Для повышения качества обслуживания пассажиров важен показатель плотности транспортной сети (количество километров транспортных путей на 1 м² площади города), которая должна обеспечить пассажиру время подхода к остановочному пункту в пределах 5 мин, т. е. доступность транспорта.
Поток пассажиров на городском транспорте примерно в 15 раз выше, чем на магистральных видах транспорта.
Городской транспорт классифицируется по виду тяги (электрическая, двигатели внутреннего сгорания, дизели, энергия человеческих мышц и др.); отношению к занятости территории города (уличный, внеуличный, на обособленном полотне и т.д.); скорости (скоростной, сверхскоростной и т. п.); технологии организации маршрутов (обычный, полуэкспресс, экспресс); провозной способности (низкая, малая, средняя, высокая).
Потребность города в транспорте определяется социальными нуждами: трудовыми и культурно-бытовыми передвижениями людей, посещениями мест отдыха, объемом грузовых связей между предприятиями, базами и складами, связью с пригородами и пригородными поселениями.
|
|
Характерным показателем, определяющим потребность в транспортном обслуживании, является так называемая транспортная подвижность населения — количество поездок, приходящееся в год на одного жителя (табл.).
Этот показатель связан не только с перечисленными выше факторами, влияющими на объем перевозок, но и с социальным и культурным значением города, исторически сложившимся развитием транспортной системы, а главное — платежеспособностью населения; зависящей, в свою очередь, от благосостояния государства в целом.
В городскую транспортную систему входит грузовое движение, обеспечивающее жизнедеятельность города, например перевозка торговых, строительных, промышленных грузов, вывоз мусора, уборка снега. Особая подвижность характерна для строительных грузов.
Таблица
Города | Население, тыс. чел. | Примерная транспортная подвижность населения, число поездок в год |
Крупнейшие | Более 2000 1000-2000 500-1000 | 700-850 580-700 510-670 |
Крупные | 250-500 | 460-650 |
Большие | 100-250 | 350-580 |
средние | 50-100 | 300-570 |
Малые | Менее 50 | 200-350 |
При движении грузового транспорта в общем потоке снижается скорость движения общего потока и пропускная способность улиц. В связи с этим во многих городах мира, в том числе я российских, на отдельных улицах грузовое движение запрещено или ограничено в определенные часы суток (например, в центральных частях города, в воскресные и праздничные дни). Отдельную номенклатуру грузов, особенно крупногабаритных тяжеловесных, перевозят ночью, в период спада движения. Провоз транзитных грузов запрещают, пуская их по специально построенным объездным трассам.