Принципиальная схема стратегического планирования логистической ситемы приведена на рис. 4.2.
Принято выделять пять основных этапов стратегического логистического планирования.
Первый этап — определение целей (целевых ориентиров) функционирования и развития. Цели отдельных подразделений не должны противоречить общим целям предприятия. Одним из методов разработки долгосрочных и краткосрочных целей может стать «дерево целей» развития предприятия (рис. 4.3).
Число уровней, количество ветвей «дерева целей» и качественные характеристики определяются различными экспертными методами (Дсльфи, «мозговая атака», анкетирование
На втором этапе проводится стратегический анализ внутренней и внешней среды предприятия. Диагностика внутренней среды должна содержать оценку состояния системы, формирование модели системы, анализ сильных и слабых ее сторон. Для получения информации о среде ведения бизнеса и об особых компетенциях применяют так называемый логистический аудит. Егоцель состоит в сборе значимой информации о существующих приемах, показателях и условиях проведения логистической деятельности. В соответствии с двумя указанными направлениями поиска информации логистический аудит делится на внешний, который занимается средой действия логистики, и внутренний, анализирующий способ выполнения операций внутри организации и выявляющий участки, требующие усовершенствования (этот подход аналогичен анализу SWOT). Факторы логистического аудита представлены на рис. 4.4.
На третьем этапе, при выборе стратегии и определении альтернатив, должны формироваться варианты функционирования логистической системы с учетом целей ее деятельности и результатов анализа внутреннего потенциала и внешней среды. Допускается корректировка целевых установок, так как анализ среды может изменить приоритеты развития. На этом этапе также оцениваются варианты стратегий с точки зрения достижения целей (целевых ориентиров) функционирования.
Четвертый этап — реализация выбранной стратегии. На этом этапе создается организационная структура дли осуществления стратегии, определяются субъекты реализации стратегии, проектируется механизм их мотивации, определяются источники (финансовые, материальные, информационные) для проведения стратегии в жизнь
Заключительный, пятый этап — стратегический контроль. Результаты реализации стратегии сравниваются с целевыми ориентирами логистической системы. После их достижения устанавливаются новые цели; если цели не были достигнуты, то они корректируются (или корректируются предыдущие этапы).