РАЗДЕЛ 10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Контрольные вопросы для самопроверки.
1. Назовите основные черты постиндустриального общества.
2. Почему современное общество называют еше информационным?
3. Раскройте понятие технократизма. В чем его негативная роль для современного человека?
4. В чём причина появления технического алармизма?
5. На каких основаниях строит свои рассуждения культуркритицизм?
6. Какие проблемы современного человека вызваны бурным развитием науки и техники?
7. Согласны ли Вы с авторами, которые предлагают свои решения проблемы соотношения социального и «инструментального»?
8. Какие проблемы современности получили название «глобальных»? Каковы причины их возникновения?
9. Назовите современные основные глобальные проблемы.
Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно–биологическое существование. Задача сложна, поскольку сложен и во многом не предсказуем сам мир человека, строящийся на активном вмешательстве идеального в ход развития. Тем не менее, общественная мысль в силу творческой способности неизбежно переходит к прогнозам будущего, опираясь на прошлое и настоящее. Но если ранние концепции, не имея разработанной научной методологии познания, опирались на мечты и фантазии, то современное видение будущего стремится использовать весь арсенал достижений науки, прежде всего в области гуманитарного знания. Однако, используя данные науки, не следует забывать, что философское познание отлично от научного, поэтому его прогнозы должны строиться на включённости человека как живой активной силы в происходящие события в мире. Поэтому философия, учитывая субъективный фактор развития, отходит от принципа однозначности и неизбежности истории человека и общества. Но, обладая прогностической функцией, она выдвигает свои прогнозы относительно будущего. (Хотя часть философов и отрицает возможность предвидения).
В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты: онтологический, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.
Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно и самой сущности бытия – его объективных законов, причинно – следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остаётся неизменным, и поэтому можно проследить будущего.
Гносеологический аспект основывается на том, что познание мира возможно, постоянно расширяется и углубляется, поэтому возможно и прогнозирование как особое познание.
Логический аспект делает упор на постоянстве законов логики, которые помогают организовывать человеческое мышление и, соответственно, познание.
Нейрофизиологический аспект основывается на возможности сознания и мозга к опережающему отражению действительности.
Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.
Литература.
1. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Гл. 12, п. 1.