Программа "Ноль дефектов" Ф. Кросби. Программа КС УКП. TQM
План лекционного занятия:
1. Программа "Ноль дефектов" Ф. Кросби.
2. Программа КС УКП.
3. Философия TQM.
4. Философия качества в производственной системе "Тойота"
1. ПРОГРАММА "НОЛЬ ДЕФЕКТОВ" Ф. КРОСБИ
К концу 60-х — началу 70-х годов экспансия Японии на рынки развитых стран достигла таких масштабов, что вместо «японского чуда» стали говорить о «японской угрозе». Особенную тревогу стали выражать руководители компаний США, поскольку японская продукция была нацелена прежде всего на этот рынок. Американские менеджеры начали изучать японский опыт и, прежде всего, опыт менеджмента качества, в частности, идеи Э. Деминга и Джурана. При этом возникла вроде бы здравая идея сочетать достижения японской школы менеджмента качества с американскими традициями организации и управления производством. Реально это привело к попытке сочетать отдельные компоненты программы Э. Деминга и идей Джурана, К. Ишикавы с уже существовавшей в американских компаниях системой управления — т. е. сделать именно то, от чего предостерегал Э. Деминг (см. 2-ю прагматическую аксиому, раздел «фальшстарты»).
|
|
Наиболее известной такой попыткой стала программа «Ноль дефектов», разработанная Ф. Кросби. Она широко внедрялась не только в США, но и оказала большое влияние на работы в области обеспечения качества в СССР («Движение за бездефектную продукцию», «Комплексные системы управления качеством») и в других социалистических странах — в основном из-за предположительной возможности внедрить передовые идеи менеджмента качества, не изменяя существенно систему управления предприятием.
В программе Ф. Кросби, безусловно, содержался целый ряд положительных моментов.
1. Упор на предупреждение появления дефектов, а не на их обнаружение и исправление. «Чтобы избежать напрасных затрат, сделать производство более эффективным, следует сконцентрировать усилия на предупреждении дефектов и ошибок».
2. Направленность усилий на сокращение уровня дефектности в производстве: «Люди уже привыкли к мысли, что ошибки неизбежны. Мы не просто ожидаем появления ошибки, мы ее приближаем. Строим ли мы какое-то здание, пишем ли программу для компьютера, пишем ли книгу или собираем какой-то узел, нас не очень пугает мысль, что мы можем допустить какие-то ошибки, более того, руководство даже планирует, что они будут.
Однако мы не пользуемся подобным стандартом, когда дело касается нашей личной жизни. Если бы мы следовали ему, то позволяли бы обсчитывать себя в магазинах, спокойно относились бы к детской смертности, время от времени по ошибке заходили бы в чужой дом».
|
|
3. Осознание факта, что потребитель нуждается именно в бездефектной продукции и что производитель может и должен именно такую продукцию обеспечить.
4. Необходимость для руководства предприятия ясно сформулировать цели в области повышения качества на длительный период (разработка «политики качества»).
5. Понимание того факта, что качество работы компании определяется не только качеством производственных процессов, но и качеством деятельности непроизводственных подразделений. Деятельность таких подразделений рассматривается Ф. Кросби как оказание услуг.
6. Признание необходимости финансового анализа деятельности в области обеспечения качества.
Программа «Ноль дефектов» включает 14 этапов, по аналогии с 14 пунктами программы Э. Деминга:
1. Организация управления. Цель — выяснить роль руководства в обеспечении качества.
«Осознание руководством предприятия необходимости повышения качества изделия или услуги и понимание того, что следует улучшать, является первым шагом на пути к осуществлению программы улучшения качества.
Так что же такое политика в области качества? Это образ мышления, поддерживаемый персоналом предприятия и касающийся того, насколько хорошо последний должен выполнять свою работу».
В соответствии с идеями Ф. Кросби эта политика должна быть утверждена высшим руководством предприятия аналогично финансовой политике. Политика должна быть установлена таким образом, чтобы исполнитель четко следовал определенным требованиям или добивался, чтобы эти требования были официально изменены в целях удовлетворения истинных потребностей заказчика. Изложение этой политики и ее разъяснение среди руководства подготавливают условия для проведения мероприятий по улучшению качества. При этом необходимо, чтобы каждый руководитель понимал и был согласен с этой политикой, а самое главное — проводил ее в жизнь.
2. Рабочая группа по улучшению качества. Цель — обеспечить выполнение программы улучшения качества.
Ф. Кросби считал, что для формирования рабочей группы по улучшению качества следует собрать представителей всех подразделений предприятия, принимающих участие в производстве данного изделия или в оказании услуг. Председатель и рабочая группа должны проанализировать цель программы и включенные в нее концепции. Затем группа обеспечивает выполнение программы. В обязанности членов группы входит: составление общего плана осуществления программы по улучшению качества; с одной стороны, представление интересов своего отдела (подразделения) в рабочей группе, а с другой — интересов рабочей группы в своем отделе; стимулирование исполнения решений рабочей группы в своем отделе; оказание всесторонней помощи в осуществлении деятельности по улучшению качества. Хотя создание и руководство программой являются задачей рабочей группы, в обязанность каждого отдела вменяется разработка своей программы и ее осуществление.
Группа должна разработать свой план и представить его руководителю предприятия и руководящему совету для утверждения.
3. Измерение уровня качества. Цель — продемонстрировать имеющиеся и потенциальные проблемы несоответствия, способы их объективной оценки и методы корректирующего воздействия.
Измерение уровня качества продукции. Основные данные об измерении уровня качества поступают из отчетов о контроле и испытаниях. Сравнивая данные об отклонениях с входной информацией, можно определить уровень отклонений. Отчет о них должен быть представлен отделом качества.
Измерение уровня качества эффективно только при условии, если полученная информация доступна и понятна персоналу. Поэтому методы обработки информации должны быть понятными и содержать такие термины, как «дефекты на единицу продукции», «процент дефектности» и т. д. Кроме того, часто повторяющиеся дефекты или потенциальные проблемы должны быть систематизированы по степени важности, причинам возникновения и ответственности. Наилучший метод использования информации — обратить особое внимание на два вида отчетности:
|
|
- диаграммы тенденций развития вывешиваются еженедельно или ежемесячно. Они показывают текущее положение дел и по ним руководство может определить, достигнут ли какой-либо прогресс. Наилучшее использование этих диаграмм — это постоянная демонстрация целей улучшения качества персоналу;
- идентификация проблемы. Инженер по качеству, назначенный на каждый участок, должен ежедневно представлять список проблем, вызывающих наиболее важные и часто возникающие дефекты. Систематизируя их по степени серьезности, причинам возникновения и ответственности, инженер по качеству устанавливает стадию применения мер корректирующих воздействий, привлекая к этому персонал. К тем проблемам, которые не могут быть решены быстро, в дальнейшем могут быть применены дополнительные меры корректирующих воздействий (см. этап 6).
Несложные виды информации следует передавать ответственным за проверку и испытания для составления отчета о результатах измерений. Основная требуемая информация должна включать:
наименование продукции и номер, дату, фамилию контролера и оператора;
проверенное количество продукцию-количество обнаруженных дефектов;
точное описание дефекта;
вид операции и место обнаружения дефекта.
Контролер или инженер по качеству должен проверить каждый дефект и оказать помощь в его классификации. Собранная информация вывешивается на стендах. Составляется список выявленных проблем в порядке частоты их возникновения, и эта информация передается как проверяющему персоналу участка, так и руководящему составу. Выявленные тенденции или существующее положение должны быть немедленно помещены в систему корректирующих воздействий.
|
|
Измерение уровня качества обслуживания. Планируемые программы улучшения качества, повышения производительности, увеличения прибыли и т. д. обычно сосредоточены в промышленной сфере, поскольку в ней хорошо организованный персонал, работа поддается оценке и анализу и руководство вынуждено постоянно совершенствовать ее. Необходимость улучшения качества продукции в производственной сфере понятна руководству компаний. Однако на промышленных предприятиях по крайней мере половина работающих — это «белые воротнички» или обслуживающий персонал, который никогда непосредственно не сталкивается с продукцией.
В чисто обслуживающих компаниях, например страховых и финансовых, в учебных заведениях и гостиницах, почти все служащие подпадают под эту категорию. Внедрение программ улучшения в индустрии такого типа обычно носит неформальный характер из-за трудности оценки существующего положения и таким образом вызывает трудности в измерении уровня улучшения качества.
4. Затраты на качество. Цель — определить составные части затрат на качество и объяснить их применение в качестве руководящего инструмента.
Затраты на качество, по классификации Ф. Кросби, складываются из затрат на отходы, переработку, гарантийные обязательства, услуги (исключая регулярное техническое обслуживание), контроль, управление качеством, испытания, приемочное оборудование, изменение технических условий, изменение порядка закупок, корректировку программного обеспечения, обслуживание потребителя, проверку иных затрат, связанных с неправильными действиями. Общая сумма затрат не должна превышать 2,5% продажной стоимости. Если затраты на качество превышают 2,5%, необходимо увеличить возврат продукции ровно на такую сумму, которая поможет сократить данные расходы. Это сокращение, проводимое с помощью концентрации усилий на предотвращение дефектов, более эффективно и быстро, чем сокращение количества приемочных операций, поскольку оно составляет незначительную часть затрат.
Необходимо помнить, что затраты на качество — катализатор, который дает специалистам и руководству полное представление о происходящем.
5. Ответственность за качество. Цель — разработать способ повышения интереса всего персонала компании к повышению качества продукции и репутации компании.
Прежде чем приступить к этому этапу, руководители должны иметь ясное представление о типах и широте встречающихся проблем. Это станет ясным после реализации этапов 3 и 4. Задача данного этапа — показать каждому необходимость улучшения качества и подготовить его к возможности нести ответственность за программу «Ноль дефектов».
Ответственность за качество включает два основных компонента:
должны проводиться регулярные встречи между руководством и служащими для обсуждения специфических проблем несоответствия и попытки выработки шагов, которые могут быть предприняты в целях их решения. Эти встречи следует проводить не только между рабочими и контролерами и их руководителями, но также между контролерами и их руководителями. Они должны быть короткими, производительными и проводиться регулярно. Данные на них обещания должны выполняться;
информация о программе качества должна быть представлена на плакатах, освещаться в статьях внутренних изданий и в специальных сообщениях. Цель данных мероприятий — обеспечить уверенность в том, что компания придает особое значение улучшению качества, и постоянно держать сотрудников в курсе дела. Некоторые компании проводят конкурсы в области качества для служащих и их семей, награждая победителей небольшими призами, получая при этом большую пользу.
Часть программы качества, касающаяся ответственности за качество, должна планироваться группой по улучшению качества.
6. Корректирующие воздействия. Цель — разработать систематический метод решения проблем, которые были выявлены на предыдущих этапах деятельности.
Проблемы, которые были выявлены во время приемочных испытаний или какими-то другими методами, должны быть документированы и затем по ним должно быть принято официальное решение. Наиболее эффективный способ — организовать четыре уровня постоянной деятельности:
первый — проводить ежедневные совещания контролеров участков и инженеров по качеству в целях изучения выявленных проблем; определить методы корректирующего действия на существующие проблемы в целях предотвращения их возникновения в будущем;
второй — проводить еженедельные совещания между главными контролерами продукции и высшим руководством в области качества в целях быстрого решения проблем, которые не могут быть или не были решены на более низком уровне. Следует приглашать на данные совещания персонал из других отделов, заинтересованный в решении этих проблем;
третий — ежемесячные и целевые совещания должны проводиться с участием генерального директора и персонала в целях рассмотрения нерешенных проблем. Проблемы, не решенные на двух предыдущих уровнях, должны быть специфическими. Эти проблемы, требующие сложной или долговременной деятельности, должны быть переданы в группу по решению проблем;
четвертый — группы по решению проблем должны состоять из ответственных лиц от каждой заинтересованной организации, один из них назначается председателем. Деятельность группы должна быть тщательно расписана и должен быть определен срок завершения ее работы. Если признано, что проблема устранена, группу следует распустить.
Следует помнить, что корректирующее воздействие наиболее успешно, когда оно основано на общеизвестном принципе Парето, в котором утверждается, что сначала следует сосредоточить усилия на устранении существенно важных проблем, затем менее важных и т. д. Необходимо решать проблему предотвращения дефектов раз и навсегда, чтобы она не возникала снова.
7. Планирование программы «Ноль дефектов». Цель — изучить различные виды деятельности, которые должны привести к введению в действие программы «Ноль дефектов».
Группа по решению задачи улучшения качества должна составить список всех индивидуальных поэтапных действий, с тем чтобы представить наиболее эффективную концепцию и план действий персоналу компании, которые помогут добиться «нуля дефектов». Основные этапы планирования программы «Ноль дефектов»:
разъяснить концепцию и программу всему контролирующему персоналу. Подготовить контролеров к тому, чтобы они могли объяснить их суть сотрудникам;
определить, какие материалы будут необходимы, и обеспечить их подготовку;
решить, какой метод внедрения программы больше всего подойдет к вашим конкретным условиям;
разъяснить, какие функции будут выполняться;
изучить политику компании и определить, какой вид политики следует использовать в рекламе деятельности по улучшению качества;
составить план-график и отрепетировать с участниками;
определить программу устранения причин возникновения дефектов и составить план ее выполнения (см. этап 12).
8. Обучение контролеров. Цель — определить вид обучения контролеров в целях выполнения ими своих задач в рамках программы улучшения качества.
По Ф. Кросби обучение контролеров следует проводить по участкам и в различное время. После того, как началось выполнение 5-го этапа, контролерам должно быть предоставлено по крайней мере 6 ч для изучения системы измерения уровня качества, показателей затрат на качество, системы корректирующих воздействий и ответственности за качество. Это обучение должно быть хорошо спланировано и, по возможности, проводиться представителями наиболее высокого уровня руководства.
По крайней мере за 4 недели до проведения запланированного дня «Ноль дефектов» контролеры должны получить окончательные инструкции по программе «Ноль дефектов» и по системе устранения причин возникновения дефектов.
9. День «Ноль дефектов». Цель — создать условия, при которых служащие поймут на своем опыте, что произошла перемена к лучшему.
По Ф. Кросби день «Ноль дефектов» должен показать всем участникам, что они встали на новый путь корпоративной жизни. Работа в этих условиях требует персональной ответственности и взаимопонимания. Поэтому необходимо, чтобы все члены компании приняли участие в этой деятельности, которая даст им возможность увидеть перемену к лучшему.
«Если есть возможность, следует собрать всех служащих вместе. Личный контакт предпочтительнее. Не бойтесь устроить на собрании небольшое шоу».
10. Определение цели. Цель — привести обязательства и ответственность в действие, призывая каждого поставить цель для самого себя и своей группы.
Ф. Кросби считал, что через неделю после проведения дня «Ноль дефектов» контролерам следует спросить своих сотрудников, какие цели они хотят поставить перед собой. Они должны постараться добиться постановки двух целей. Эти цели должны носить специфический характер и поддаваться оценке. Например, сократить дефекты продукции в течение месяца на 20%. Постановка целей наиболее эффективна, когда они определяются самим человеком, а не ставятся контролером. Однако контролеру следует иметь представление о том, что он/она хочет услышать от сотрудника до разговора с ним.
11. Устранение причины возникновения дефектов. Цель—предложить каждому служащему метод общения с руководством в ситуациях, когда имеются трудности с выполнением обязательств.
Ф. Кросби считал, что одной из сложнейших проблем, с которыми сталкиваются служащие — это их неспособность представить проблемы руководству. Программа устранения причин возникновения дефектов основана на том, что от рабочего требуется только опознать проблему. Исследование программы устранения причин возникновения дефектов показывает, что 90% проблем, представленных на рассмотрение, решаются и 75% могут быть решены контролерами нижнего уровня.
Простые типовые формы на одном листке для рацпредложений обычно хранятся в настенных ящиках на каждом участке. Когда служащий чувствует, что возникла проблема, он заполняет форму и опускает ее в ящик. При устранении причин возникновения дефектов необходимо соблюдать несколько правил:
каждый, представивший на рассмотрение листок, немедленно получает записку с благодарностью. Листок передается в отдел, который несет ответственность за решение проблемы. Когда решение по проблеме принято, участвовавшему в устранении причин возникновения дефекта выражается официальная признательность;
к любому случаю устранения причин возникновения дефектов необходимо относиться серьезно;
если вы решили не участвовать в программе по устранению причин возникновения дефектов, разъясните свое решение контролеру.
12. Признание. Цель — оценка деятельности.
«Признавайте вклад сотрудников публично, но не унижайте их, все оценивая только материально. Контролеры очень заинтересованы, чтобы сотрудники работали лучше. Под этим они имеют в виду, что служащие должны прилагать больше усилий в сфере производства, в улучшении качества и повышении эффективности».
«Необходимо выражать признание за достижение конкретных целей, и служащие должны иметь возможность принимать участие в выборе целей.
Вознаграждение важно не само по себе. Оно только означает, что участники знают, что он/она боролись за правое дело и победили. Прежде всего необходимо, чтобы каждый знал, что руководство действительно нуждается в его помощи и искренне ценит его».
13. Советы по качеству. Цель — собирать специалистов по качеству на регулярной основе.
Этот пункт программы Ф. Кросби связан с попыткой перенести на американскую почву идею «кружков качества».
«Жизненно важно для специалистов по качеству регулярно собираться в целях обмена мнениями о проблемах, обмена опытом и оценки работы друг друга. Члены советов должны выбирать председателей, разрабатывать повестку дня и назначать время проведения совещаний. Свободный обмен мнениями дает хорошие результаты. Членство не должно быть ограничено служебным положением специалистов».
14. Начните все сначала. Цель — подчеркнуть, что программа улучшения качества бесконечна.
«Всегда чувствуется облегчение, когда цель достигнута. Если вы неосмотрительны, то вся программа на этом закончится. Необходимо создать новую группу, которая начала бы все сначала и создала бы свою собственную систему».
Как отмечалось, программа «Ноль дефектов» широко внедрялась и в США, и в других странах. Нужно сказать, что несмотря на успехи отдельных предприятий, внедрявших программу «Ноль дефектов», существенного повышения качества продукции и в экономике США, и в экономике других стран в целом это не дало. В СССР «движение за бездефектную продукцию» закончилось при разрушении административно-командной системы управления предприятиями в конце 80-х годов. Вместе с тем, многие положительные моменты программы «Ноль дефектов» вошли в практику менеджмента качества:
потребитель стал требовать от производителя поставки продукции с крайне низким, невиданным до того уровнем дефектности — порядка 60 дефектов на 1 млн. единиц поставляемой продукции;
идеи политики качества, финансовой оценки деятельности в области менеджмента качества были воплощены в стандартах ИСО серии 9000.