических ориенти­ров и макроцелей;

восходящей силой, порожденной работой изо дня в день, которая нацелена с одной стороны на микро-результаты и рассматривает узкие, специфические вопросы улучшения, и с другой стороны — на глобаль­ные процессы, с целью выявления возможности улучшения.

Необходимо отметить, что результаты появляются благодаря этим двум силам, на верхнем и нижнем уровнях соответственно.

Экономическая система – это система отношений между субъектами по поводу объектов в процессе производства материальных благ из ресурсов для удовлетворения потребностей в рамках организационно-правового механизма, включающего в себя отношения собственности, отношения управления и отношения распределения.

Субъекты экономической системы – это хозяйствующие единицы, непосредственно участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ. В качестве основных субъектов принято выделять фирмы, домохозяйства и государство. Для определения базовых функций фирм, домохозяйств и государства рассмотрим модель макроэкономического кругооборота Дж. М. Кейнса (см. рис. 3.1.).

Рисунок 3.1 – Схема макроэкономического кругооборота Дж. Кейнса

На рисунке представлены два основных потока: денежный (по часовой стрелке) и ресурсно-товарный (против часовой стрелки). При этом домохозяйства являются одновременнопоставщиками ресурсов и потребителями товаров и услуг. Фирмы являются одновременнопотребителями ресурсов и поставщиками товаров и услуг. Государство выполняет функции как фирм, так и домохозяйств, но при этом выполняет еще и функцию распределения. Экономические интересы субъектов также различны: домохозяйства стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей, фирмы – к получению максимальной прибыли, государство – к максимизация общественного благосостояния.

Ради реализации своих экономических целей и интересов экономические субъекты вступают друг с другом в экономические отношения. Базовые отношения – это система отношений, на основании которой взаимодействуют субъекты по поводу объектов, а также формируется модель экономической системы.Такую систему отношений формируют отношения собственности, на основании которых формируется система отношений управления, определяющие в свою очередь отношения распределения. Права собственности включают в себя множество элементов («пучок прав собственности»), основными среди которых являются:

· право распоряжения - принятие решений по поводу объекта собственности;

· право владения - извлечение выгоды в результате предоставления объекта собственности в пользование другому экономическому агенту на условиях срочности, платности, возвратности;

· право пользования - извлечение потребительских качеств из объекта собственности.

Объекты экономической системы – это элементы системы, по поводу которых осуществляется взаимодействие экономических субъектов. К объектам могут быть отнесены: экономические ресурсы, материальные блага, а также потребности.

Потребность – это внутренний мотив, побуждающий к экономической деятельности. Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага. К платежеспособным потребностям относятся лишь те из потенциальных, которые обеспечены реальными денежными доходами и трансформируются в покупательский спрос.

Для удовлетворения потребностей необходимы материальные и нематериальные блага. Блага – всё то, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд и потребностей. Даровые (неэкономические, естественные) блага – это жизненные блага, созданные природой, которые доступны людям в объёме гораздо большем, чем величина потребности в них, их не нужно производить, люди могут потреблять их бесплатно (воздух, солнечный свет, дожди, лесные ягоды, лекарственные растения и т.д.). Экономические блага средства удовлетворения человеческих потребностей, созданные людьми и доступные в меньшем объёме, чем объём этих потребностей. На производство экономических благ затрачиваются экономические ресурсы.

Экономические ресурсы, т.е. факторы, условия, необходимые для производства благ. Основными видами экономических ресурсов (факторов производства) являются:

1. Земля (природные ресурсы) - объединяет в себе все естественные ресурсы, т.е. непосредственноплодородный слой, а также «все, что находится на земле и под землей». Она является источником формирования дохода в виде экономической ренты.

2. Труд (трудовые ресурсы) - это физические и интеллектуальные способности людей, используемые в производстве товаров и услуг. Труд является источником формирования дохода в виде заработной платы.

3. Капитал (капитальные ресурсы) - это основные средства производства (т.е. физический капитал: машины, оборудование, инструменты, здания, транспортные средства и т.д.), используемые при производстве товаров и услуг, а также денежные средства, предназначенные для создания или приобретения средств производства (денежный капитал). Капитал является источником формирования дохода в виде процента.

4. Предпринимательская способность - это способность, объединяющая в себе: ориентацию на выпуск инновационного товара; склонность к риску; «денежный аскетизм». Является источником формирования дохода в виде инновационной прибыли.

5. Информация - это базовый ресурс, включающий в себя навыки и умения, базовые знания, без которых невозможен процесс производства.

В качестве функциональных характеристик экономических ресурсов выделяют: способность к восстановлению, способность к исчерпанию, ограниченность ресурсов.

Таким образом, экономическая система является сложным, саморазвивающимся механизмом, основу которого составляет целесообразная производительная деятельность общества, направленная на преобразование экономических ресурсов с целью их приспособления к потребительским интересам общества.




double arrow
Сейчас читают про: