Философия TQM

Программа КС УКП

Развитием идей Э. Деминга, а также обобщением опыта их внед­рения в промышленности стала концепция тотального менеджмента качества, которая начала складываться в 70-е годы благодаря работам Фейгенбаума и получила свое законченное развитие в настоящее вре­мя. В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 «Качество продукции. Термины и определения» под (TQM) тотальным менедж­ментом качества (TQM) понимается:

метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долго­временного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом.

Основными чертами TQM являются:

1. Интеграция усилий и участие в задаче обеспечения качества сотрудников всех иерархических уровней, т.е. и руководителей и исполнителей.

2. Осознание м руководителями и исполнителями того, что качество – задача всех сотрудников, а не только какого-либо специального подразделения.

3. Деятельность в соответствии с жизненным циклом продукта (от маркетинговых исследований и разработки концепции продукта до его сервиса у потребителя и утилизации).

4. Постоянное повышение квалификации, обучение, переподготов­ка всех сотрудников.

5. Учет общечеловеческих и социальных компонентов в работе, понимание того, что основой качества является качество труда, кото­рое определяется не столько техникой и технологией, сколько мотивацией сотрудников на качественный труд.

6. Структурирование деятельности, т. е. разбивка ее на взаимосвя­занные технологические процессы, операции, переходы.

7. Каждое последующее звено в технологической цепочке рассматрива­ется как потребитель (так называемый «внутренний потребитель»).

8. Осознание всеми сотрудниками того, что целью процессов явля­ется выполнение требований потребителя как внутреннего, так и внешнего.

9. Закрепление пожелания потребителя как меры качества.

10. Постоянное улучшение всех без исключения процессов на предприятии.

11. Постоянное применение всеми сотрудниками новых технологий и методов обеспечения качества.

12. Инжиниринг качества, т. е. организация разработки продуктов на основе учета требований потребителей.

13. Тщательный учет и анализ затрат на дефектную продукцию и услуги.

14. В управлении основной упор делается на предупредительные меры, предотвращающие дефекты.

15. Командная работа и ответственность менеджеров.

16. Особые обязательства высшего управленческого персонала по руководству предприятием (лидерство в области качества).

17. Осознание высшим руководством предприятия задачи повы­шения качества как цели предпринимательства.

18. Сосредоточение усилий высшего руководства предприятия на создании стратегии предпринимательства и корпоративной культуры организации.

В настоящее время большинство компаний в развитых странах, рабо­тающих как в сфере производства, так и в сфере услуг руководствуются принципами TQM. Одним из признанных лидеров в использовании принципов TQM является японская компания «Тойота», организация производства на которой являлась и является примером подражания для многих, и не только автомобильных, компаний. В то же время на «Тойоте» не просто внедрили TQM, а фактически создали и развивают новую философию организации производства, отличающуюся от классической философии, сформулированной и воплощенной в жизнь впервые Г. Фор­дом и Ф. У. Тейлором, а затем ставшей моделью для практически всех предприятий в большинстве стран мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: