Тема 9. Финансово-бюджетная система и фискальная политика государства
Альтернативные подходы к определению характера регулирования
Альтернативные подходы к определению характера регулирования:
· кейнсианский подход;
· неоклассический подход.
Кейнсианский подход:
· рыночная экономика нестабильна, развивается циклически;
· восстановление стабильности невозможно без государственного вмешательства;
· для смягчения резких экономических спадов и подъёмов необходима дискретная фискальная и монетарная политика.
Дискретная политика изменяется в зависимости от экономической ситуации:
· стимулирующая политика на стадии спада;
· сдерживающая политика на стадии подъёма.
Неоклассический подход:
· рыночная экономика по своей природе стабильна, а нестабильность вызывает дискретная государственная политика;
· государственное регулирование должно не подстраиваться под экономическую ситуацию, а основываться на определённых правилах.
|
|
Финансово-бюджетная система – сложившаяся в обществе система отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Государственные фонды денежных средств:
· государственный бюджет;
· внебюджетные фонды.
Государственный бюджет – основной централизованный фонд денежных ресурсов, используемых для осуществления государством его функций и задач; смета (баланс) доходов и расходов государства.
Доходы госбюджета:
· поступления от бизнеса (налоги на бизнес);
· поступления от домохозяйств (личные налоги).
Расходы госбюджета:
· расходы на народное хозяйство;
· расходы на социальную сферу (культура, наука, здравоохранение, социальное обеспечение);
· расходы на оборону;
· расходы на управление.
Уровни госбюджета:
· федеральный бюджет;
· региональные бюджеты;
· местные бюджеты.
Внебюджетные фонды:
· Пенсионный фонд РФ;
· Фонд социального страхования;
· Фонд обязательного медицинского страхования и др.
9.2. Понятие фискальной политики и её инструменты
Фискальная политика – изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного общественного продукта.
Инструменты фискальной политики:
· осуществление государственных расходов;
· взимание налоговых платежей (налогообложение).
Государственные расходы:
· государственные закупки;
· трансфертные платежи (трансферты).
Государственные закупки – расходы государства на приобретение товаров и услуг (т.е. такие расходы, которым противостоят реальные блага).
|
|
Трансфертные платежи – выплаты отдельным домохозяйствам или фирмам денег (или передача им товаров и услуг) на безвозмездной основе; к ним относятся: пенсии, стипендии, пособия, дотации, субвенции, субсидии, компенсации и др.
Налоговые платежи – обязательные взносы в госбюджет или внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиком в соответствии с законодательством; к ним относятся налоги, сборы и пошлины.
Виды налогов (1):
· в зависимости от объекта налогообложения:
o прямые налоги;
o косвенные налоги.
Прямые налоги налагаются на доход или имущество конкретного лица; примеры налогов на доход – подоходный налог, налог на прибыль; примеры налогов на имущество – налог на недвижимость, налог на наследование или дарение.
Косвенные налоги налагаются на определённые виды деятельности; примеры – налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.
Виды налогов (2):
· в зависимости от шкалы налогообложения:
o прогрессивные налоги;
o регрессивные налоги;
o пропорциональные налоги.
Прогрессивный налог – налог, ставка которого растет по мере роста облагаемой суммы.
Регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере роста облагаемой суммы.
Пропорциональный налог – налог, по которому установлена единая стабильная ставка, не зависящая от облагаемой суммы.
Эффект Лаффера – закономерность, согласно которой превышение налоговой ставкой определённого уровня ведёт не к увеличению, а к уменьшению поступлений в бюджет; причины – снижение деловой активности, сокрытие доходов.
Сочетание инструментов фискальной политики находит выражение в величине чистых налогов – налоговых поступлений за вычетом трансфертных платежей.