Программа КС УКП
Развитием идей Э. Деминга, а также обобщением опыта их внедрения в промышленности стала концепция тотального менеджмента качества, которая начала складываться в 70-е годы благодаря работам Фейгенбаума и получила свое законченное развитие в настоящее время. В соответствии с международным стандартом ИСО 8402 «Качество продукции. Термины и определения» под (TQM) тотальным менеджментом качества (TQM) понимается:
метод управления организацией, основанный на сотрудничестве всех ее работников, ориентированный на качество и обеспечивающий через удовлетворение запросов потребителей достижение целей долговременного предпринимательского успеха и выгоды для всех работников организации и хозяйства в целом.
Основными чертами TQM являются:
1. Интеграция усилий и участие в задаче обеспечения качества сотрудников всех иерархических уровней, т.е. и руководителей и исполнителей.
2. Осознание м руководителями и исполнителями того, что качество – задача всех сотрудников, а не только какого-либо специального подразделения.
|
|
3. Деятельность в соответствии с жизненным циклом продукта (от маркетинговых исследований и разработки концепции продукта до его сервиса у потребителя и утилизации).
4. Постоянное повышение квалификации, обучение, переподготовка всех сотрудников.
5. Учет общечеловеческих и социальных компонентов в работе, понимание того, что основой качества является качество труда, которое определяется не столько техникой и технологией, сколько мотивацией сотрудников на качественный труд.
6. Структурирование деятельности, т. е. разбивка ее на взаимосвязанные технологические процессы, операции, переходы.
7. Каждое последующее звено в технологической цепочке рассматривается как потребитель (так называемый «внутренний потребитель»).
8. Осознание всеми сотрудниками того, что целью процессов является выполнение требований потребителя как внутреннего, так и внешнего.
9. Закрепление пожелания потребителя как меры качества.
10. Постоянное улучшение всех без исключения процессов на предприятии.
11. Постоянное применение всеми сотрудниками новых технологий и методов обеспечения качества.
12. Инжиниринг качества, т. е. организация разработки продуктов на основе учета требований потребителей.
13. Тщательный учет и анализ затрат на дефектную продукцию и услуги.
14. В управлении основной упор делается на предупредительные меры, предотвращающие дефекты.
15. Командная работа и ответственность менеджеров.
16. Особые обязательства высшего управленческого персонала по руководству предприятием (лидерство в области качества).
|
|
17. Осознание высшим руководством предприятия задачи повышения качества как цели предпринимательства.
18. Сосредоточение усилий высшего руководства предприятия на создании стратегии предпринимательства и корпоративной культуры организации.
В настоящее время большинство компаний в развитых странах, работающих как в сфере производства, так и в сфере услуг руководствуются принципами TQM. Одним из признанных лидеров в использовании принципов TQM является японская компания «Тойота», организация производства на которой являлась и является примером подражания для многих, и не только автомобильных, компаний. В то же время на «Тойоте» не просто внедрили TQM, а фактически создали и развивают новую философию организации производства, отличающуюся от классической философии, сформулированной и воплощенной в жизнь впервые Г. Фордом и Ф. У. Тейлором, а затем ставшей моделью для практически всех предприятий в большинстве стран мира.