Технология, организация и управление на речном транспорте

Техническое оснащение на речном транспорте.

Речные системы и порты РФ.

Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов, 46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др. 96 предприятий находятся в государственном подчинении, из них 27 — госпредприятия, 17 — госучреждения, 14 — судоходные инспекции, 14 — инспекции Речною Регистра, 24 — учебные заведения.

Четырнадцать портов речного транспорта принимают иностранные суда.

Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны (40% грузооборота речного флота). Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому судоходным канала Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва – речным портом пяти морей.

Важнейшие транспортные реки севера европейской части России: Сухона, Северная Двина с притоками, Онега, Свирь, Нева.

Огромными по протяженности судоходными речными путями располагают Сибирь и Дальний Восток. Здесь протекают величайшие реки России – Амур, Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдаленные районы. Значение речного транспорта для Сибири весьма велико, так как сеть железных дорог (особенно в меридиональном направлении) там еще недостаточна.

В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе около 30 акционерных судоходных компаний (речных пароходств). Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов.

Классификация подвижного состава речного транспорта показана на рисунке.

Материально-техническую базу (МТБ) речного транспорта образуют:

- флот;

- водный путь (с соответствующими сооружениями и оборудованием);

- порты и пристани;

- судостроительные заводы (ССЗ и СРЗ);

- связь.

Флот (аналогично морскому транспорту) – основа МТБ, главная часть технического вооружения речного транспорта состоит из судов разного типа:

- транспортного назначения (для перевозки грузов и пассажиров) общим тоннажем > 14 млн. т, из которых < 1,5 млн. т приходится на суда смешанного плавания (река-море).

- служебно-вспомогательные (буксиры, ледоколы, танкеры) общая мощность буксирных судов – 1,6 млн. т.

- технические (дноуглубительные, краны и т.д.) резкое увеличение их строительной стоимости прекратило обновление.

Речные пути подразделяются в зависимости от глубины и пропускной способности на 7 классов и 4 основные группы: сверхмагистралей (1-й класс), магистрали (2-й класс), пути местного значения (4-й, 5-й классы), малые реки (б-й, 7-й классы). На речном транспорте существуют различные техническое сооружения, обеспечивающее эффективность и безопасность работы. Это, прежде всего шлюзы для перехода судов с одного уровня воды на другой, бакены — знаки для обозначения опасностей на пути или ограждения фарватера, створы — знаки в виде башенных сооружений или столбов, устанавливаемые на линии фарватера для обозначения направления, мест поворотов и т.д.

Глубоководные внутренние водные пути обладают большой провозной способностью, их можно сравнить с многопутными железными дорогами, и они приспособлены к массовым перевозкам грузов и пассажиров. Перевозки некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным путям обходятся в 2-3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам.

Основные отличия речных судов от морских:

а) меньшая осадка;

б) габаритные размеры (обусловлены небольшими глубинами и извилистостью большей части речных путей, а также узостью фарватера);

в) отсутствие ряда элементов в конструкции и оборудовании (необходима на морских кораблях, что обусловлено специфичными условиями судоходства на реках), суда же речные выходящие в крупные озера и на морские пути по конструкции почти не отличаются от морских судов. Средний возраст речных судов 20 лет, около ½ всех транспортных судов (кроме сухогрузных барж) – больше 20 лет.

Речной флот состоит из:

- самоходных судов (пассажирских, грузовых, грузопассажирских);

- несамоходных судов (барж различного назначения);

- буксиров (толкачей – судов без собственных грузовых помещений, но с силовой установкой для тяги (буксировки) несамоходных судов);

- специализированные суда (овощевозы, а/мобилевозы, нефтерудовозы, суда типа река-море, баржи, рефрижераторы).

Водный путь – это судоходная часть рек, озер, водохранилищ и искусственных каналов с гидротехническими сооружениями.

Водный путь характеризуется:

- глубиной;

-широтой;

- радиусом закруглений (поворот);

По габаритам судового хода водные пути различают:

- сверхмагистрали – с гарантированными глубинами до 4 м;

- магистрали – с гарантированными глубинами до 2,6 м;

- пути местного значения – с гарантированными глубинами до 1 м.

Водные пути бывают:

- судоходные (по которым возможно безопасное хождение судов);

- сплавные (для сплава леса).

Судоходные различают: - естественные (реки и озера);

- искусственные (каналы и водохранилища).

Порты – основа берегового хозяйства речного транспорта, где осуществляется загрузка и разгрузка судов, посадка и высадка пассажиров, техническое обслуживание судов.

Речные порты бывают:

- универсальные (выполняют все виды работ);

- специализированные (только отдельные виды работ – грузовые или пассажирские).

Важнейшие элементы порта – причалы – оборудованные средствами механизации для погрузки-разгрузки судов, здесь имеются склады и складские площади для массовых грузов.

Пристань – представляет собой промежуточный пункт, где суда имеют кратковременную остановку для посадки-высадки пассажиров и частичной погрузки-выгрузки грузов.

Технология, организация и управление речным транспортом в Российской Федерации выглядит следующим образом:

Министерство транспорта Российской Федерации выполняет функции государственного органа по управлению речным транспортом, в том числе регулирование действий предприятий и объектов речного транспорта по обеспечению республиканских государственных нужд, непрерывности транспортного процесса и безопасности судоходства. Для осуществления этих функций, в составе центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации существует Департамент речного транспорта.

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038.

Главное управление водных путей и гидросооружений и Главная инспекция по безопасности судоходства и охране объектов находятся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Департамент речного транспорта возглавляется директором.

Структура подразделения Минтранса – Служба речного транспорта (Росречфлот)

Службa речного трaнспортa (Росречфлот)
  • Депaртaмент водных путей
  • Депaртaмент регулировaния производственной деятельности речного трaнспортa
  • Упрaвление кaдров и учебных зaведений речного трaнспортa
  • Упрaвление нaучно-технической политики и промышленности речного трaнспортa
· Упрaвление экономики речного трaнспортa

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: